2.2. Древнерусское государство: особенности политического и социального строя

Модуль 2. Особенности становления государственности
в России и мире

2.2. Древнерусское государство:
особенности политического и социального строя

1. Восточные славяне.

2. Социально-экономические и политические изменения славянского общества на рубеже VIII–IX вв.

3. Древнерусское государство в конце IX – начале XI в.: особенности политического и социального строя. Социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.

Теоретический материал

  

  

1. Восточные славяне

Презентация

Славяне – древнейшее население Европы. Во времена Римской империи они жили однородной, этнически не дифференцированной массой в Центральной Европе. После падения империи эта однородность стала нарушаться вследствие переселения народов. В результате последовательного движения готов, гуннов, аваров славяне лишились былого единства и расселились из района компактного проживания – Верхний Одер – Средний Днепр – по трем основным направлениям: на юг – Балканский полуостров, восток и север – по Восточно-Европейской равнине, на запад – в Среднее Подунавье и Междуречье Одера и Эльбы. Расселение славян в течение VIVII вв. на больших пространствах, их активное взаимодействие с иноэтническими племенами привели к дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки. В VII в. из некогда единой славянской общности выделились три ветви: восточная, западная и южная. Каждая из них начала самостоятельный путь в истории.

Восточные славяне, расселяясь на обширной территории Восточно-Европейской равнины от берегов Ильменского озера до среднего течения Днепра и Дуная, от Оки до Десны, заложили основы будущей российской цивилизации. В отличие от Византии и Европы Россия не была преемственной цивилизацией, она развивалась на территории, где практически не осталось очагов культуры ее предшественниц (исключением являются сравнительно небольшие пространства по берегам Черного и Азовского морей – Ольвия, Херсонес, Феодосия и др.). Россия должна была создавать свое цивилизованное пространство, или, точнее, делать его цивилизованным. Вместе с тем, не получив богатого наследства от культур прошлого, она имела возможность взаимодействовать с современными ей народами и цивилизациями.

История освоения территории Восточной Европы до настоящего времени вызывает интерес историков и является дискуссионной проблемой. Первоначально она была заселена балтскими и финно-угорскими народами. В дальнейшем, с конца V в., Восточно-Европейская равнина стала родиной восточнославянских племен, ставших в дальнейшем основой для формирования древнерусского народа.

Античные авторы, описывая своих северо-восточных соседей, по-разному их называли. В сочинениях Плиния и Тацита славяне, жившие в междуречье Нижнего Дуная и Вислы, именовались «венедами». Прокопий Кесарийский, Маврикий, Иордан называли славян как «венедами», так и «словенами», «антами», определяя территорию их расселения в Причерноморье от Дуная до Днепра.

В отечественной литературе начало дискуссии о происхождении славян положил Нестор, автор «Повести временных лет», писавший: «Во многих же временах сели суть Словени по Дунаеви, где есть ныне Оугорьска земля и Болгарьска и от тех Словен розидошася по земле и прозвашася имены своими, где седоша на котором месте». Так летописец утвердил дунайскую или балканскую версию этногенеза восточных славян. Она была неоспоримой вплоть до конца ХIХ в. Этой концепции придерживались корифеи отечественной исторической науки С. М. Соловьев и В. О. Ключевский. Последний, правда, внес коррективы, указав, что славяне с Дуная мигрировали сначала в Прикарпатье, а в VI в. – в Поднепровье.

Наряду с дунайской имела хождение и скифо-сарматская версия происхождения славян. Сторонники ее считали, что предками славян были кочевники из Передней Азии: скифы, сарматы, аланы и роксоланы. Близкий вариант в начале ХХ в. предложил академик А. И. Соболевский. Он считал, что восточные славяне были продуктом ассимиляции иранских народов (скифов, сарматов) и части балто-славян, живших на северо-западе Восточной Европы. Контакты в пограничной зоне и дали жизнь новому этническому образованию – восточным славянам, которые позднее расселились на больших пространствах Европы.

В начале ХХ в. академик А. А. Шахматов предложил иной вариант миграционной теории. Первоначальной прародиной славян он считал Прибалтику, откуда под именем «венедов» они начали движение в бассейн Вислы, ставший второй восточно-славянской прародиной. В период же «великого переселения народов» часть славян двинулась на восток, осев в Поднепровье.

Как бы разнообразны ни были миграционные версии, их сторонники полагали, что становление восточно-славянского мира началось сравнительно поздно, в VI–VIII вв., под влиянием общего движения народов Евразии, известного нам как «великое переселение народов».

В XVIII в. была выдвинута идея автохтонного происхождения славян. Ее основоположником можно считать М. В. Ломоносова, полагавшего, что «носители росского имени» – роксоланы – были выходцами с Волги, от которой и получили свое имя, т. к. древнее название великой реки было Ра. Эту позицию разделили С. А. Гедеонов и Д. И. Иловайский в России, Л. Нидерле в Чехословакии и др. После 1945 г., в пору борьбы с космополитизмом, любое иноземное влияние изначально признавалось враждебным, поэтому автохтонная теория была единственной официально признанной. В современной исторической науке наиболее последовательными сторонниками коренного происхождения славян были академик Б. А. Рыбаков и профессор А. Г. Кузьмин.

Активное присутствие славян на территории Восточной Европы (до бассейна Волги) относится к VI в. По мнению археолога И. И. Ляпушкина, движение шло по двум направлениям: Приднепровье заселяли выходцы из Центральной Европы, а Приильменье – с побережья Балтики.

В VIVIII вв. в процессе освоения территории Восточной Европы в обществе восточных славян одновременно развивались три направления: дальнейшее становление славянского этноса, социальное расслоение, стремление к политическому объединению.

Из ранних письменных источников до нас дошли сведения о крупных восточнославянских племенных группах: полянах, живших на пологом правобережье среднего течения Днепра; их соседях северянах, расположившихся на противоположном берегу Днепра; древлянах, освоивших лесную зону между реками Рось и Припять; дреговичах, живших в болотистом краю междуречья Припяти и Западной Двины; кривичах, потомках легендарного Крива, осевших в верховьях Волги; полочанах, заселивших берега реки Полоты; радимичах, приведенных легендарным Радимиром в бассейн реки Сож; словенах, освоивших район озера Ильмень; уличах, живших «в углу», т. е. на берегу Южного Буга; их соседях тиверцах, получивших название по реке Днестр, которую греки называли Тивром; вятичах, потомках Вятко, ушедших на крайний северо-восток в междуречье Оки и Москвы и др.

Восточнославянская колонизация новых территорий отличалась мирным характером. Обширные пространства Восточной Европы были слабо заселены, поэтому новым переселенцам не приходилось вступать в конфликты с местным финно-угорским и балтским населением. Мирное соседство и сотрудничество ускорили процесс ассимиляции (растворения) части аборигенного населения в среде переселенцев.

Отношения восточных славян с соседями складывались различно. Жившие рядом с ними финно-угры (чудь, весь, мещера, мурома, меря, мордва, печера и др.) и балты (пруссы, ливы, латгалы и др.) платили дань. В целом же соседство было мирным, а зачастую и взаимовыгодным: заключались военно-политические союзы, устанавливались хозяйственные связи, шел процесс культурно-бытового заимствования.

С другими народами отношения не были столь идиллическими. Пришедшие из Центральной Азии кочевники оказались опасными соседями. В середине VI в. на волне великого переселения народов территория между Дунаем и Карпатами была захвачена аварами, которых славяне назвали «обрами». Происхождение их до настоящего времени не выяснено. Видимо, они были выходцами из Центральной Азии, двинувшимися на запад по следам гуннов. По мере продвижения в их состав влились представители других народов, поэтому и традиции, и внешний облик авар сочетали в себе монголоидные и европеоидные, тюркские и иранские элементы. В VI в. был образован Аварский каганат, занимавший территорию между Дунаем и Карпатами. Восточные славяне подверглись набегам, грабежам и пленению. Опасное соседство, правда, длилось относительно недолго. Последнее упоминание об аварах относится к 843 г., в дальнейшем они исчезли с исторической арены, став жертвой либо эпидемии, либо более сильного противника. В «Повести временных лет» об этом говорится: «Погибоша аки обри»[1].

Непростые времена для восточных славян наступили в VII в. в связи с появлением в предгорьях Кавказа и на Нижней Волге тюркоязычных хазар. Этот народ вел полукочевой образ жизни: лето проводили в степях, а зимой возвращались в укрепленные города: Беленджер, Семендер, Итиль, Таматарха, Саркел и др. Такой образ жизни не помешал им завоевать прочные позиции в регионе, удержать которые способствовало сильное и мобильное войско. Под контролем каганата находилась территория от Средней Волги до Крыма, включая один из важнейших торговых путей, соединявших Европу с Азией, – волжский путь. Торговые пошлины за пользование им составили значительную часть доходов Хазарии. Сложившееся Хазарское государство в течение двух столетий было сильнейшим политическим образованием в Восточной Европе.

Для населения Восточной Европы соседство с хазарами имело двоякие последствия. Некоторые славянские племена (вятичи, радимичи, поляне) платили им дань, но взамен они получили защиту от внезапных набегов степняков. Это позволило направить силы на решение внутренних проблем. В тени сильной державы начало формироваться новое восточнославянское государство.

В VIII в. Хазария пережила кризис, усилившийся в связи с принятием иудаизма как общегосударственной религии. Ранее ее исповедовали нашедшие убежище в Хазарии евреи, постепенно они заняли привилегированное положение в социальной иерархии. Основной постулат иудаизма о богоизбранности еврейского народа расколол население и спровоцировал усобицы. От каганата откололся сначала Крым, затем перестали платить дань восточные славяне. Окончательный удар был нанесен в 960-х гг. киевским князем Святославом. В результате военного поражения Хазарии даже название этого государства перестало упоминаться на страницах хроник и летописей.

На восточных границах славянского мира в середине VII в. сложилось еще одно государство – Волжская Болгария. Булгары – тюркоязычный народ, отделившийся от основной массы степняков-кочевников Причерноморья и осевший в лесостепной зоне Средней Волги. Под их властью оказались как некоторые местные финно-угорские племена, так и живущие на севере вепсы, ханты, манси. У восточных славян отношения с Волжской Болгарией складывались весьма сложно. Сильная военно-политическая организация булгар позволяла контролировать волжский торговый путь. Попытки восточных славян вступить в торговые отношения с Востоком наталкивались на необходимость платить им дань. Усилить свои позиции на Волге славяне смогли благодаря успешному походу Святослава, захватившему в 966 г. столицу Волжской Болгарии Итиль.

С VIII в. некоторые народы Европы, в том числе и восточные славяне, подверглись натиску «кочевников моря» – викингов или варягов, обитателей Скандинавии. Славянские земли не сулили норманнам богатой добычи, но разветвленная речная сеть Восточно-европейской равнины открывала путь как в страны Востока, так и в Византию. Жившие в Прибалтике эсты и финны называли норманнов «роутси», от чего, возможно, и произошло имя «русы», принятое и славянами. Варяги торговали мехами, медом и другими товарами, которые получали в качестве дани с восточных славян и финно-угров, промышляли они и работорговлей. Выход на азиатские и византийские рынки они нашли, сплавляясь по системе рек волжского бассейна и по пути «из варяг в греки». Последний постепенно оказался более предпочтительным, т. к. низовья Волги были в руках хазар, налагавших высокие торговые пошлины.

В IX в. варяги попытались более прочно обосноваться в Восточной Европе. На протяжении торговых путей стали возникать сначала временные, а затем стационарные поселения – вики. Некоторые восточнославянские племенные союзы приглашали норманнов на службу в качестве профессиональной дружины или «третьей» независимой силы в решении повседневных проблем многонационального населения. Свидетельством постоянного присутствия варягов в Восточной Европе являются известные по археологическим материалам населенные пункты: Рюриково городище на Волхове под Новгородом, Гнездово на Днепре под Смоленском, городище Тимерево близ Ярославля.

Проникновение варягов-русов в восточнославянские земли протекало без длительных кровавых войн. Более того, варяги объективно помогли восточным славянам в противоборстве с Хазарией. Благодаря варяжскому присутствию, освоение северного региона Восточной Европы значительно активизировалось, временные вики вскоре уступили место славянским городам. В целом же влияние варягов на языковую, материальную и духовную культуру восточных славян невелико, если не считать происхождения первой княжеской династии и, как полагают многие историки, заимствования имени народа.

Наконец, в IX в. в пору консолидации восточных славян в единый этнос в Днепровско-Донском междуречье появились печенеги. Захватив южнорусские степи, они поставили под свой контроль оба торговых пути (волжский и «из варяг в греки»), совершали опустошительные набеги на восточнославянские земли. Появление новых грозных соседей совпало с периодом становления Древнерусской государственности, поэтому печенегам противостояли объединенные силы теперь уже древнерусского народа. Борьба с переменным успехом продолжалась до XI в., когда печенеги сначала признали вассальную зависимость, а затем частично перешли на службу к русским князьям, основав союз Черных Клобуков.

Нельзя не остановиться на отношениях с еще одним соседом восточных славян – Византией. С момента становления славянского мира на Русской равнине от отношений с Византией во многом зависело благосостояние наших предков. Связи с ее жителями позволили не только обмениваться товарами, но и поддерживать систематические культурные контакты. Однако Византия рассматривала своих северных соседей исключительно как варваров. Такое отношение положило начало военным столкновениям. К VI в. относятся первые упоминания о походах славян под предводительством Кия на Византию. Это военное противостояние продолжилось в IX–Х вв.

Одним из важнейших последствий походов на Балканы стало знакомство с новой религией – христианством. Часть дружинников приняла крещение еще в начале IX в. В дальнейшем новая вера нашла новых приверженцев благодаря деятельности балканских миссионеров. В 860-х гг. в Киев был направлен архиепископ для учреждения подвластной Константинополю епархии, но длительного успеха это предприятие не имело.

2. Социально-экономические и политические изменения
славянского общества на рубеже VIII–IX вв.

Освоение новых территорий совпало по времени со сложными процессами внутренней трансформации восточнославянского мира. На протяжении VI–VIII вв. в обществе восточных славян одновременно развивались три процесса: становление древнерусского этноса, социальное расслоение и политическое объединение.

Появление на Восточноевропейской равнине славян сопровождалось основанием множества новых поселений. На высоких берегах рек выросли поселки, насчитывавшие не более десятка домов. Топившиеся по-черному полуземлянки (10–20 кв. м) были достаточно тесны для большой патриархальной семьи. Для защиты от врагов, диких зверей и злых духов поселки обносили валом и частоколом. Несколько мелких поселков, расположенных на расстоянии до 5 км, образовали гнездо, а несколько гнезд – общину или вервь.

Основу хозяйственной жизни восточных славян составило подсечно-огневое земледелие: залежное в степной зоне и переложное в лесной. Для того чтобы получить полевой надел, необходимо было сначала расчистить лес под поле. Деревья подрубались, высушивались, корчевались и сжигались. Удобренная золой земля давала достаточно высокие урожаи, но истощалась через два-три года, поэтому расчистка леса осуществлялась практически постоянно. В качестве основных возделывавшихся культур предпочтение было отдано пшенице, просу, ячменю, гречихе, в огородах выращивали репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.

Земледелие было не единственным видом занятий. Восточные славяне разводили крупнорогатый скот, свиней, лошадей, ловили рыбу, охотились, бортничали (собирали мед диких пчел). Сельскохозяйственные продукты и дары леса были также «экспортным» товаром, обменивавшимся на украшения, ткани и др. Этому способствовал пролегавший через Восточноевропейскую равнину торговый путь «из варяг в греки».

Сложной и разнообразной была духовная жизнь восточных славян, прежде всего проявившаяся в вере. Языческая религия не только отражала сложившиеся еще в древности представления об окружающем мире, но служила средством закрепления и передачи многовекового опыта людей.

В язычестве восточных славян можно выделить несколько разновременных пластов. Древнейшие верования были сосредоточены на одухотворении природы (анимизме), вере в добрых и злых духов (леших, водяных, русалок, берегинь и т. д.), управлявших разными стихиями (лесом, водой, огнем, растениями и т. д.). Позднее в центре внимания оказались аграрные божества и семейно-родовой культ предков: Род и рожаницы. Еще позже сформировался пантеон племенных богов. Они символизировали главные природные стихии и покровительствовали различным отраслям хозяйства: Сварог – творец всего сущего, прародитель остальных богов-сварожичей, Дажьбог и Хорс – божества солнца, Перун – бог грозы, Стрибог – бог ветра, Мокошь – божество женского рукоделия и судьбы, Велес (Волос) – покровитель скотоводства и др.

Верования восточных славян не требовали строительства специальных храмов или наличия жреческого сословия. Языческие обряды можно было совершать самостоятельно: дома или на специальных капищах. Особо отмеченных людей, находившихся, по мнению остальных, в постоянном контакте с богами, называли волхвами или кудесниками.

Заметные изменения претерпел в VI–VIII вв. общественный строй восточных славян. Первоначально они жили родовой общиной, построенной на принципе кровного родства. По мере расселения славян на больших пространствах Восточноевропейской равнины родовые связи стали ослабевать, а усовершенствование орудий труда (изготовление их из железа) и приемов земледелия (использование лошади как тягловой силы) позволили отдельной семье существовать самостоятельно. На смену родовой общине с ее уравнительными принципами общежития и жесткой регламентацией пришла территориальная, объединившая людей по хозяйственным интересам. Члены ее самостоятельно обрабатывали свой участок земли и распоряжались полученным урожаем, совместно владели лугами, сенокосами и лесными угодьями.

Все «люди» (домохозяева) обладали правом на общинную собственность, на участие в народном ополчении, а также принимали участие в управлении – народном собрании или вече. Понятия «народ», «войско», «власть» пока не были четко дифференцированы.

Знали восточные славяне и рабство в его патриархальной форме. По сведениям Маврикия Стратега, «находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных друзей?»

В VII–VIII вв. облик восточнославянского мира заметно изменился. Усилилась консолидация восточнославянских общностей, сформировались территориально-политические союзы вокруг крупных городов: Киева, Переяславля, Чернигова, Смоленска, Новгорода, Полоцка и др. В связи с постоянной внешней опасностью усилилась роль князя, который стал, по сути, правителем, хотя совет старейшин и вече играли по-прежнему существенную контролирующую роль, и решающее слово оставалось пока за последним.

Восточные славяне достаточно поздно вышли на историческую арену как самостоятельная сила. Они заселили огромную территорию Восточной Европы, удаленную от цивилизационных центров, их соседи значительно отставали по темпам общественного развития. Внешне незащищенная территория Восточной Европы поставила славян перед лицом постоянной внешней опасности со стороны как степных кочевников, так и более сильных соседей, находившихся уже на государственной стадии развития.

3. Древнерусское государство в конце IX – начале XI в.:
особенности политического и социального строя.
Социально-экономический строй Древней Руси

Процесс становления государственности на Руси нашел освещение уже в начальном летописании, автор которого попытался ответить на вопрос: «откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити»? Однако время и причины его становления до настоящего времени трактуются по-разному.

Становление Древнерусского государства можно разделить на три периода. В течение столетия с конца IX в. произошло «собирание» восточнославянских земель, утвердилось первенство великого киевского князя, принадлежавшего династии Рюриковичей, сформировался механизм взаимодействия между властью и обществом. Развитие Киевского государства в конце X – начале XII вв. продолжилось, достигнув расцвета со всеми положенными атрибутами: аппаратом управления, нормативно-правовой базой, вооруженной силой. Однако уже во второй половине XI в. проявились признаки упадка и дезинтеграции. Со второй трети XII в. в результате усобиц и конкуренции князей Киевская Русь распалась на самостоятельные княжества, начался период раздробленности.

Проблема становления государственности до настоящего времени вызывает оживленные дискуссии, начало которым было положено первым дошедшим до нас летописным сводом «Повестью временных лет». В нем указаны две версии о начале Руси. Согласно одной, восточнославянское единство связано с племенем полян, а первым русским князем был Кий, основавший вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью город Киев. Обратим внимание на то, что данная легенда отражала идею славянского происхождения древнерусского государства. Здесь «русь» – название одного из восточнославянских племен, заселивших бассейн реки Рось.

По другой версии, русь – это одно из варяжских племен во главе с конунгом (князем) Рюриком, призванное для управления и защиты Новгорода. В дальнейшем под власть русов попали все восточнославянские земли, а потомки их предводителя – Рюриковичи – стали во главе Киевской Руси. Таким образом, была заложена идея иноземного источника древнерусской государственности.

Летописный рассказ о призвании варягов-русов послужил основой для создания в 1730-х гг. так называемой норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Авторство ее принадлежит работавшим в России немецким ученым Г. З. Байеру и Г. Ф. Миллеру. Основное внимание они уделили доказательству скандинавского происхождения термина «русь» и княжеской династии Рюриковичей. Из такого заключения были сделаны выводы о неспособности восточных славян к самостоятельному историческому развитию, необходимости внешнего руководства политической жизнью русского народа.

Как же обстояло дело в действительности? Ведь призвание варягов – не выдумка немецких историков, а факт, почерпнутый из источников. Одним из первых критиков норманнской теории был М. В. Ломоносов, связавший истоки древнерусской государственности с южнославянским племенем роксоланов. В дальнейшем эту позицию поддержали Д. И. Иловайский и В. Г. Василевский. Антинорманисты увидели преемственность происхождения восточных славян с библейскими персонажами, потомками Ноя Словеном, Русом и Скифом. В царствование Екатерины II спор об истоках русской государственности постепенно затих, поскольку был неуместен при императрице-иностранке.

В XIX в. норманисты имели более прочные позиции в отечественной исторической науке, среди них были Н. М. Карамзин, М. П. Погодин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский. Правда, трактовка ранней истории Руси несколько изменилась. Не оспаривая консолидирующую роль варягов, русские историки связали причины формирования государственности с развитием восточнославянского общества.

Новый виток полемики пришелся на 1930-е гг., когда пропагандистская машина нацистской Германии стала использовать выводы норманистов для доказательства неспособности славян самостоятельно сформировать и развить государственность. В это время антинорманизм был одним из столпов советской идеологии: борьба с «космополитизмом и низкопоклонством перед Западом» не позволила усомниться в славянском происхождении названия древнерусского народа и государства.

С точки зрения современной исторической науки оба вопроса – о происхождении термина «русь» и династии киевских князей – второстепенны. Не вызывает сомнений утверждение, что возникновение государства – закономерный этап развития общества. Государственность вырастает из естественного стремления общества к самоорганизации, к упорядочению усложняющихся отношений между людьми. В VIII–IX вв. славяне и скандинавы находились приблизительно на одном уровне общественного развития. В этих условиях норманны не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности. При этом совпадение стадий развития этнических общностей способствовало более легкому синтезу пришельцев и аборигенов: славян, финно-угров.

К середине I тысячелетия на смену родовым отношениям у восточных славян пришли территориально-хозяйственные. Семьи, не связанные родством и ведущие самостоятельные хозяйства, объединялись в соседские общины, в которые входили не только сородичи. И соседские общины, и отдельные семейные кланы были слишком слабы, чтобы полностью обеспечить свою безопасность, ее гарантом был князь, живший в укрепленном городе и располагавший вооруженными воинами. Земледельческие общины, расположенные в окрестностях города, постепенно признали покровительство князя и его дружины. Так, появление соседских общин привело к размыванию старых племенных обычаев. Потребовались новые правила и формы общежития, действие которых обеспечивалось государством.

Объединение восточнославянских земель заняло более столетия. Первоначальное ядро Древнерусской державы сложилось вдоль пути «из варяг в греки», он соединял Балтику с Черным морем и Византией и обеспечивал постоянство контактов между рассыпанными на огромной территории восточнославянскими землями. Путь этот проходил по Днепру, в верховьях которого по волоку ладьи перетаскивали в реку Ловать, откуда дорога вела в озеро Ильмень, далее по реке Волхов – в Ладожское озеро, Неву и Финский залив. Русские «гости» продавали на иностранных рынках воск, пушнину, льняное полотно, кольчуги, кожу, а на Русь везли из Византии дорогие ткани, оружие, украшения, из стран Азии – благовония, пряности, бисер, из Фландрии – тонкое сукно.

Разветвленность речной сети позволила участвовать во внешней торговле всем восточнославянским народам, как жившим в бассейне Днепра, так и в значительном удалении от него. Однако доходность продаж была невелика, поскольку северные гости были ограничены в правах на византийских рынках, изменить ситуацию можно было лишь силой оружия, объединив разноплеменные военные силы.

Формирование единой военной организации было продиктовано и усилением внешней опасности. В IX в. обострилось противостояние славян со степняками-кочевниками. Обеспечить относительную безопасность можно было, создав постоянные оборонительные союзы, располагавшие большими людскими ресурсами.

Территориально-политические образования существовали у полян, древлян, дреговичей, полочан, наиболее крупными и значимыми были киевское и новгородское. И северные, и южные союзы восточнославянских племен были близки к тому, чтобы придать княжеской власти постоянный и государственный характер.

Становлению государственности у восточных славян способствовали общность происхождения и этнокультурная близость. Все восточнославянские общности говорили на диалектах одного языка, поклонялись общему пантеону богов, придерживались единых традиций.

Инициатива политического объединения принадлежала Новгороду. Именно туда по приглашению вече в 862 г. пришел с разноплеменной дружиной варяжский князь Рюрик для пресечения усобиц между полиэтничным населением Приильменья.

Контакты с соседями-норманнами были весьма полезны, т. к. позволили восточным славянам обогатиться военным и навигационным опытом. Варяги приглашались не только в качестве наемных воинов, но и для исполнения административных задач, т. к. пришельцы выступали в качестве «третьей силы» по отношению к борющимся за власть группировкам местной знати.

Появление варяжских дружин в Восточной Европе ускорило процесс «собирания» восточнославянских земель, уже подготовленных внутренним развитием к государственности. Инициатором политического объединения был Рюрик, но осуществил эту идею Олег, бывший либо родственником, либо сподвижником конунга. В 882 г. Олег во главе варяжско-славяно-финно-угорских дружин спустился по Днепру, захватил Киев, убил княживших там Аскольда и Дира и объявил Киев центром своей державы, которой управлял 33 года.

Захватив власть в Киеве, Олег фактически объединил два восточнославянских центра: Новгород и Киев. Затем он подчинил древлян, северян, радимичей, закрепив их зависимость выплатой дани. Только Новгород платил 300 гривен (60 кг серебра) в год. С целью утверждения ведущей роли киевского князя Олег вел работу по укреплению южных границ, гарантируя защиту от набегов кочевников. Он также совершил два похода на Византию в 907 и 911 гг. Результатами их пользовались купцы всех земель, поскольку по заключенным русско-византийским договорам они имели право снаряжать любое количество кораблей и вести торговлю на рынках Константинополя.

Согласно летописному преданию, первым собственно Рюриковичем был князь Игорь (912–945). Он расширил подчиненную Киеву территорию, покорил уличей, тиверцев, вновь подчинил отказавшихся платить дань древлян. Игорь попытался повторить успех своего предшественника и в 941 г. отправился в поход на Константинополь. Однако предупрежденные византийцы встретили неприятеля «греческим огнем», в Киев вернулись лишь считанные ладьи. В 944 г. Игорь предпринял второй поход на Константинополь. В этом случае противник не стал рисковать, Византия пошла на заключение нового договора с руссами, не дожидаясь военного столкновения.

Не слишком успешная внешняя политика киевского князя подорвала казну. Стремясь пополнить ее, Игорь отправился в полюдье и, по настоянию своей дружины, потребовал двойной дани с древлян. Такое беззаконие вызвало возмущение. По приказу древлянского князя Мала Игорь был схвачен и казнен.

Власть в Киеве перешла к вдовствующей княгине Ольге (945–964). Она жестоко отомстила древлянам, предав огню главный город Искоростень, но и вынесла определенные уроки. Существовавшая прежде система управления и сбора дани – полюдье – была заменена на «повоз». Размер дани – «урок» – был строго фиксирован, были определены места его сбора – «погосты» и «становища», куда направлялись княжьи представители – воеводы, которые от имени высшей власти выполняли комплекс административных и судебных функций. Таким образом, закладывается первый камень в строительство государственной бюрократии и разделения центрального и местного уровней управления.

Изменился и характер взаимоотношений с Византией. На смену кровопролитным походам пришло время мирного сближения. В 957 г. княгиня прибыла в Константинополь, где от императора Константина Багрянородного приняла христианство.

Сын Игоря и Ольги князь Святослав (964–972) продолжил трудиться над расширением подвластных Киеву территорий, покорив независимый союз вятичей. Однако основные усилия нового князя были сосредоточены на установлении внешних границ Руси и признании ее государствами-соседями.

Войско Святослава в 964 г. обрушилось на хазар и овладело донской крепостью Саркелом, но полностью расправиться с противником не удалось. Святослав предпринял отвлекающий маневр, нанеся в 965 г. удар по восточному соседу – Волжской Болгарии, а затем завершил разгром Хазарского каганата. Святослав на этом не остановился, направив силы на борьбу с северокавказскими народами ясами (предками алан) и касогами (предками адыгов). В результате в состав Киевской Руси вошло Тмутараканское княжество на Таманском полуострове. Расширение территории обогатило ресурсы молодого государства, увеличился налоговый приток в казну.

Усиление Руси на юге обеспокоило Византию. Император Никифор Фока решил втянуть Святослава в балканский конфликт. Так русы оказались союзниками византийцев в борьбе с Дунайской Болгарией. В 967 г. киевская дружина в битве под Доростолом разбила болгар, но Святослав решил сам воспользоваться плодами военного успеха, заявив о решении перенести столицу в низовья Дуная в Переяславец. От этой идеи ему пришлось отказаться лишь под угрозой потери Киева, осажденного печенегами. Продолжение балканской кампании не принесло желанной победы. После поражения под Доростолом в 971 г. Святослав был вынужден заключить мирный договор и вернуться на Русь. Однако на пути его ждала печенежская засада. На днепровских порогах князь в 972 г. сложил голову.

После гибели Святослава началась первая усобица за киевский престол. Князь-воин редко оставался в родной земле, поэтому управление важнейшими землями он передал своим сыновьям: Ярополку достался Киев, Древлянская земля была передана Олегу, а младший Владимир княжил в Новгороде. Старшие братья нашли смерть в борьбе за власть, а Владимир в 980 г. стал киевским князем и владел великокняжеским венцом до 1015 г.

Важнейшим этапом развития Руси явилось принятие христианства. Согласно исторической традиции это событие датируется 988 г. и связано с именем князя Владимира Святославовича. Князь Владимир причислен русской православной церковью к лику святых, вследствие этого сохранилось достаточно много сведений о его жизни и деятельности, написано даже его «Житие», хотя значительная часть этих сведений носит легендарный характер. Летопись рисует Владимира как типичного языческого князя, проводившего время в военных походах, любителя пиров и «наслаждений чувственных». Но именно ему Русь обязана принятием христианства.

Основной причиной принятия христианства была задача объединения славянских народов в единое государство. Единое государство требовало единой идеологии. Следовало усилить единовластие киевского князя, чему могла способствовать не только общая система ценностей и мировоззрения, но и хорошо отлаженная система контроля за верующими в лице церкви. Принятие единобожия было и знаком времени, поскольку невозможно было достичь международного признания и паритетных отношений «варварской» языческой Руси с христианским или исламским миром.

Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие в рамках старой религии. В 980 г. он провел церковную реформу. Он поставил в Киеве близ княжеского двора идолов всех языческих богов, которым киевляне приносили жертвы. Тем самым он пытался превратить Киев в идеологический центр русских земель. Однако реформа закончилась неудачей – единой религии создать не удалось, каждый народ продолжал поклоняться своему богу. Тогда Владимир решил заимствовать религию у соседей.

Летопись приводит любопытный рассказ о выборе Владимиром веры. Якобы, узнав о желании Владимира, в Киев прибыли представители различных религий, чтобы склонить его к принятию своей веры. «Народы соседственные могли желать, чтобы государь, уже славный победами в Европе и Азии, исповедовал одного Бога с ними». Прибыли послы от волжских булгар, исповедовавших ислам; послы от хазар, исповедовавших иудаизм; и послы от обеих ветвей христианства – католической и православной. С хазарами Владимир долго разговаривать не стал. Выслушав их рассказы о величие еврейского бога Яхве, он задал вопрос: «А где ваше отечество?», «В Иерусалиме, – ответили те, – но враги изгнали нас с нашей земли», «И вы, наказанные Богом дерзаете учит других?»

Мусульманство заинтересовало князя. Оно разрешало многоженство, что Владимиру импонировало. Но когда он узнал, что ислам запрещает пить вино, он засомневался: «Веселие Руси есть пити, без этого не можем быть». А когда ему предложили сделать обрезание, он возмутился и выгнал послов.

Оставалось христианство. Владимир послал послов в Рим и Константинополь с тем, чтобы они лично присутствовали на богослужении. Наибольшее впечатление на послов произвело богослужение в Константинопольском Соборе Святой Софии. «Казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме». Выслушав послов, Владимир принял решение принять христианство из Византии.

На основании этого сообщения летописи некоторые историки выстроили целые теоретические построения. Одни говорят об «исторической ошибке» Владимира, принявшего православие, а не католичество, что привело к изоляции Руси от Запада, от «мировой цивилизации». Однако разделение церквей на западно-католическую и восточно-православную произошло лишь в 1054 г., через 70 лет после «выбора веры». Другие историки объясняют выбор Владимира тем, что православная церковь провозглашала верховенство светской власти, а католичество – главенство церкви.

Но «выбор веры» скорее всего не более чем легенда. Христианизация Руси не единовременный акт, а процесс, растянувшийся на более чем сотню лет. И выбор восточного варианта христианства был обусловлен давними связями Киева с Константинополем.

Как это ни странно, такое важное событие, как принятие христианства, в русских источниках освещено крайне смутно. Известно, что поводом к этому шагу стало стремление породниться с императорским домом. Рассчитывая получить в жены византийскую принцессу Анну, Владимир оказал военную помощь в подавлении восстания в одной из провинций Византии, но брак был отложен под предлогом язычества жениха. В ответ Владимир захватил важнейшую черноморскую крепость византийцев Херсонес, где и принял крещение, что решило вопрос о династическом союзе Руси и Византии.

Крещение Руси растянулось на долгие годы. Оно было осуществлено с применением силовых методов против населения, не желавшего отказаться от традиционной веры. В Киеве первым делом были изрублены и сожжены языческие идолы, после чего головешки были сброшены в Днепр. Затем в Днепр дружина загнала горожан, и священник всех их окрестил. Затем Владимир «нача ставити по городам церкви и покос и люди приводится по всем градам и селам». Особо ожесточенное сопротивление новая вера встретила в Новгороде. Летопись сообщает, что «Добрыня (дядя Владимира и командир его дружины) крестил Новгород огнем, а Путята мечем». Да и после принятия христианства старые языческие верования не были забыты. Они соединялись и переплетались с новыми верованиями, образовывали пеструю смесь так называемого «двоеверия».

Русскую церковь возглавил митрополит Киевский, которого назначал Константинопольский патриарх из числа греческих епископов. В крупных городах Руси были созданы епархии, во главе которых стояли епископы, также назначенные митрополитом. Церковь осуществляла суд по делам о преступлениях против религии и нравственности, по вопросам семейных отношений.

Принятие христианства имело для Руси огромное значение. Во-первых, единая религия способствовала объединению русских земель, выработке единого национального самосознания. В годы феодальной раздробленности и монголо-татарского ига, когда Русь перестала существовать как самостоятельное государство, православная религия была единственным объединяющим фактором, позволявшим русским считать себя единым народом.

Во-вторых, принятие христианства сделало Русь полноправным членом мирового сообщества христианских государств, включило ее в систему политических и культурных связей. Отношения между государствами в средние века укреплялись с помощью династических браков, что было возможно лишь при условии единой веры. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля, одна из его дочерей была замужем за французским королем, другая за норвежским, третья – за венгерским. Внучка стала супругой германского императора.

В-третьих, исключительно важным было культурное влияние христианства. На русский язык были переведены книги не только духовного, но и светского содержания, научные трактаты, исторические сочинения, литературные произведения. При монастырях создавались школы, библиотеки, велись летописи. По образцу византийских стали создаваться оригинальные произведения русской литературы. Русь приобщилась к лучшим образцам мировой культуры. Сама славянская письменность была создана в IX в. на основе греческого алфавита византийскими монахами Кириллом и Мефодием и пришла на Русь с принятием христианства (до этого использовались скандинавские руны).

Церковь положила начало русскому искусству и архитектуре. Русская иконопись первоначально следовала византийским образцам. Русские церкви строились по образцу византийских. Соборы святой Софии, аналогичные во многом константинопольскому, были построены в Киеве и в Новгороде. Церковь воздействовала на мораль народа, осуждая языческие пережитки – многоженство, кровную месть и др. Со временем сложились собственно русский стиль иконописи и зодчества.

В то же время принятие христианства из Византии впоследствии способствовало изоляции Руси (уже Московской) от Запада. После падения Византийской империи Московская Русь осталась единственным крупным и независимым православным государством, что во многом обусловило специфику ее развития.



[1] Погибли как авары.