Тема 2.2. Определение уровня эмоционального выгорания и склонности к психосоматическим расстройствам у педагогов
Теоретический материал
План
1. Факторы возникновения эмоционального выгорания у педагогов.
2. Основные проявления эмоционального выгорания, его связь со стрессом.
3. Проявления психосоматических расстройств у педагогов.
4. Диагностические методы оценки уровня эмоционального выгорания и психосоматических расстройств у педагогов.
Факторы возникновения эмоционального выгорания у педагогов
Термин «эмоциональное выгорание» (ЭВ) был введен американским психиатром Гербертом Фрейденбергером. Он описал синдром выгорания, который наблюдал у своих коллег и самого себя в период работы в альтернативной службе медицинской помощи. Однако он использовал данный термин как метафору.
По Фрейденбергеру психическое выгорание – это истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей. Наряду с этим термином в литературе описано «профессиональное выгорание», которое возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
Выгорающий человек начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, он старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой, осложненная напряженными эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям. Поэтому трудоголики, готовые выкладываться по 24 часа в сутки, отдаваться работе без остатка, без перерывов, входных и отпусков, – первые кандидаты на полное психологическое выгорание, приводящее в результате к ранней смертности.
Педагогические профессии относятся к помогающим, предполагают огромные затраты энергии, пролонгирование профессиональных обязанностей после окончание рабочего дня, большое количество разнообразных проверок, аттестаций и аккредитаций. Поэтому сама педагогическая профессия является фактором возникновения эмоционального выгорания.
Многочисленные исследования анализируют педагогические профессии, рассматривая конкретные условия, в большей или меньшей степени способствующие эмоциональному выгоранию.
Выделяют две группы факторов, влияющих на формирование эмоционального выгорания в целом: организационные и индивидуальные.
Организационные факторы – это те факторы, которые связаны с условиями и содержанием труда. К ним относятся условия работы (нагрузка, отдых, заработная плата и т. д.), контингент работы, социальный статус, социальная поддержка, стиль руководства и др. Так, демократический стиль руководства в меньшей степени приводит к ЭВ, чем авторитарный. Непропорциональное стимулирование (денежное и моральное) – наиболее важный фактор ЭВ. Педагоги воспринимают это как отсутствие справедливости.
В нашем исследовании обнаружено, что наиболее подвержены эмоциональному выгоранию педагоги начальной школы, которые проживают в небольших городках. Также высокий риск имеют педагоги, которые обучают детей с особыми образовательными потребностями.
К индивидуальным факторам относят возраст, стаж, семейное положение, уровень социального интеллекта.
Наиболее уязвимые – педагоги в возрасте от 40 до 50 лет. Однако имеются исследования, которые приводят другие показатели – 22–31 год. Выделяют профессиональный кризис педагога – 11–15 лет стажа, когда риск невротизации особенно высок. Большое значение имеют стратегии поведения в стрессе и уровень алекситимии.
Большое значение имеет так называемая ролевая неопределенность – нечеткость границ профессиональных обязанностей. В современной педагогической среде этот фактор встречается повсеместно. Современный педагог не только передает знания детям, используя и осваивая новые педагогические методики, но и занимается другой деятельностью: пишет программы, организует конкурсы, разрабатывает проекты и гранты и т. д. Во время пандемии многие педагоги также вынуждены выходить из своего профессионального поля, испытывая при этом дистресс.
Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция.
Среди индивидуальных факторов выделяют личностные особенности, способствующие эмоциональному выгоранию. К ним относят следующие:
1. Педантичный тип личности. Характеризуется добросовестностью, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка, излишней привязанностью к прошлому. Симптомы переутомления – апатия, сонливость.
2. Демонстративный тип характеризуется стремлением первенствовать во всем, свойственна высокая степень истощаемости при выполнении рутинной работы. Переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости.
3. Эмотивный тип характеризуется чувствительностью, впечатлительностью, склонностью воспринимать чужую боль, граничит с патологией, с саморазрушением.
Основные проявления эмоционального выгорания, его связь со стрессом
Развитие синдрома эмоционального выгорания носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома эмоционального выгорания появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно. Сначала наблюдается приглушение эмоций, исчезают острота чувств и сладость переживаний. Потом начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, в кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о некоторых своих коллегах. Далее, во время общения, он начинает чувствовать неприязнь к ним. На первых порах легко сдерживает ее, но постепенно скрывать раздражение все труднее, и, наконец, озлобленность буквально выплескивается. Жертвой становится ни в чем не повинный человек, который ждал от профессионала помощи и человечности. Причем «выгорающий» сам не понимает причины поднимающегося в нем раздражения. И в заключении – полное «выгорание» специалиста. Человек по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но если приглядеться, станут заметны пустой взгляд и ледяное сердце, весь мир ему безразличен. Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты. Синдром эмоционального выгорания очень часто сопряжен с психосоматикой.
Эмоциональное выгорание может рассматриваться с точки зрения наличия трех уровней и трех стадий. У индивидуума, подверженного эмоциональному выгоранию первой стадии, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и симптомы появляются в легкой форме и выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления или организации перерывов в работе. На второй стадии эмоционального выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны. Педагоги могут чувствовать себя истощенными после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе требуются дополнительные усилия. Признаки и симптомы третьей стадии эмоционального выгорания являются хроническими. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа расстройства пищеварения и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения.
Б. Махер в своем обзоре обобщает перечень симптомов эмоционального выгорания: усталость, утомление, истощение, психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к клиентам, негативное отношение к самой работе, скупость репертуара рабочих действий, злоупотребление химическими агентами (табаком, кофе, алкоголем, наркотиками), отсутствие аппетита или переедание, негативная Я-концепция, агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбужденности, гнев), упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности, переживание чувства вины).
Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер.
Изменения в чувствах «выгорающего» специалиста: утрата чувства юмора или юмор висельника; постоянное чувство неудачи, вины и самообвинения; часто испытывает гнев, чувство обиды и горечи; повышенная раздражительность, проявляемая на работе и дома; ощущение, как будто к нему придираются; чувство обескураженности и равнодушия; бессилие; снятие стресса, а не творческая деятельность.
Изменения в мышлении «выгорающего» специалиста: все более упорные мысли о том, чтобы оставить работу; снижение способности сконцентрировать внимание; ригидное мышление, сопротивляющееся изменениям; усиление подозрительности и недоверчивости; циничное, порицающее отношение к клиентам; менталитет жертвы; озабоченность собственными потребностями и личным выживанием.
Изменения в здоровье «выгорающего» специалиста: нарушенный сон; частые, длительно текущие незначительные недуги; повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; утомляемость и истощение в течение целого дня; ускорение нарушений психического и соматического здоровья.
Выделяют в развитии эмоционального выгорания последовательно сменяющие друг друга стадии, различающиеся по степени вовлеченности человека в этот процесс и соответственно по степени обратимости:
1. Невротическая реакция. Меняется в первую очередь телесное и эмоциональное самочувствие человека. Изменения представляют собой классические черты одной из форм невроза – так называемой неврастении, или синдрома раздражительной слабости. Это такие проявления истощения нервной системы, как повышенная утомляемость, снижение умственной (и возможно физической) работоспособности, многообразные проявления телесного дискомфорта. Здесь же и раздражительность, и повышенная конфликтность, когда человек срывает собственное дурное настроение на окружающих.
2. Невротическое развитие. Изменяется поведение человека: меняется его отношение к работе, вплоть до появления отвращения к ней, следствием чего становится формальное выполнение профессиональных обязанностей. Этот подход хорошо знаком по временам застоя, когда труд нередко строился по принципу: «Нам делают вид, что платят, а мы делаем вид, что работаем». Это сочетается с социальной отгороженностью. Человек воздвигает невидимый барьер между собой и окружающими. При общении с таким собеседником возникает ощущение, что он находится как бы за стеклом.
3. Стойкое изменение личности. Эти изменения укладываются в русло так называемой профессиональной деформации личности. Обычно это проявляется в форме душевной черствости, циничности, а также подчеркнутой агрессивности (варьирующей от раздражительности до неприкрытого хамства). Все это протекает на фоне общего эмоционального оскудения, когда человек постепенно утрачивает способность радоваться жизни. Ситуация может усугубляться склонностью к перепадам настроения, появлением кратковременных эпизодов эмоционального спада или затяжных периодов депрессии (нередко скрытой, в состоянии которой человек может пребывать годами).
Очевидно, что в основе эмоционального выгорания находится стресс или несколько стрессов, которые истощают ресурсы специалиста. Существует огромное количество классификаций стресса. Различают стрессы профессиональные, личностные, стрессы ответственности. К профессиональным стрессам можно отнести вхождение в новую профессиональную среду, ситуации нововведений и конфликтов в этой сфере, ситуации изменения требований к профессии, внутренних кризисов, профессионального роста, карьеры. Так, ситуации нововведений и конфликтов в профессиональной сфере могут способствовать появлению у человека стрессовых проявлений: беспомощности, эмоциональной напряженности, снижения работоспособности, уровня самокритичности.
В преодолении стресса задействованы три важнейших фактора: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Существуют индивидуальные различия в том, какая из сфер психики окажется наиболее уязвимой при длительном высоком напряжении. Выбор «мишени» обусловливают ситуативные факторы и личностные особенности. При сильном стрессе возникают: навязчивые мысли или образы (когнитивная сфера); застревание, зацикленность переживаний (эмоциональная сфера); навязчивые стремления, действия, ритуалы (поведенческая сфера); нарушение социальных связей и социальная дезадаптация (социально-психологическая сфера).
Многие исследователи предпринимают попытки обнаружить связь между производственными стресс-факторами и симптомами «выгорания». Значимые корреляции были обнаружены между общим (суммарным) показателем «выгорания» и характеристиками работы (значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу); между деперсонализацией и прогулами (недисциплинированностью), плохими отношениями с семьей и с друзьями; между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями; между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы.
Проявления психосоматических расстройств у педагогов
Психосоматическая медицина – относительно новое направление в клинической психологии, имеющее, однако, древние корни (опыты Авицены). Интерес к этому направлению в контексте проблемы психологической безопасности образовательного пространства обусловлен следующим:
1. В современном обществе все больше увеличивается нагрузка на эмоциональную и личностную сферы человека, что ведет к психологическому стрессу.
2. В медицинской области существуют эффективные технологии, позволяющие преодолеть тяжелые заболевания, поддержать человека с хроническими заболеваниями.
3. В целом угроза жизни современному человеку со стороны биологических страданий уменьшается, в то время как угроза со стороны телесных заболеваний, вызванных психологическими факторами, растет.
Психосоматические расстройства рассматриваются как некий сигнал человеку об имеющихся нерешенных психологических и жизненных задачах.
В психосоматической медицине выделяют различные формы психосоматических расстройств.
Конверсионные симптомы – это симптоматика, при которой невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку. В таком случае симптом носит символический характер, демонстрация симптомов может восприниматься как способ разрешения конфликта. Наиболее часто данные симптомы касаются произвольной моторики, органов чувств. Ярчайшие примеры – истерические параличи и парестезии, психогенная слепота и глухота, рвота, а также болевые феномены.
Функциональные синдромы – это, как правило, совокупность неопределенных жалоб, имеющих яркую картину, которые могут затрагивать сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, двигательный аппарат, систему дыхательных органов, а также мочеполовую систему. К данной группе относится подавляющее большинство «проблемных больных». Бессилие врача в данном случае связано с тем, что симптоматика, описывающая жалобы, очень многообразна. Зачастую у пациентов в таких случаях наблюдаются лишь функциональные нарушения конкретного органа или системы, т. е. отсутствует поражение или органическое изменение. Основное отличие от конверсионных симптомов заключается в том, что отдельно взятый симптом не имеет специфического значения, являясь неспецифическим следствием нарушенной соматической функции. Александер описывал их как признаки, которые сопровождают признаки эмоционального напряжения без характерных черт, и обозначил как органные неврозы.
Психосоматозы – это непосредственно психосоматические болезни. В узком смысле, их ядром является первичная телесная реакция на переживаемый внутренний конфликт, который может быть связан с морфологически устанавливаемыми изменениями и патологиями в системе органов. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор органа. Принято считать истинно психосоматическими болезнями (психосоматозами) именно те заболевания, в симптоматике которых присутствуют органические изменения.
Рассмотрим чуть более подробно основные психосоматозы.
Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, основными проявлениями являются повторяющиеся эпизоды свистящего дыхания, кашель, ощущение нехватки воздуха и чувство стеснения в груди. Еще Ф. Александер отмечал в своих работах влияние эмоций, вызванных реакциями организма на эмоциональное раздражение. Малкина-Пых отмечает, что в силу развития иммунологии, внимание к этиологии заболевания сместилось с невротического подхода на аллергический компонент и только недавно оно вновь начинает возвращаться к психосоматическому направлению. Александер связывал астму с излишней привязанностью к матери и нежеланием сепарации, а любая угроза в свою очередь провоцировала приступ. Бронхиальная астма, по мнению Малкиной-Пых, также может быть связана с заниженной самооценкой, чрезмерной требовательностью к себе и тенденцией к перекладыванию ответственности.
Язвенный колит – это хроническое заболевание, связанное с воспалением прямой и толстой кишки. Периодически у больного возникают обострения, для которых характерно воспаление слизистой оболочки и подслизистого слоя, отек, гиперемия и инфильтрация полиморфонукларными клетками. Около 40% больных, согласно исследованиям, были подвержены психологическому стрессу, что приводило к возникновению заболевания. Некоторые данные свидетельствуют в пользу того, что именно стресс нарушает функциональные иммунные реакции и провоцирует колит.
Эссенциальная гипертензия – это заболевание, для которого характерно повышение артериального давления, особенность заключается в том, что отсутствует очевидная причина повышения, также соответствует «гипертонической болезни» и «первичной гипертонии». Распространенность среди взрослого населения России составляет 40%. Факторы возникновения гипертонии тщательно изучались на протяжении долгих лет. Многие известные авторы описывали в своих трудах причины, например, Г. Ф. Ланг (1922) описывал всплеск случаев тяжелых протеканий гипертонии в Ленинграде после блокады и заключил, что гипертония формируется как невроз высших нервных центров нейрогуморального регулирующего артериальное давление аппарата. Застойность процессов вызывается длительными заторможенными отрицательными эмоциями и аффектами.
Нейродермит – заболевание, входящее в группу зудящих дерматозов. Встречается в среднем с частотой от 0,6 до 1,5%. Характерные признаки данного заболевания – воспаление кожи, зуд, сухость и высыпания, оно носит хронический характер, с периодическими рецидивами. Очень часто болезнь сопровождается расстройствами невротического характера, ухудшением или невозможностью работоспособности, социальной дезадаптацией и понижением качества жизни в целом. В наши дни аллергологи и дерматологи признают огромное значение стресса в этиологии заболевания. Многие известные авторы (Ф. Александер, О. Фенихель, Б. Любан-Плоцца и др.) в своих трудах отмечали, что факторами формирования заболевания могут выступать конфликтные отношения матери и ребенка, социальные фобии и непринятие своего тела, а также общая тенденция к неуверенности в себе, сложности в отношениях со значимыми фигурами. Отмечено, что кожа выступает в качестве органа, выражающего эмоции, т. е. через нее происходит разряжение нервного напряжения, однако, когда этого не происходит, возникает атопический дерматит. Напряжение может быть выражено в виде агрессии, тревоги или подавленных сексуальных импульсов.
Ревматоидный артрит – это заболевание соединительной ткани, при котором в первую очередь происходит поражение мелких суставов по типу эрозивно-деструктивного полиартрита с неясной этиологией и сложным аутоиммунным патогенезом, имеет системный характер протекания. По данным ВОЗ встречается с частотой от 0,6% до 1,3%. Существуют тесные причинно-следственные отношения между данным заболеванием и социальными, а также психическими стрессами. Так, например, психосоциальное влияние в совокупности с генетическими факторами, индивидуальными особенностями и типом нейроэндокринных реакций могут оказывать воздействие на протекание данной болезни. Влияние стрессов провоцирует возникновение конфликтов и вызывает адаптивную реакцию, что приводит к возникновению определенной симптоматики, которая схожа с симптомами органического поражения. Эмоциональные расстройства в таких случаях затруднительны для диагностики врачом, отрицаются или игнорируются самим пациентом. Личностные особенности, свойственные пациентам с данным диагнозом: критическое отношение к проявлению силы, ощущение «груза» ответственности, а также стиль воспитания, подавляющий выражение эмоциональных реакций в детстве вкупе с завышенными принципами морали.
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки – это расстройство, для которого характерно наличие глубокого дефекта слизистой оболочки желудка при обязательном разрушении ее мышечной пластинки, заживление происходит с образованием рубца из соединительной ткани. Заболевание протекает хронически, с периодическими обострениями и ремиссиями. Язвенная болезнь желудка встречается с частотой 5–10% среди взрослых, частота язвенной болезни двенадцатиперстной кишки составляет в районе 26%. В число факторов, провоцирующих обострение данного заболевания, помимо наследственной предрасположенности, инфицированности и использования препаратов входит также воздействие психоэмоциональных факторов, а именно, стрессовые ситуации на работе, внутрисемейные конфликты, тревога, отчаяние, переживание горя или материальные трудности.
Ишемическая болезнь сердца – заболевание, при котором не соответствует уровень доставки кислорода коронарным кровотоком его потреблению миокардом. Заболевание протекает периодами обострения и стабильности. Распространенность составляет 3,3% у мужчин и 7% у женщин. При сердечно-сосудистых заболеваниях, согласно статистике, на долю ишемической болезни приходится две трети внезапных случаев.
Психосоматический тиреотоксикоз – это синдром, характеризующийся гиперфункцией щитовидной железы. Для заболевания характерно повышенное содержание гормонов трийодтиронин (Т3) и тироксин (Т4), т. е. происходит интоксикация гормонами тиреоидной группы.
Сахарный диабет 2 типа – это хроническое заболевание, для которого характерно нарушение обмена углеводов, стойкое увеличение сахара в крови, связанное с недостатком инсулина, секреторная дисфункция β-клеток и негативное изменение липидного обмена с развитием атеросклероза.
Диагностические методы оценки уровня эмоционального выгорания и психосоматических расстройств у педагогов. Диагностическая работа включает анализ как неспецифических симптомов (стресс, тревожность), так и специфических (фазы эмоционального выгорания и их уровень сформированности). Кроме того, используется опросник для оценки предрасполагающих факторов, таких как алекситимия, копинг-стратегии и др.:
1. Тест на оценку уровня нервно-психического напряжения Немчина.
2. Опросник САН.
3. Рисуночный тест «Человек под дождем».
4. Тест «Эмоциональное выгорание» В. Бойко.
5. Торонтская алекситимическая шкала.