Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры.
1. Организм человека, как единая саморазвивающаяся и саморегулирующая биологическая система.
2. Организм человека, как единая саморазвивающаяся и саморегулирующая биологическая система.
3. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности.
4. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.
5. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.
Основные понятия: организм человека, функциональная система организма, саморегуляция и самосовершенствование организма, гомеостаз, резистентность, рефлекс, адаптация, социально-биологические основы физической культуры, экологические факторы, гиподинамия и гипокинезия, гипоксия, максимальное потребление кислорода, двигательные умения и навыки.
1. Организм человека, как единая саморазвивающаяся и саморегулирующая биологическая система
Занятия физическими упражнениями спортом вызывают в организме человека многосторонние и глубокие изменения в соответствии с общими биологическими принципами. Поэтому естественнонаучную основу физического воспитания составляют медико-биологические науки – биология, физиология, анатомия, морфология и др. Методология этих наук лежит в основе современной теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки. Современная наука рассматривает организм человека как единое целое, в которой все органы и системы находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии, и образует сложную саморегулирующую, саморазвивающуюся структуру.
Выделяются следующие основные принципы управления регулирования:
1.Принцип неравномерности, на основании которого живые организмы способны поддерживать динамическое неравновесие, ассиметричное состояние относительно окружающей среды, то есть сохранять свой гомеостаз.
2.Принцип замкнутого контура регулирования заключается в том, что в живой системе информация о реакции на поступившие раздражения определенным образом анализируется и в случае необходимости корректируется. Информация циркулирует по замкнутому кругу, с использованием механизмов обратной связи, пока не реализуется необходимый результат.
3.Принцип прогнозирования состоит в том, что биосистема определяет свое поведение в будущем на основе оценки вероятности повторения прошлого опыта.
2. Воздействие природных и социальных факторов на организм и жизнедеятельность человека.
Каждому человеку в генном наборе природа запрограммировала определенное количество лет. Но можно твердо сказать, что до своего генетического срока никто не доживает, ведь эта планка колеблется как минимум от 90-100лет до 150-170 лет у людей с очень хорошей генетикой.
Выяснилось, что социальные факторы, а также состояние окружающей среды оказывает огромное воздействие на здоровье и жизнедеятельность человека.
К факторам, определяющим здоровье, необходимо отнести:
- качество наследственности;
- качество образа жизни;
- качество экологического окружения;
- качество социально-экономических условий жизни;
- качество медицины.
Наследственность – краеугольный камень здоровья. У большинства людей очень слабое и часто неправильное представление о значении наследственности. Абсолютное большинство наших болезней есть лишь реализация во времени наследственных предрасположенностей.
Пренебрежительное отношение к охране окружающей среды, пренебрежение к охране здоровья человека привело к тому, что воду пьем ржавую, мутную; продукты едим сомнительного качества, а то, чем дышим, воздухом назвать можно весьма условно. Например, в прошлом году воздух содержал такое количество вредных веществ, выброшенных только автомобилями, что на каждую голову, включая новорожденных младенцев, пришлось по ушату весом 200 кг.
3. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности.
При длительной или напряженной умственной деятельности наступает – утомление, то есть временное снижение работоспособности человека в процессе умственной деятельности.
Правда, сигнал этот может быть заторможен волевым усилием человека, но таким образом не ликвидирует его, а лишь отдаляет.
1.Утомление сопровождается снижением мотивации к деятельности.
2.При умственном утомлении заметно понижается чувствительность глаза к световым и цветовым сигналам:
- снижается критическая частота слияния световых мельканий;
- увеличивается время простой реакции;
- происходит снижение памяти, внимания, качества ассоциаций.
Если продолжительность отдыха после умственного утомления недостаточна для полного восстановления работоспособности человека и функционального состояния его организма, то возникает переутомление.
Основной причиной переутомления является нарушение режима труда и отдыха.
Усталость – субъективное восприятие специфического ощущения утомления, выражающееся в желании прекратить или уменьшить нагрузку.
При выраженной и особенно тяжелой степени переутомления характерны:
- чувство усталости, отмеченное уже перед началом работы;
- отсутствие интереса к работе и окружающей обстановке;
- апатия;
- повышенная раздражительность и неадекватность реакции на шутки и реплики товарищей;
- снижение аппетита;
- головокружение и головная боль.
Работоспособность – это свойство, определяемое умственным и физическим потенциалом человека и выражающееся максимумом работы, которую он в состоянии и желает выполнить в данный момент.
Факторы, определяющие работоспособность:
1.Психофизиологическое состояние человека;
2.Степень индивидуального развития человека;
3.Баланс энергии во внерабочем времени;
4.Состояние здоровья.
Важное условие высокой работоспособности заключается в правильном чередовании труда и отдыха, а также в смене одних форм труда другими. Перемена занятий, переключение с одного вида умственного труда на другой, чередование мыслительной деятельности с физической нагрузкой, прерывание на определенное время умственной работы на недалеко еще зашедшей стадии утомления.
4. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.
С позиции физического развития и физического воспитания для нас наиболее интересны следующие системы: нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная и др.
Под влиянием занятий физическими упражнениями, спортом в функциональных системах происходят прогрессивные морфофункциональные изменения, которые обеспечивают приспособляемость организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам. Без знания закономерностей функционирования органов и систем организма, особенностей сложных процессов жизнедеятельности, нельзя правильно организовать процесс физического воспитания, определить объем и интенсивность физических нагрузок, обеспечить оздоровительный эффект занятий.
Нервная система человека условно делится на соматическую, регулирующую деятельность органов чувств и скелетных мышц, и вегетативную, которая иннервирует внутренние органы. Кроме того, нервную систему подразделяют на центральную и периферическую.
Периферическая нервная система состоит из огромного числа нервных волокон, пронизывающих все органы и ткани человеческого тела. Около половины всех нервных волокон – чувствительные нервы (афферентные, приносящие), которые оканчиваются специальными разветвлениями – рецепторами, расположенными в большинстве клеток организма. Оттуда доставляется информация в центральную нервную систему. Другая половина нервных волокон – двигательные нервы, идущие от центральной нервной системы к тканям и органам (эфферентные) и передающие «инструкции», «приказы» к деятельности.
Умения – это действия, основу которых составляет практическое применение полученных знаний, приводящее к успеху в конкретной деятельности.
Навык – тоже действие, доведенное путем повторения до такой степени совершенства, при которой оно выполняется правильно, быстро и экономно (легко) с высоким количественным и качественным результатом.
Развитию и совершенствованию нервной системы под воздействием физических упражнений будет посвящен значительный материал в других разделах теоретического курса.
Опорно-двигательная система в свою очередь делится на костную и мышечную. Которые целесообразно рассматривать отдельно.
Костная система состоит из более 200 костей, соединенных с помощью суставов в подвижные сочленения, с помощью которых могут работать мышцы, выполняться движения. Скелет служит опорой для тела, защищает важные органы, например головной и спинной мозг.
Сердечнососудистая система (ССС) обеспечивает циркуляцию крови в организме. Кровь транспортирует питательные вещества, кислород к клеткам, а конечные продукты обмена от них, выполняет регуляторную функцию, осуществляет перенос гормонов и других физиологически активных веществ, воздействующих на различные органы и ткани.
Дыхательная система включает в себя органы дыхания, в которых происходит обмен газов между кровью и наружной средой. Это сложный комплекс физиологических процессов, обеспечивающих потребление кислорода и выделение углекислого газа тканями живого организма.
Если в ткани поступает меньшее количество кислорода, чем для полного обеспечения потребности в энергии, наступает кислородное голодание или гипоксия.
В основе выносливости лежит функциональная устойчивость организма к недостатку кислорода. Чтобы полнее обеспечить себя кислородом в условиях гипоксии, организм реализует мощные компенсаторные механизмы. Известно, что мышцы при напряженной работе увеличивают скорость утилизации кислорода в 100 и более раз. Под влиянием тренировки улучшается способность различных групп мышц усваивать кислород.
Пищеварительная система объединяет органы, при помощи которых организм воспринимает пищевые вещества извне и осуществляет функцию пищеварения. Главная функция пищеварительной системы – обеспечение обмена веществ, одного из главных звеньев обеспечения энергией.
Основным обменом называется расход энергии в состоянии полного покоя, натощак, при температуре окружающей среды 20-22° С. В этих условиях расход энергии взрослого человека в среднем составляет 1 ккал на 1 кг веса в час. При весе равном 70 кг основной обмен в сутки равен 1680 ккал.
Количество энергии, расходуемое на мышечную работу, зависит от активности человека, от характера его трудовой деятельности. Так при ходьбе энергия расходуется на 8-10% больше, чем в покое, при беге на 40% и более.
По энергозатратам трудовая деятельность делится на 4 группы:
1.Умственный труд (суточный расход энергии 2300-3000 ккал).
2.Механизированная работа (2500-3000 ккал).
3.Частично механизированная работа (2600-3500 ккал).
4.Тяжелый физический труд (3000-4000 ккал).
Спортивная деятельность сопровождается значительными суточными затратами энергии до 4500-5000 ккал.
5. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.
Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии, к умению выполнять его, а затем от умения к навыку. Возможность научиться рациональным двигательным действиям зависит от приобретения верных знаний о сути, правилах и условиях их выполнения, но превращение знания в действие может произойти только на основе его практического осуществления.
Отличительные признаки двигательного умения:
1. Постоянная концентрация внимания в процессе действия;
2. Относительное несоответствие модели действия, разрушение под воздействием сбивающего фактора;
3. Расчлененность или мало выраженная слитность.
Последовательно работая над двигательным умением, двигательное действие достигает следующей ступени формирования – стадии навыка. По мере многократного воспроизведения действия, модель постепенно становится отлаженной, относительно параметров стандарта или представления о нем, связи между элементами становятся прочными, появляется четкая слитность движений, отпадает потребность в постоянной концентрации внимания, возрастает вклад двигательных автоматизмов. Под воздействием сбивающих факторов модель двигательного действия сохраняется. Все это подчеркивает, что двигательное действие находится в стадии навыка.
Отличительные признаки двигательного навыка:
1.Повышенная степень участия двигательных автоматизмов в осуществлении частных операций.
2.Повышенная устойчивость техники движений по отношению к сбивающим факторам.
3.Выраженная слитность операций и сокращение времени выполнения действий.
- Учитель: Бахтина Ирина Леонидовна