Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры.

 

1. Организм человека, как единая саморазвивающаяся и саморегулирующая биологическая система.

2. Организм человека, как единая саморазвивающаяся и саморегулирующая биологическая система.

3. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности.

4. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.

5. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.

 

Основные понятия: организм человека, функциональная система организма, саморегуляция и самосовершенствование организма, гомеостаз, резистентность, рефлекс, адаптация, социально-биологические основы физической культуры, экологические факторы, гиподинамия и гипокинезия, гипоксия, максимальное потребление кислорода, двигательные умения и навыки.

 

1. Организм человека, как единая саморазвивающаяся и саморегулирующая биологическая система

Занятия физическими упражнениями спортом вызывают в организме человека многосторонние и глубокие изменения в соответствии с общими биологическими принципами. Поэтому естественнонаучную основу физического воспитания составляют медико-биологические науки – биология, физиология, анатомия, морфология и др. Методология этих наук лежит в основе современной теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки. Современная наука рассматривает организм человека как единое целое, в которой все органы и системы находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии, и образует сложную саморегулирующую, саморазвивающуюся структуру.

Выделяются следующие основные принципы управления регулирования:

1.Принцип неравномерности, на основании которого живые организмы способны поддерживать динамическое неравновесие, ассиметричное состояние относительно окружающей среды, то есть сохранять свой гомеостаз.

2.Принцип замкнутого контура регулирования заключается в том, что в живой системе информация о реакции на поступившие раздражения определенным образом анализируется и в случае необходимости корректируется. Информация циркулирует по замкнутому кругу, с использованием механизмов обратной связи, пока не реализуется необходимый результат.

3.Принцип прогнозирования состоит в том, что биосистема определяет свое поведение в будущем на основе оценки вероятности повторения прошлого опыта.

 

2. Воздействие природных и социальных факторов на организм и жизнедеятельность человека.

Каждому человеку в генном наборе природа запрограммировала определенное количество лет. Но можно твердо сказать, что до своего генетического срока никто не доживает, ведь эта планка колеблется как минимум от 90-100лет до 150-170 лет у людей с очень хорошей генетикой.

Выяснилось, что социальные факторы, а также состояние окружающей среды оказывает огромное воздействие на здоровье и жизнедеятельность человека.

К факторам, определяющим здоровье, необходимо отнести:

- качество наследственности;

- качество образа жизни;

- качество экологического окружения;

- качество социально-экономических условий жизни;

- качество медицины.

Наследственность – краеугольный камень здоровья. У большинства людей очень слабое и часто неправильное представление о значении наследственности. Абсолютное большинство наших болезней есть лишь реализация во времени наследственных предрасположенностей.

Пренебрежительное отношение к охране окружающей среды, пренебрежение к охране здоровья человека привело к тому, что воду пьем ржавую, мутную; продукты едим сомнительного качества, а то, чем дышим, воздухом назвать можно весьма условно. Например, в прошлом году воздух содержал такое количество вредных веществ, выброшенных только автомобилями, что на каждую голову, включая новорожденных младенцев, пришлось по ушату весом 200 кг.

 

3. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности.

При длительной или напряженной умственной деятельности наступает – утомление, то есть временное снижение работоспособности человека в процессе умственной деятельности.

Правда, сигнал этот может быть заторможен волевым усилием человека, но таким образом не ликвидирует его, а лишь отдаляет.

1.Утомление сопровождается снижением мотивации к деятельности.

2.При умственном утомлении заметно понижается чувствительность глаза к световым и цветовым сигналам:

- снижается критическая частота слияния световых мельканий;

- увеличивается время простой реакции;

- происходит снижение памяти, внимания, качества ассоциаций.

Если продолжительность отдыха после умственного утомления недостаточна для полного восстановления работоспособности человека и функционального состояния его организма, то возникает переутомление.

Основной причиной переутомления является нарушение режима труда и отдыха.

Усталость – субъективное восприятие специфического ощущения утомления, выражающееся в желании прекратить или уменьшить нагрузку.

При выраженной и особенно тяжелой степени переутомления характерны:

- чувство усталости, отмеченное уже перед началом работы;

- отсутствие интереса к работе и окружающей обстановке;

- апатия;

- повышенная раздражительность и неадекватность реакции на шутки и реплики товарищей;

- снижение аппетита;

- головокружение и головная боль.

Работоспособность – это свойство, определяемое умственным и физическим потенциалом человека и выражающееся максимумом работы, которую он в состоянии и желает выполнить в данный момент.

Факторы, определяющие работоспособность:

1.Психофизиологическое состояние человека;

2.Степень индивидуального развития человека;

3.Баланс энергии во внерабочем времени;

4.Состояние здоровья.

Важное условие высокой работоспособности заключается в правильном чередовании труда и отдыха, а также в смене одних форм труда другими. Перемена занятий, переключение с одного вида умственного труда на другой, чередование мыслительной деятельности с физической нагрузкой, прерывание на определенное время умственной работы на недалеко еще зашедшей стадии утомления.

 

4. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.

С позиции физического развития и физического воспитания для нас наиболее интересны следующие системы: нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная и др.

Под влиянием занятий физическими упражнениями, спортом в функциональных системах происходят прогрессивные морфофункциональные изменения, которые обеспечивают приспособляемость организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам. Без знания закономерностей функционирования органов и систем организма, особенностей сложных процессов жизнедеятельности, нельзя правильно организовать процесс физического воспитания, определить объем и интенсивность физических нагрузок, обеспечить оздоровительный эффект занятий.

Нервная система человека условно делится на соматическую, регулирующую деятельность органов чувств и скелетных мышц, и вегетативную, которая иннервирует внутренние органы. Кроме того, нервную систему подразделяют на центральную и периферическую.

Периферическая нервная система состоит из огромного числа нервных волокон, пронизывающих все органы и ткани человеческого тела. Около половины всех нервных волокон – чувствительные нервы (афферентные, приносящие), которые оканчиваются специальными разветвлениями – рецепторами, расположенными в большинстве клеток организма. Оттуда доставляется информация в центральную нервную систему. Другая половина нервных волокон – двигательные нервы, идущие от центральной нервной системы к тканям и органам (эфферентные) и передающие «инструкции», «приказы» к деятельности.

Умения – это действия, основу которых составляет практическое применение полученных знаний, приводящее к успеху в конкретной деятельности.

Навык – тоже действие, доведенное путем повторения до такой степени совершенства, при которой оно выполняется правильно, быстро и экономно (легко) с высоким количественным и качественным результатом.

Развитию и совершенствованию нервной системы под воздействием физических упражнений будет посвящен значительный материал в других разделах теоретического курса.

Опорно-двигательная система в свою очередь делится на костную и мышечную. Которые целесообразно рассматривать отдельно.

Костная система состоит из более 200 костей, соединенных с помощью суставов в подвижные сочленения, с помощью которых могут работать мышцы, выполняться движения. Скелет служит опорой для тела, защищает важные органы, например головной и спинной мозг.

Сердечнососудистая система (ССС) обеспечивает циркуляцию крови в организме. Кровь транспортирует питательные вещества, кислород к клеткам, а конечные продукты обмена от них, выполняет регуляторную функцию, осуществляет перенос гормонов и других физиологически активных веществ, воздействующих на различные органы и ткани.

Дыхательная система включает в себя органы дыхания, в которых происходит обмен газов между кровью и наружной средой. Это сложный комплекс физиологических процессов, обеспечивающих потребление кислорода и выделение углекислого газа тканями живого организма.

Если в ткани поступает меньшее количество кислорода, чем для полного обеспечения потребности в энергии, наступает кислородное голодание или гипоксия.

В основе выносливости лежит функциональная устойчивость организма к недостатку кислорода. Чтобы полнее обеспечить себя кислородом в условиях гипоксии, организм реализует мощные компенсаторные механизмы. Известно, что мышцы при напряженной работе увеличивают скорость утилизации кислорода в 100 и более раз. Под влиянием тренировки улучшается способность различных групп мышц усваивать кислород.

Пищеварительная система объединяет органы, при помощи которых организм воспринимает пищевые вещества извне и осуществляет функцию пищеварения. Главная функция пищеварительной системы – обеспечение обмена веществ, одного из главных звеньев обеспечения энергией.

Основным обменом называется расход энергии в состоянии полного покоя, натощак, при температуре окружающей среды 20-22° С. В этих условиях расход энергии взрослого человека в среднем составляет 1 ккал на 1 кг веса в час. При весе равном 70 кг основной обмен в сутки равен 1680 ккал.

Количество энергии, расходуемое на мышечную работу, зависит от активности человека, от характера его трудовой деятельности. Так при ходьбе энергия расходуется на 8-10% больше, чем в покое, при беге на 40% и более.

По энергозатратам трудовая деятельность делится на 4 группы:

1.Умственный труд (суточный расход энергии 2300-3000 ккал).

2.Механизированная работа (2500-3000 ккал).

3.Частично механизированная работа (2600-3500 ккал).

4.Тяжелый физический труд (3000-4000 ккал).

Спортивная деятельность сопровождается значительными суточными затратами энергии до 4500-5000 ккал.

 

5. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.

Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии, к умению выполнять его, а затем от умения к навыку. Возможность научиться рациональным двигательным действиям зависит от приобретения верных знаний о сути, правилах и условиях их выполнения, но превращение знания в действие может произойти только на основе его практического осуществления.

Отличительные признаки двигательного умения:

1. Постоянная концентрация внимания в процессе действия;

2. Относительное несоответствие модели действия, разрушение под воздействием сбивающего фактора;

3. Расчлененность или мало выраженная слитность.

Последовательно работая над двигательным умением, двигательное действие достигает следующей ступени формирования – стадии навыка. По мере многократного воспроизведения действия, модель постепенно становится отлаженной, относительно параметров стандарта или представления о нем, связи между элементами становятся прочными, появляется четкая слитность движений, отпадает потребность в постоянной концентрации внимания, возрастает вклад двигательных автоматизмов. Под воздействием сбивающих факторов модель двигательного действия сохраняется. Все это подчеркивает, что двигательное действие находится в стадии навыка.

Отличительные признаки двигательного навыка:

1.Повышенная степень участия двигательных автоматизмов в осуществлении частных операций.

2.Повышенная устойчивость техники движений по отношению к сбивающим факторам.

3.Выраженная слитность операций и сокращение времени выполнения действий.

 


Информация по данному курсу выкладывается на online.edu: Нет