2.1. Теории происхождения государства. Восточный и античный типы общественного развития
Модуль 2. Особенности становления
государственности
в России и мире
2.1. Теории
происхождения государства.
Восточный и античный типы общественного развития
1. Восточный и античный типы общественного развития. Территория России в системе Древнего мира.
2. Генезис государства. Теории его возникновения.
3. Роль миграций в становлении средневековой Европы.
4. Становление средневековой Европы.
5. К востоку от Запада: Византия и арабо-мусульманский мир.
Теоретический материал
1. Восточный
и западный типы общественного развития.
Территория России в системе Древнего мира
Общий смысл мировой истории можно представить как параллельное становление двух типов цивилизаций – восточного и западного. Противопоставление «Восток – Запад» является первым макромасштабным вариантом цивилизационной классификации. Внутренняя социально-политическая, экономическая структура, этико-культурная традиция, система ценностей, мировоззрение, образ жизни, стереотипы поведения людей принципиально различны в восточных и западных обществах.
Восточный тип цивилизаций возник в III–II тыс. до н.э. в долинах рек Нил, Евфрат, Инд, Хуанхэ. В целом для него характерны следующие черты:
– политический монизм, т. е. сосредоточение власти в одном центре;
– социальный монизм, означающий, что права и собственность разных общественных групп определяются центральной властью;
– слабо выраженный принцип собственности, которая всегда условна и не гарантирована властью;
– произвол, суть которого состоит в том, что властвует человек, а не закон;
– отсутствие понимания личности как абсолютной ценности.
Восточное общество было построено на особом типе связей, которые имели исключительный характер, т. е. все связи в обществе были замкнуты на властных структурах. Тип государства – деспотия. Структура восточных обществ с ее приматом государства и аппарата власти и приниженностью индивида есть олицетворение командно-административного строя, который дожил до наших дней. Ментальность народов, относящихся к этому типу, обладает ярко выраженным своеобразием. Сосредоточенность на духовном – отличительная черта общественного сознания. Главной ценностью бытия являлось постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей.
Восточные общества построены на принципах коллективизма. Личные интересы полностью подчинены общим: общинным, государственным. Личностное начало развито слабо. В восточных обществах изменения происходили медленно. Несколько поколений людей могли существовать практически в одних и тех же условиях. Традиция, апробированная опытом многих поколений, канонизировалась как высшая общественная ценность. Здесь не было места для проблемы «отцов и детей», разрыва между поколениями не наблюдалось. Вот почему общества восточного типа еще называют традиционными. Характерно, что при таком медленном, циклическом развитии общество имело богатейшую духовную жизнь, высокоразвитую науку и культуру.
Второй тип цивилизации – западный – начал формироваться на рубеже VII–VI вв. до н.э. в бассейне Средиземноморья и, пройдя ряд стадий, привел в XIX в. к возникновению так называемых современных обществ в Западной Европе и Северной Америке (вариант европейского пути). В античный период были заложены основные черты европейского мира:
– рыночно-частнособственническая структура;
– высокий престиж предпринимательства, а также высокий нравственный престиж труда и его результатов;
– наличие развитых, независимых от власти (горизонтальных) связей (экономических, социальных, культурных, духовных между индивидами и ячейками общества – семьями, хозяйственными единицами) и, как следствие, наличие гражданского общества, существующего независимо от власти;
– правовое демократическое государство, которое выступает в качестве регулятора социально-классовых отношений, инструмента для разрешения социальных конфликтов и обеспечения идей прогресса.
Ментальность европейских народов характеризуется представлением о линейном, быстро текущем времени, в общественном сознании господствует убеждение в необходимости постоянного развития. Западное общество проникнуто страстью к обновлению. В XIX–XX вв. изменения набрали огромную скорость. Жизнь так резко менялась, что опыт старшего поколения устаревал и отвергался молодыми. Отсюда разрыв между поколениями, проблема «отцов и детей». Прошлое воспринималось лишь как материал для извлечения уроков, а также для воспитания патриотизма и национальной гордости.
В обществе господствует ориентация на материальный успех, на удачливого и способного индивида. Идеология индивида характерна для европейского типа цивилизаций. Цели деятельности человека носят конкретный прагматический характер. Несмотря на рационализм, общественное сознание ориентировано на христианские ценности как на идеал, к которому надо стремиться. Важнейший принцип протестантской деловой этики – скромное личное потребление, но процветающее дело.
К какому типу следует отнести Российскую цивилизацию? Или, быть может, она представляет собой особый – третий – тип?
Уже С. М. Соловьев и другие историки XIX в. были убеждены, что своеобразие отечественной истории было предопределено природно-географическими особенностями страны, в частности ее огромными просторами и пограничным положением между Европой и Азией. Это неизбежно превратило Россию в своеобразное мутагенное пространство, в цивилизационный «котел», переваривший многообразные, противоречивые воздействия Запада и Востока. При крутых поворотах исторические вихри «сдвигали» страну то ближе к Западу, то ближе к Востоку. Россия представляет собой как бы «дрейфующее общество» на перекрестке цивилизаций. В связи с этим для нашей страны, как ни для какой другой, на протяжении всей истории крайне остро стояла проблема выбора альтернатив.
При всей самобытности, разноплановости российской истории можно утверждать, что преобладающее воздействие на нее оказала западная (европейская) цивилизация.
2. Генезис государства. Теории его возникновения
Будучи историческим явлением, государство возникает в результате процессов, происходящих в структуре человеческих обществ на этапе формирования классов и обусловленной этим необходимости создания организации классового господства. Государственные структуры подвержены изменениям с учетом развития общества и его потребностей. Это означает, что государственная динамика вторична по отношению к социальному развитию.
Государство – сложное и многогранное явление, в становлении и развитии которого включены все сферы жизни общества. В зависимости от избранных приоритетов, выстраиваемой иерархии предпосылок государствогенеза исследователи придерживаются различных подходов в разработке теорий возникновения и развития государства.
Сторонники теологического подхода считают, что возникновение государства является результатом воли сверхприродного существа – Бога. Апологетом этой теории был Фома Аквинский. Немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770–1831) связывал возникновение государства с «шествием Бога в мире». Из божественного установления выводил генезис государства К. П. Победоносцев (1827–1907), политический деятель России, ученый-правовед.
Публичная власть в государстве наделена свойствами незыблемости и вечности, поскольку зависит от представителей бога на земле – религиозных организаций и деятелей. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога.
Сторонниками патриархальной позиции в отношении становления государства были Платон, Конфуций, в новое время ее развил Р. Филмер. Все они считали, что человеку свойственно стремление жить в родственном, семейном коллективе, поэтому государство формируется по принципу семейного сообщества: роды соединяются в племена, племена – в большие целостности вплоть до государственных образований. На всех этапах сохраняется принцип патриархальной опекунской власти. Отсюда власть государя – продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние – его дети. Сопротивление такой власти недопустимо.
Теория общественного договора сформировалась в XVII–XVIII вв. в условиях развития европейского абсолютизма. Называется она также контрактной теорией государства. Зародились подобные взгляды в Древней Греции (Эпикур, 341–270 до н.э.). В более поздние времена ее представителями были Г. Гроций (1583–1645), Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) и Т. Гоббс (1588–1679). Теория общественного договора исходит из того, что государство – результат своеобразного договора, заключенного между суверенным властителем и подданными.
Причины заключения такого договора объяснялись различно:
1. По мнению Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей (человека) к созданию государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за свою жизнь, свободу и имущество. Поэтому люди сами пришли к необходимости облечь кого-то властью в целях обеспечения своей жизни. Гоббс первым выступил против теории божественного происхождения королевской власти. Свою теорию он изложил в главном своем произведении «Левиафан» (1651).
2. Английский философ и политический мыслитель Дж. Локк (1632–1704) на первый план поставил человеческий разум, пришедший к пониманию необходимости создания специального органа – государства, способного лучше обеспечить естественные права людей (такими он считал право на жизнь, свободу и собственность), чем их традиционные, догосударственные формы общежития.
3. Выдающийся французский философ, моралист и политический мыслитель Ж.-Ж. Руссо признавал необходимыми коллективные формы жизни, потому что в одиночку человек не может противостоять внешним факторам – стихийным бедствиям, нападению врагов, появлению частной собственности. Отсюда – «договор всех со всеми», провозгласивший народ коллективным сувереном власти. Главный труд Руссо, в котором изложена эта теория, – «Общественный договор» (1762).
Теории общественного договора (контрактные теории государства) в определенной мере отражают исторические факты. Так, в Древнем Новгороде существовала договорная система княжения. Здесь с князем, который приглашался для правления, заключался договор с определением срока его действия. Невыполнение такого договора могло повлечь за собой изгнание князя.
Другим примером создания государства под прямым влиянием теории общественного договора являются США. Однако ученые-политологи считают, что контрактные теории государства преувеличивают роль разума, договорных начал в его создании. Государство возникло, как показывает политическая антропология, не в результате добровольной передачи людьми части своих прав специально созданному для их защиты и общественного порядка органу, а в результате длительного естественно-исторического развития общества.
Теория насилия получила распространение в XIX в. Наиболее известные представители этого направления – немецкий философ, профессор механики Э. Дюринг (1833–1921), австрийский ученый Л. Гумплович (1838–1909) и немецкий ученый Ф. Оппенгеймер (1864–1943). По Оппенгеймеру, государство возникает не вследствие внутреннего классового расслоения общества, а в результате внешних завоеваний, т. е. завоеваний одних народов другими, а также политического насилия, которые ведут к углублению социального неравенства, образованию классов и эксплуатации. Согласно точке зрения Л. Гумпловича, государство в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными.
Завоевания, безусловно, влияли на образование и развитие государства, но политологи считают, что их абсолютизировать не следует, поскольку действовали и другие факторы.
Марксистская теория государства исходит из того, что государство возникает в результате деления общества на классы, оно выражает интересы господствующего класса. При этом сторонники марксизма не отрицают и воздействие других факторов (восприятие чуждых образцов с уже наличными в них государственными структурами, внутриэтнические отношения единой государственной общности, наличие угрозы данной общности извне, географические факторы).
Марксизм признает государство основным элементом надстройки, концентрирующим в себе наибольшую совокупность свойств и средств, необходимых для реализации интересов экономически господствующих классов. Осуществляя власть этих классов, оно создает и поддерживает правовые, этические, идеологические, научные, эстетические и т. п. системы, назначение которых – обосновывать и оправдывать интересы этих классов. Это означает, что любая динамика государственных институтов, их изменения в ходе эволюции и качественные преобразования объясняются динамикой общественно-экономических отношений. Поэтому в марксистской теории государства типы государства определяются базисом общества: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое государства (выделяется также и азиатский тип государства).
В марксистской теории государства поставлена проблема отмирания государства. Однако ни в одном из ныне существующих государственных образований предпосылок отмирания государства не наблюдается.
Естественно-исторические концепции государства рассматривают его как органически присущую человечеству на определенной стадии развития форму общежития. Без такой формы общежития общество обречено на деградацию и распад. Такие концепции разрабатываются на современном этапе, хотя подобные идеи были высказаны Аристотелем (384–322 гг. до н.э.).
Современная теория генезиса государства считает, что государство возникает в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и средоточия у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием целого ряда факторов.
Помимо факторов, рассмотренных при характеристике различных теорий происхождения государства, называют также следующие:
– развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда, в целях повышения его эффективности, в специальную отрасль;
– возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации;
– демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека.
Рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого образа жизни к оседлому, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами – все это повысило, по мнению политологов, потребности общества в регулировании взаимосвязей людей данной территории.
Формированию государства способствовал ряд факторов:
– антропологический, связанный с самой природой человека, для которого характерна социальность;
– географо-климатические условия – необходимость объединяться для защиты или борьбы за ресурсы.
Государство как образование существует с IV тыс. до н.э. Оно изменялось вместе с развитием всего общества.
Характерной особенностью российского опыта государственного управления стала незначительная роль традиций гражданского общества. Спецификой России стало отсутствие глубоких традиций городского самоуправления. В отечественной истории цементирующую роль всегда играло государство, а политическое управление доминировало над экономическим.
Традиционно довлеющими были в России позиции политико-административной элиты. Категория «элита» (в переводе с французского «лучшее, отборное») используется в учебном курсе неоднократно для обозначения на том или ином этапе сформировавшейся команды специалистов по машине государственного управления. При этом использовались достижения отечественной элитологии.
3. Роль миграций в становлении средневековой Европы
Европа как культурно-историческое явление и социокультурная общность возникает только в средние века. По традиции средневековую эпоху историки начинают с крушения Западной Римской империи и образования на ее территории германских королевств.
Можно выделить следующие этапы развития европейской цивилизации:
I этап – раннее средневековье, V–ХI вв. Основное содержание – рождение Европы путем синтеза позднеантичного и варварского социальных укладов. В начале своего существования варваризированная Западная Европа заметно отставала от стран Востока. Это особая цивилизация, отличная от греко-латинской и современной, близкая к восточному типу.
II этап – классическое средневековье, XI–XV вв. Европейское общество обрело тот динамизм, который позволил ему обогнать по уровню экономического, социального и политического развития восточные страны. Если до XIII в. Европа отставала от Востока, то в XIII–XV вв. она резко вырвалась вперед.
III этап – осень средневековья, XVI–XVII вв. Трансформация средневекового традиционного общества в индустриальное капиталистическое.
Великое переселение народов. Средневековый Запад зародился на развалинах римского мира. Древний Рим, пройдя путь от маленькой общины на Тибре до мировой империи, явил попытку объединения людей и народов с помощью государства. Он был, по существу, первой реализованной возможностью создания единого цивилизованного мира, включавшего значительную часть тогдашнего человечества. Однако со II в. н.э. в империи нарастал внутренний кризис в связи с гибелью общественной системы, первоначально основанной на рабстве, и соответствовавших ей структур, отношений, религий и культуры. Уменьшалось количество рабов, росла экономическая замкнутость крупных землевладельческих комплексов (латифундий), сокращалось городское население и число городов, предавались забвению ценности гражданского долга и ответственности, старые религиозные представления вытеснялись христианством: после периода жестоких гонений во II–III вв. христианскую религию было разрешено исповедовать наряду с другими, а к концу IV в. она стала государственной религией Римской империи. Другим проявлением кризиса было то, что имперская власть не только отказалась от военных походов с целью расширения территории государства, но и была вынуждена в 395 г. признать разделение империи на Западную, с центром в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе (позднее названную Византией).
Внутреннее разложение римского мира сделало его беззащитным перед вторжением так называемых варваров с запада, севера и востока.
Детство Европы протекало в катастрофической, бурной обстановке Великого переселения народов, борьбы и взаимодействия двух миров – мира варварских племен и цивилизации Рима.
Великим переселением народов называют массовые миграции германских, славянских, тюркских, иранских и других племен на территорию Римской империи и в соседние земли на протяжении IV–VII вв. Миграции эти были обусловлены целым рядом причин: ростом численности племен (связанным, в частности, с переходом их к оседлости), истощением сельскохозяйственных угодий, давлением со стороны соседей, разложением первобытнообщинных отношений и становлением феодальных порядков, наконец, – глобальное похолодание в Евразии и ухудшение условий жизни в северных широтах и в степной зоне.
У всех племен возросла роль вождей, создавших сильные военные дружины для захвата и грабежа чужих земель. В результате отдельные народы из центра Азии оказывались в центре Европы, другие с севера переселялись на юг, третьи – с запада на восток. В Западной Европе в миграционных перемещениях участвовали преимущественно германские племена. Основой германского общества в данный период оставался широкий слой свободных общинников, статус которых определялся особым неделимым комплексом прав и обязанностей (в управлении, военном деле, суде), закрепленных за ними.
В Восточной Европе ведущая роль в миграциях, начиная с VI в., принадлежала славянам. Основным объектом их натиска стала Византия.
Начало великому переселению народов положило нашествие тюркских племен гуннов в Европу. В 375 г. гунны разгромили германоязычных остготов, затем стали теснить вестготов. Последние обратились к Риму с просьбой о заступничестве и с согласия римского императора переселились на Балканский полуостров, входивший тогда в состав империи. Вскоре вестготы стали совершать набеги на Италию, а в 410 г. разграбили Рим, что произвело ужасающее впечатление на современников. В 418 г. после соглашения с римскими властями вестготы осели в Юго-Западной Галии, где было создано первое варварское Тулузское королевство. На протяжении V–VI вв. на территории бывшей Западной Римской империи возникли королевства алеманов, вандалов, бургундов.
К середине V в. гунны перекочевали из Черноморских степей на Дунайскую равнину, их вождь Аттила потребовал дани от Византии. Император восточной части империи сумел направить его в западную часть империи. Аттила смерчем прошел по Италии и Галлии. В 451 г. на Каталунских полях произошло кровопролитное сражение, в котором с одной стороны участвовали гунны и остготы, с другой – римляне, вестготы, бургунды и франки, объединившиеся перед страхом общей гибели. Битва окончилась поражением Аттилы. Вскоре он умер, государство гуннов распалось. С тех пор слова «гунн» и «Атилла» вошли в языки европейских народов для обозначения дикости и свирепости. Смерть Аттилы мало облегчила участь империи. В 476 г. находившийся на службе у римлян германский военачальник Одоакр низложил последнего императора Рима. Так Западная Римская империя перестала существовать и фактически, и юридически. Ее территорией управляли короли германских племен.
В 488 г. в Италию с Балканского полуострова вторглись остготы. Их король Теодорих убил на пиру Одоакра и стал во главе обширного Остготского королевства, простиравшегося от Италии до Дуная. В 555 г. его завоевала Византия, а затем эта территория была захвачена другим германским племенем – лангобардами (от них происходит название области Италии Ломбардия).
В Северной Галии в конце V в. утвердилось господство германоязычных франков. Их король Хлодвиг, известный вероломством и хитростью, захватил земли Южной Галлии и Бургундии. От Хлодвига пошла династия Меровингов. У деда Хлодвига Меровея были красивые длинные волосы, которые стали символом династии.
Германские племена англов, саксов, ютов, жившие на полуострове Ютландия, а также в низовьях Эльбы, с середины V в. начали завоевание населенной кельтами Британии, покинутой римлянами еще в 407 г. Имя кельтского короля Артура, сражавшегося с захватчиками, стало легендарным. Но англосаксы спустя годы все-таки стали хозяевами Британии, которую мы теперь называем Англией. К концу VI в. на Британских островах образовалось семь варварских королевств.
Историки называют варварскими королевствами определенный тип государств, где король смотрел на подвластное ему королевство как на личное владение, которое он вправе делить, завещать, дарить. Органы управления королевским хозяйством были одновременно и органами государственного управления. Римское право, отчасти сохранившееся в среде завоеванного галло-римского населения, на германцев не распределялось. Они судились в соответствии с нормами обычного (от слова «обычай») права, записанного в так называемых варварских правдах. Образование варварских королевств не создало обстановки стабильности. Новые государства вели между собой войны, их границы были непостоянны, а жизнь, как правило, недолговечной. Это довольно хаотическая картина дополнялась непрерывными перемещениями по Европе многочисленных германских, тюркских, иранских, славянских племен, еще не создавших собственной государственности.
Последствием вторжения варваров на территорию бывшей Западной Римской империи стало столкновение двух разных по уровню развития миров – варварских германских племен и Римской империи, ставшее катастрофическим для того уровня цивилизованности, который был создан римлянами на протяжении многих веков. Не случайно первые века после гибели империи называют темными.
Варвары ускорили, усугубили упадок, произошедший в эпоху поздней империи. Закат они превратили в регресс, варваризацию. Регресс был, прежде всего, количественным: загубленные человеческие жизни, разрушенные памятники архитектуры и хозяйственные постройки, быстрое сокращение народонаселения, исчезновение произведений искусства, разрушение дорог, монастырских складов, систем орошения, уничтожение посадок сельскохозяйственных систем орошения, уничтожение посадок сельскохозяйственных культур.
Регресс был также качественным, техническим. Камень, который больше не умели добывать, перевозить и обрабатывать, уступил место возвратившейся в качестве строительного материала древесине. С прекращением ввоза соды рейнское стекольное искусство исчезло, выродившись в грубые поделки. Произошло падение нравов и вкусов. Пришла в упадок система управления и власти.
Степень варваризации была неодинакова. Многое зависело от того, какие именно германские племена вторгались на территорию Римской империи. Например, вестготы, остготы, франки довольно долгое время жили на ее границах с разрешения римлян как союзники. Они входили в контакты с местным населением, усваивая некоторые элементы цивилизации. Поэтому разрушение не везде имело глобальный характер.
Так, в Остготском королевстве Теодорих восстановил римский сенат, носил тогу римского патриция и покровительствовал искусствам и наукам. Его секретарем был философ Боэций, переводчик Аристотеля на латинский язык. По приказу Теодориха в Риме и Вероне были восстановлены многие древние сооружения и построены новые; возродились цирковые и театральные представления. Теодорих, очевидно, ощущал себя преемником, продолжателем римских традиций, хотя сам не умел читать и писать. Этот расцвет культуры для V–VI вв. был уникальным и не слишком долговечным. Данное явление историки называют остготским возрождением.
Иначе относились к плодам цивилизации те варвары, которые не имели опыта общения с римлянами. Лангобарды, покорившие Италию, были не готовы к усвоению античных достижений, и поэтому последствия вторжения этого племени оказались гораздо более разрушительными. Но важно то, что варвары захватили цивилизованное пространство, которое не могло исчезнуть сразу.
Варвары уничтожили римскую цивилизацию, но вместе с тем она была для них невероятно привлекательна. Лангобарды скопировали по римскому образцу свою королевскую канцелярию, налоговую и монетную системы. На захваченных землях, как правило, сохранялось римское право, хотя на варваров оно не распространялось.
Сложнее складывалась ситуация в тех отдаленных областях империи, которые были плохо освоены самими римлянами. Так, англы и саксы столкнулись в Британии с кельтскими племенами, которые мало чем отличались от своих победителей. Это замедляло процесс создания новой цивилизации по сравнению с теми регионами, которые располагались ближе к центру.
В целом на протяжении V–VII вв. явления регресса в Европе преобладали. Однако в хаосе, в смешении народов и укладов создавались основы наступающего средневековья, рождался новый (феодальный) порядок.
4. Становление средневековой Европы
Феодализм – ступень развития человечества. Для становления будущей западноевропейской цивилизации имело значение не только культурное наследие Рима, которое в той или иной степени перенимали варвары. Столкновение и синтез двух совершенно разных типов общества привели к рождению новой системы – феодализма – со специфическими социально-экономическими и политическими признаками.
В VII в. почти все варварские племена Европы закончили переселение и основали государство на новых землях. Новому обществу был нужен новый порядок жизни. Его изобретали «на ходу», частично заимствуя порядки и титулы, уцелевшие от римских времен.
Например, в Римской империи за сбором налогов и соблюдением законов следили чиновники, поддерживаемые армией и получавшие вознаграждение от правительства. Варварскому вождю было негде нанять таких чиновников и нечем платить им за труд, поэтому он, приняв титул «рекс» (царь), поручал своим воеводам (герцогам, позднее – графам) надзор за всем, что происходило в отведенных им землям. Также по требованию рекса воеводы приходили на войну со своими дружинниками. Воевода собирал оброк с местных жителей и этим кормил себя и дружину. Дружинники – конные латники, рыцари (по-немецки – «риттер», по-французски – «шевалье», по-английски – «найт») получали от графов и герцогов деревни в управление и «кормление». Такая система управления скреплялась личными клятвами сеньоров (старших) и их вассалов.
При этом значительная часть крестьянства попала в различные формы зависимости от крупной землевладельческой знати, происходило не столько имущественное разорение свободного крестьянства, сколько расшатывание комплекса прав и обязанностей рядовых общинников, характерного для предшествующего периода. К IX в. рексы освободили крестьян от обязательного участия в военном ополчении и судебных заседаниях. Тем самым были созданы условия для снижения их социального статуса и втягивания их в личную и поземельную зависимость от сеньора. Формируется сеньория (вотчина) – крупное или мелкое частное хозяйство, основанное на труде зависимых крестьян.
Феодальное общество держалось на взаимных клятвах, которыми обменивались сеньоры и вассалы вдоль всей цепочки феодального подчинения. Клятву приносили перед богами племени или перед Христом. Ясно, что средневековое общество не могло держаться без общей веры в единого Бога, поэтому государства Европы достаточно быстро срослись с католической церковью.
К этому времени, когда Западноевропейская цивилизация только начала свой исторический путь, христианская церковь была уже сложившейся организацией с жесткой внутренней иерархией. После того как христианство в конце IV в. стало государственной религией в римской империи, церковь перестала быть только духовной общиной, объединяющей собратьев по вере. Начался процесс ее превращения в «государство в государстве».
В этой ситуации одним из важнейших был вопрос об отношении к мирской власти. Выдающийся отец церкви Аврелий Августин (354–430) в своем произведении «О Граде Божьем» обосновал положение о том, что светская власть должна беспрекословно подчиняться духовному руководству церкви. Идеи Августина получили признание в западном мире, в то время как восточная (Византийская церковь) избрала иной путь во взаимоотношениях с государством, уступив ему первенство.
По мере того как росли разногласия в догматике и обрядах западной и восточной церквей, Рим превращался в центр западного христианства. Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая. Уже в конце IV – начале V вв. римские епископы присвоили себе право называться Папой, т. е. главой церкви. Земли, находившиеся в руках Папы, стали вотчиной Святого Петра, а сам Папа – их светским правителем.
Укреплению церкви на этапе раннего средневековья способствовали объективные обстоятельства. В хаосе варварских нашествий епископы и монахи стали универсальными руководителями разваливающегося общества: к своей религиозной роли они прибавили политическую – вступая в переговоры с варварами; хозяйственную – распределяя продовольствие и милостыню; социальную – защищая слабых от могущественных; и даже военную – организуя сопротивление (например, Папа Григорий Великий взял в свои руки защиту Рима от нашествия лангобардов, снабжая население продовольствием).
Именно церковь оставалась в Европе последней хранительницей римского наследия: латинской грамотности, государственной религии, административной системы и римского права. Церковники в VI в. были почти единственными грамотными людьми. Вожди варваров, желая укрепить свою власть, сами принимали христианскую веру и назначали церковников своими помощниками в делах управления. Современное слово «министр» раньше означало «священник».
Конечно, и церковь дичала в диком обществе. Городская жизнь прекратилась почти везде, кроме южных портовых городов, поэтому церковь из городской стала монастырской. Уровень культуры в монастырях падал, монах, знавший всю Библию, сделался редкостью. Самые умные церковники понимали, что выйти из общей дикости они могут только вместе со светской властью. Чем больше будет объем этой власти, тем больше знаний понадобится ее обладателю и его советникам.
В VIII в. образовалось Папское государство, в которое входили земли Римской области и Равеннского экзархата. Появление папства сплотило церковь, теперь она окончательно оформилась как жестко централизованная организация во главе с теократическим государем Папой Римским. На этом этапе она представляла собой гораздо большую силу, чем молодая, только зарождающаяся государственность. Римские папы стремились объявить самого сильного из варварских вождей императором, чтобы вместе с ним возрождать римский порядок в Европе.
Первым в 800 г. был коронован как император Запада Карл Великий. Этот акт символизировал союз церкви и государства. Однако данный союз был неустойчивым: с одной стороны, церковь, видя в государстве свою опору, претендовала на политическое лидерство, с другой стороны, светская власть стремилась подчинить себе папство. Поэтому взаимоотношения церкви и государства в Западной Европе характеризовались противоборством и конфликтами. Чаша весов клонилась то в одну, то в другую сторону.
Значение такой ситуации в истории Европы велико. Ведь церковь создавала определенный противовес государству и, являясь достаточно сильным оппонентом, вынуждала его идти на компромиссы. В политической жизни возникала обстановка диалога – важнейшее условие для формирования особого, европейского, типа светской власти, вынужденной считаться с обществом и искать с ним согласия.
Особенности европейского средневековья разнообразны и проявились во всех сферах жизни.
Основой феодального способа производства являлось наличие в руках государства или привилегированных сословий земельной собственности в сочетании с мелким индивидуальным крестьянским хозяйством, внеэкономическое принуждение зависимых крестьян, наделенных землей и ведших на ней самостоятельное мелкое хозяйство. В отличие от рабовладельческого строя, при котором непосредственный производитель – раб – был лишен средств производства и превращен в «говорящее орудие», при феодализме зависимый (крепостной) крестьянин имел земельный надел и вел свое хозяйство. Укрепление индивидуального производства и превращение мелкого крестьянского хозяйства в основную экономическую ячейку общества способствовали росту производительности труда, так как некоторая доля прибавочного продукта использовалась для расширения улучшения благосостояния зависимого населения, несмотря на его жестокую эксплуатацию. По мере развития феодализма личная зависимость ослабевала и во многих случаях исчезала, что создавало новые стимулы для роста производительности крестьянского труда.
Важнейшей чертой внеэкономической зависимости большей части населения от землевладельцев была феодальная рента. Она существовала в трех формах: отработочной (барщина), продуктовой (натуральный оброк) и денежной. В раннем средневековье в Западной Европе преобладала отработочная рента. Позже большее распространение получил натуральный оброк. С развитием товарно-денежных отношений преобладающее значение приобрела денежная рента: феодалы начали свертывать барское хозяйство, раздавая господскую землю в крестьянские держания, что приводило к ослаблению и даже ликвидации крепостной зависимости и замене ее оброчными обязательствами крестьян-держателей. Это способствовало росту производительности крестьянского труда и расслоению крестьянства. Но в отдельных странах феодалы расширяли свое хозяйство и уменьшали крестьянские наделы. Для обработки барской земли они использовали наемный труд или же прибегали к восстановлению барщинных повинностей держателей.
В основе организации общества лежал принцип сословного деления общества[1].
К первому сословию – молящихся – относились представители духовенства, которое включало высший клир (кардиналы, архиепископы, епископы) и низший клир (архидьяконы, деканы, приходские священники, монашество).
Второе сословие – сражающиеся – были представлены военно-служилым дворянством, которое распадалось на высшую знать (императоры, короли, принцы и князья, герцоги, маркграфы, графы, виконты, рикосомбрее, капитаны), среднюю знать (бароны, шателены или рыцари-владельцы замков, вальвассоры, инфансоны, идальгос, фидалгу, шевалье-баннере), низшее дворянство (рыцари, оруженосцы, дворяне без рыцарского звания, министериалы – служилые люди несвободного происхождения).
В состав третьего сословия – трудящихся – был включены крестьяне и бюргеры – городское сословие. Крестьянство по степени сеньоральной зависимости делилось на:
– аллодистов – лично свободных наследственных собственников земли;
– вилланов-прекаристов – лично свободных арендаторов земли;
– колонов – лично зависимых владельцев земли;
– клиентов – полусвободных наследственных пользователей земли;
– сервов – являвшихся собственностью сеньора.
Состав городского сословия также был неоднородным, в него входили патрициат: банкиры, ростовщики, менялы, откупщики, владельцы крупных мастерских и мануфактур, ремесленники, розничные торговцы, адвокаты, нотариусы, трактирщики, цирюльники; и плебейство: наемные работники, подмастерья, ученики, грузчики.
Отношения сеньора и вассала диктовались системой вассалитета или феодальной иерархии. Она сформировалась благодаря развитию форм феодальной собственности и разделению прав собственности на землю между несколькими феодалами: нижестоящий (вассал) получал от сеньора за службу, включая военную и придворную, и выполнение некоторых других обязательств земельный надел (лен, феод, фьеф или бенефиций) с крепостными. Отношения внутри этой вассальной лестницы строились по правилу «Вассал моего вассала – не мой вассал».
Господствующий тип экономики – аграрная экономики с преобладанием натурального хозяйства, мелкого индивидуального производства, медленным развитием агротехники и большой ролью традиции, обычая. На раннем этапе развития феодализма обмен был незначителен, торговые связи не развиты; ремесло еще только начинало отделяться от сельского хозяйства.
Уже в раннее средневековье в рамках барщинной системы повышение производительности труда в сельском хозяйстве создало предпосылки для отделения ремесла от земледелия и развития товарного производства. Во второй период средневековья на этой основе выросли средневековые города – центры ремесла и торговли, значительно ускорившие рост производительных сил в феодальном обществе и во многом изменившие его облик. Здесь зародилось мелкотоварное производство, а позже – мануфактура. В результате развития товарно-денежного хозяйства изменялись аграрные отношения: крестьян переводили на чинш, местами появлялись фермерские хозяйства капиталистического типа. В позднее средневековье на базе медленного, но постоянного роста производительных сил наметился процесс перехода от аграрного к индустриальному обществу: развитие науки и техники, формирование новых социальных сил, гуманизация духовной жизни, демократизация политической сферы.
В период средневековья сложились разные формы монархии: сословно-представительная, абсолютная. Существовала неразрывная связь между феодальной собственностью на землю и политической властью феодала. Крупная вотчина представляла собой не только хозяйственную единицу, но и как бы маленькое независимое государство – сеньорию. По отношению к населению своих владений феодал был не только землевладельцем, но и государем – сеньором, в руках которого находился суд, администрация, военные и политические силы. Такая организация общества обусловила господство в Европе в X–XI вв. (в некоторых странах и позже) политической раздробленности.
Доминирование Церкви в духовно-религиозной и политической жизни выражалось в существовании инквизиции, церковных судов, епископов-феодалов, идеалов монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу). Христианство заложило представление о единстве мира, объединяя разные народы, помогало понимать друг друга, было хранителем книжного знания, просвещения и науки. Религия предопределила морально-этический кодекс (смертные грехи, регламент жизни с постами и регулярными молитвами), представление о мире. Цель человеческой жизни – искупление жертвы Христа, спасение души.
5. К востоку от Запада: Византия и арабо-мусульманский мир
После раскола Римской империи в 925 г. судьба Восточной империи оказалась совсем иной, чем судьба Запада. Если Западная империя пала под ударами варваров, то Восточная устояла. Ее продолжением была Византия – средневековое государство от названия поселения Византии на берегу Босфор, куда в 330 г. император Константин перенес столицу из Рима. До конца XII в. Византия оставалась самой культурной и богатой страной Европы.
Погибший античный мир дал жизнь двум цивилизациям – Западной Европе и Византии. Обе цивилизации были преемственными, т. е. развивались на основе мощных культурных традиций Греции и Рима. Исповедуя одну религию, Византия и Западная Европа образовали христианскую цивилизационную общность, в которую позднее включилась Древняя Русь.
Главный город Византии – Константинополь – был важнейшим военно-стратегическим пунктом, который давал Византии господство над проливами, а также был точкой пересечения торговых путей из Европы в Азию. Расположение государства на перекрестке Востока и Запада может служить символом истории Византии, чья судьба была связана с этими двумя мирами.
Византийская империя считала себя прямой наследницей Рима. В первые века своего существования она располагала огромными территориями (около 750 тыс. кв. км), которые охватывали Азию, Северную Африку и часть Европы. В ней проживало множество различных народов, но этническое большинство составляли греки.
Жители Византии называли себя ромеями (римлянами) и исповедовали христианство восточного образца, которое до VIII в. мало отличалось от западного. До середины VII в. преобладала латынь, но существовала также литература на греческом, сирийском, грузинском, армянском языках. Официально в стране насаждалась и развивалась прежде всего культура античного мира. Античные традиции сохранялись длительное время, медленно эволюционируя и изменяясь. В то же время византийская культура активно впитывала и традиции восточных цивилизаций.
В период, когда Рим и другие античные города лежали в развалинах, Византия переживала свой расцвет, на ее территорию переместился центр духовной и материальной культуры.
В 527–565 гг. страной правил император Юстиниан. Тонкий политический расчет императора дополняли дерзость и сила духа императрицы Феодоры. При них был выработан «Свод гражданского права Юстиниана», который впоследствии лег в основу буржуазного права, так как базировался на принципе частной собственности. При Юстиниане был построен величественный храм Святой Софии в Константинополе – чудо строительной техники. Юстиниан предпринял попытку восстановить Римскую империю в ее прежних границах. Грандиозные войны ярко описал историк того времени Прокопий Кесарийский. Но подъем был кратким.
После смерти Юстиниана Византия пережила долгий, тяжелый политический тупик. Она чуть не погибла в 624 г. при нашествии персов, затем большая часть ее владений (Сирия, Египет, Северная Африка) была захвачена арабами. Весь север Балкан заняли славяне, часть их проникла далеко на юг.
Однако государственность Византии, хотя и была основательно поколеблена, не распалась окончательно. С IX в. Византия была восстановлена как сильная централизованная империя и осталась ею вплоть до начала заката этой цивилизации, захваченной сначала крестоносцами (1224 г.), а потом турками (1453 г.).
Византийская цивилизация принадлежала к числу тех, в формировании и обеспечении которых ведущую роль играло государство. Сильное государственное начало было необходимо для поддержания стабильности в империи с чрезвычайно сложной территориальной и этнической структурой. К тому же постоянным фактором византийской истории являлась военная опасность. Среди народов, натиску которых (не всегда успешно) приходилось противостоять империи, были персы, авары, болгары, сербы, венгры, восточные славяне, норманны, турки-сельджуки, западноевропейские рыцари, турки-османы.
Развитие государственной власти в Византии в VIII–XI вв. – это путь постепенного возрождения в новом обличье централизованного бюрократического аппарата. Многочисленные ведомства, судебные инстанции и органы явной и тайной полиции управляли огромной машиной власти, призванной контролировать все сферы жизни подданых, обеспечивать уплату ими налогов, выполнение повинностей, беспрекословное подчинение. В центре ее стоял император – верховный судья, законодатель, военачальник, раздававший титулы, награды, должности. Кроме того, хотя он и не был собственником всех земель империи, его владения были поистине огромны, и это существенно отличало Византию от западноевропейских государств.
Культ императорской власти был одним из важнейших моментов государственной религии. Идея имперской власти была унаследована от Рима, где государство считалось высшей ценностью, а император – господином, неограниченным правителем, но не собственником государства, как на Востоке. Римский император был обязан подчиняться законам. Это правило было усвоено и в Византии. Принцип монархии оказался выше каждого отдельного императора. В отличие от стран Западной Европы в Византии был реализован принцип наследственной монархии. Срок царствования, как правило, был коротким. Половина византийских монархов насильственно лишились престола: одни были ослеплены, отравлены или утоплены, других заточили в монастырь. Неугодного императора можно было сместить, но императорская власть оставалась неприкосновенной.
Большую роль в укреплении идеи империи сыграло христианство, которое придавало священный (сакральный) характер. Еще в IV в. была разработана политическая теория (автор Евсевий), которая оставалась практически неизменной в течение веков и оказала большое влияние на политическое самосознание стран Восточной Европы, в том числе и России.
Евсевий считал, что общество спасается благодаря вере. Христианство является основой византийской государственности. Поэтому духовная и светская власть должны быть слиты, действуя во имя единой цели и в одном направлении. Император в этом случае являлся не только мирским правителем, но и главой церкви. Император не обожествлялся – это противоречило бы самим основам христианства. Он считался смертным человеком. Однако по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного, сближаясь в этом больше с восточным владыкой, чем с западноевропейским монархом. Подражание Богу объявлялось важнейшей обязанностью государя, и весь ритуал дворцовой жизни был подчинен этой цели. Император никогда не стоял на полу, а всегда на особом возвышении. Его трон был двухместный: второе место предназначалось для Христа, которого символизировал положенный на сиденье крест. В политическом сознании византийцев император являлся, прежде всего, хранителем традиций и обычаев, поэтому в своей реформаторской деятельности он был весьма скован. С течением времени авторитарность власти возрастала.
Сильная центральная власть сдерживала развитие феодальных отношений. Византия в отличие от Западной Европы избежала сильного влияния варваров, и переход к феодализму в ней совершался гораздо медленнее. В основном это был долгий и мучительный процесс изживания рабовладения внутри самого византийского общества и рождения новых отношений в рамках старой системы. Вассально-ленная система не сложилась. Большинство феодалов проживало в крупных городах. Города в условиях жесткой централизации не пережили освободительных движений, которые в Западной Европе завершились оформлением городских хартий, юридически закрепивших их свободу.
Другое отличие Византии от Западной Европы – роль церкви. В христианском европейском обществе папство и светская власть боролись за лидерство, враждовали, порицали друг друга. В Византии церковь была «младшим партнером» государственной власти, а простой народ считал церковников слугами императора. Поэтому народное сопротивление властям в Византии принимало форму религиозных ересей (ариане, несториане, монофизиты), которые император с патриархом жестоко подавляли. Особенно окрепла власть василевса (по-гречески – царь) в эпоху иконоборчества (726–843): под флагом борьбы с суевериями и идолопоклонством (почитание икон, мощей) императоры добились того, что выбор патриарха, а часто и епископа стал зависеть от их воли, как и благосостояние церкви. В середине IX в. после долгих смут в государстве правительство восстановило иконопочитание, возобновило прежнюю политику: торговлю со всем миром, борьбу с исламом, пропаганду православия среди язычников. В 864 г. царь Болгарии Борис принял крещение со своим народом, а его сын Симеон получил образование в Константинополе. Около 860 г. византийские миссионеры Кирилл и Мефодий изобрели азбуку для славян, которая во второй половине X в. проникла на Русь.
Отношения с Римом обострились. Расхождения между Западной (католической) и Восточной (православной) христианской церковью появились достаточно рано – в IV–V вв. С течением времени они возрастали, сопровождались борьбой между Римским Папой и Константинопольским Патриархом во имя политического и религиозного первенства.
Между католичеством и православием имелись догматические различия по вопросу о соотношении лиц, составляющих Божественную Троицу, о чистилище и др. Византийская церковь не настаивала на целибате (безбрачии) для всего духовенства. Она, в отличие от католической, не запрещала совершение культа на языках народов, входящих в империю. Имелись различия в системе ценностей, в эталонах поведения, на которые должна была ориентироваться паства. Но наиболее существенным было то, что в Византии церковь подчинялась государству и не представляла собой самостоятельной политической силы, как на Западе. Императоры, конечно, были заинтересованы в ее поддержке, так как церковь имела огромное нравственное воздействие на общество. Однако духовенство, по крайней мере до XII в., практически полностью было отстранено от участия в административной деятельности, так как в Византии было запрещено сочетать духовную и светскую службу. В этом видится один из источников формирования автократических (самодержавных) начал, которые заимствовали у Византийского государства оказавшиеся в зоне цивилизационного влияния (среди них – Московская Русь).
Обострение отношений Константинополя с Римом выражалось во взаимных проклятьях, отлучениях от церкви пап и патриархов. Причем это не был личный спор: поссорились народы – франки (западные европейцы) и ромеи (восточные европейцы), которые далеко разошлись за пять веков вынужденного разделения и не хотели сходиться вновь. Полный разрыв (схизма) произошел в 1054 г. Надежды сохранить единство христианского мира рухнули. Западная Европа смотрела на Византию как на раскольницу, со смешанным чувством зависти, презрения и недовольства. Разгром крестоносцами Константинополя в 1204 г. был актом, который обнажил эти чувства. Завоеватели создали на месте Византии Латинскую империю, однако это было эфемерное, непрочное образование. В 1261 г. император Михаил XIII отвоевал Константинополь. Византийская империя была восстановлена, но не обрела прежнего величия.
С конца XII в. начался закат Византии. Этому способствовали и внешние, и внутренние факторы. Развитие феодализма привело в XIV в. к феодальной раздробленности. В провинциях выросла крупная феодальная знать, которая, борясь за власть и оказывая сопротивление политике центра, создавала условия для децентрализации. В Константинополе и других городах хозяйничали итальянские купцы. Торгово-ремесленное население потеряло доверие к власти. Усиливался протест крестьянства, которое не только платило большие налоги государству, но и все больше попадало в зависимость от феодалов. Начались гражданские войны.
Сыграл свою роль и фактор полиэтнической империи, питавшей сепаратизм провинций. Внешнее положение Византии тоже чрезвычайно осложнилось. Начиная с 1352 г. турки-османы, захватив почти все владения Византии в Малой Азии, стали завоевывать ее земли на Балканах. Попытки привлечь к союзу славянские народы потерпели неудачу. Запад обещал Византии помощь, но только на условии подчинения Церкви империи папству. Ферраро-Флорентийская уния 1439 г. была отвергнута народом, который ненавидел латинян за их засилье в экономике городов, за грабежи и гнет крестоносцев.
В начале апреля 1453 г. почти одинокий в борьбе Константинополь был окружен огромной турецкой армией и 29 мая взят штурмом. Последний император Константин XI Палеолог погиб с оружием в руках на стенах города. Константинополь подвергся разгрому. Затем он стал Стамбулом – столицей Османской империи.
Падение Византии, просуществовавшей тысячу лет, было событием всемирно-исторического значения. Византия погибла, но ее яркая, многогранная культура оставила глубокий след в истории мировой цивилизации. В частности, традиции византийской культуры сохранились и развивались в российском государстве.
Арабо-мусульманский мир. Византийская империя погибла под ударами мусульманского мира. Рассмотрим особенности исламской цивилизации, обогатившей человечество значительными достижениями. В 630-х гг. на Ближнем Востоке произошло «чудо»: пустынные кочевники арабы объединились в сильную военную державу – Халифат (араб. – наместник). Они разгромили Иран, захватили земли Византии, значительную часть Испании, завоевали всю Северную Африку, дошли до центра Франции, а на Востоке вторглись в Индию, продвинулись до Тянь-Шаня. К середине VIII в. государство занимало территорию, которая по своим размерам превосходила территорию Римской империи. Расцвет Халифата приходится на IX–X вв.
Что же вывело бедуинов Аравийского полуострова на авансцену истории, превратило их в активный элемент, создавший новую – арабо-мусульманскую – цивилизацию? Сильнейшим стимулом для активной исторической деятельности явился ислам, именно духовная общность сделала толпу народом.
Ислам как система духовных ценностей возник от одного корня с иудаизмом и христианством в VII в. среди арабов Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Слово «ислам» переводится как «покорность»; слово «мусульманин» происходит от арабского «муслим» – «верный». Основатель ислама, Мухамед, – личность историческая. Он был уроженцем Мекки, мелким купцом и путешественником. Познакомившись с верой иудеев и христиан (их было много в оазисах на торговом пути через пустыню), он пришел к убеждению, что Бог обязательно пришлет к арабам своего пророка, который укажет им правильную веру и позволит создать свое мощное государство. Около 610 г. сорокалетний Муххамед заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком.
Сначала у Мухаммеда было мало приверженцев. В итоге проповедь ислама имела колоссальный успех. С одной стороны, эта религия была достаточно проста, понятна, увлекательна. С другой – в нее вошли многие положения христианства и иудаизма, хорошо известные покоренным арабами народам. Наконец, она была прямо обращена к арабам, которые объявлялись народом, избранным Аллахом для приобщения неверных – убеждением или силой – к истинной вере. Это способствовало этнической и политической консолидации арабов.
Главный догмат ислама – нет божества, кроме Аллаха, и Мухамед – посланник Аллаха – утверждает принцип единобожия и налагает на последователей ислама обязанность подчиняться воле Аллаха. Мухамеда не интересовали тонкости теологии. Он был более озабочен тем, чтобы определить этические и правовые нормы. Ислам включает в качестве первоосновы не только священные духовные тексты, но и свод законов. В исламе широко представлены правовые вопросы: уголовные, гражданское право, общегосударственные установления, правила ведения войны. Вся жизнь человека, даже в мелочах, должна была соответствовать религиозным требованиям. Их исполнение сулит райское блаженство, в описании которого Мухаммед был особенно красноречив.
Важно отметить, что для ислама, так же как и для христианства, характерно представление о линейном, прогрессирующем времени. Идея развития обогащалась в ходе становления арабо-мусульманской цивилизации (VII–XIII вв.). В культуру мусульманского Востока многое перешло от древнегреческой рационалистической культуры (эллинизма). За счет этого арабский мир резко вырвался вперед. Казалось бы, арабо-мусульманский мир пойдет по пути, отличному от классического Востока. Однако этого не случилось. В исторической перспективе мусульманский мир потерял динамизм в своем развитии, рационалистическая тенденция в культуре была подавлена. Глубокое проникновение религии во все сферы общественной жизни приводит к тому, что исламские духовные институты стремятся подчинить себе государство и превратить его в религиозную организацию (это явление в современном мире принято называть исламским фундаментализмом; пример подобного государства сегодня – Исламская республика Иран).
По мнению ученых, ислам облегчил торговые связи и экономическое воздействие различных по характеру экономик и регионов. Арабы вели активную торговлю в Средиземном море и в Индийском океане. Это обстоятельство отразилось в языке. Например, слова «базар», «магазин», «тариф», «цифра», «атлас» заимствованы из арабского.
Ислам придал своеобразное направление развитию государственности у арабов. Коран не признавал различий между церковью и государством. Следовательно, верховной религиозной и светской властью обладали халифы. Вся земля являлась собственностью халифа. Государственное землевладение, как и в других странах Востока, преобладало над иными формами земельной собственности. Арабские завоевания прекратились около 750 г., так как изменились порядки в самом Халифате. Сначала первые места в нем занимали только арабы. Потом представители других народов стали переходить в ислам, и уже в 660 г. столицей Халифата стал Дамаск в Сирии, более богатый и населенный, чем Мекка. Понемногу сирийцы вытесняли арабов с первых мест в государстве. Этим были недовольны персы-мусульмане. В 750 г. в результате восстания они захватили Дамаск, убили халифа и его родичей. Персы объявили халифом другого человека (потомка Мухаммеда), а столицу перенесли в Багдад. С этого момента Халифат стал многоплеменной империей, объединенной одной верой и государственным языком – арабским. Но сами арабы уже не играли ведущей роли в созданном ими государстве. В своей империи мусульмане терпели христиан, иудеев, поскольку их религии признают единого Бога и имеют священные книги. Но иноверцы должны были платить халифу гораздо больший налог, чем мусульмане. Постепенно почти все жители Халифата приняли ислам. Это способствовало формированию единой исламской культуры во многих странах Азии и Африки.
В первой четверти IX в. начался политический распад Арабского Халифата. Наблюдался быстрый рост крупной земельной собственности отдельных феодалов и семей, усиление их позиций в политической жизни, что в итоге привело к обособлению отдельных частей Халифата и их постепенному превращению в самостоятельные государства: Хоросан, Египет, Тунис, Алжир, Армения, Азербайджан, Грузия, Ирак, Багдад и др. Окончательно Халифат прекратил свое существование в середине XIII в., когда его столицу покорили монголы.
Культура исламской цивилизации начала развиваться одновременно с государственной. Распад Халифата не повлиял на нее отрицательно: в X–XI вв. арабо-мусульманская культура переживала свой наивысший расцвет. Он был обусловлен длительным культурным взаимодействием арабов с завоеванными ими народами, взаимопроникновением элементов разных культур. Сфера взаимодействия и распространения духовной культуры, созданной в Халифате, была огромна. Она охватывала страны Востока и Запада. Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия были на порядок выше европейской науки того времени. Система орошения полей, некоторые сельскохозяйственные культуры (рис, цитрусовые) были заимствованы европейцами у арабов. Арабский «ноль», добавленный к индийской цифровой системе, произвел подлинную революцию в математике. Светская поэзия в Европе вобрала в себя некоторые традиции персидской Любовной лирики.
Тем не менее, арабо-мусульманское влияние на средневековую Европу, как полагают ученые, в основном ограничилось заимствованиями отдельных новшеств и открытий. Причина – религиозные различия. Христианская Европа воспламеняла религиозную ненависть к исламу, проповедовала против «неверных» и привела к эпохе крестовых походов в конце XI–XIII вв.
[1] Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.