Тема 3. Социология образования в России
Теоретический материал
Социологические подходы к проблемам народного образования можно найти в работах русских ученых, опубликованных еще в XIX столетии. Прежде всего, необходимо назвать те, что появились в начале 1860-х гг., в процессе научных дискуссий, которые велись по поводу обсуждения проводимой учебной реформы.
Также важным трудом для понимания образования в России конца XIX в. выступает работа Павла Николаевича Милюкова под названием «Очерки по истории русской культуры». Второй том был назван автором «Вера, творчество и образование». Следует упомянуть, что при создании своих очерков автор опирался на большой объем статистических данных, которые описывали различные характеристики населения, которые отражали специфические особенности образа жизни целых социальных групп.
Необходимо заметить, что в этот период весьма активно велись социолого-статистические обследования различных социальных групп, в том числе особое внимание уделялось студенчеству.
В конце XIX – начале XX вв. обозначилась и развивалась научная дискуссия об организационных формах высшего педагогического образования в России, и целый ряд публикаций рассказывают нам о ней.
Однако в первые годы советской власти стала наблюдаться явная политизация, а вскоре – и идеологизация социальных исследований, что в дальнейшем привело к сворачиванию социологической методологии вообще и в этой предметной области, в частности.
Становление отечественной социологии образования как самостоятельной научной дисциплины принято относить уже к периоду 1960–1980-х гг. XX в.
Научный интерес отечественных ученых к этой области был обусловлен тем, что в советском обществе важным фактором социального расслоения стало выступать именно образование. Его уровень и качество начали играть большую роль в социальной мобильности, в процессах формирования образа жизни различных социальных групп. Например, выявились явные различия в шансах молодых людей некоторых демографических когорт на получение образования и успешную профессиональную карьеру, описанные в работах Владимира Александровича Ядова.
В советский период социология образования развивалась преимущественно как дисциплина прикладная. Социологические исследования этого времени были ориентированы на выявление соответствия между социально-экономическими требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки профессиональных кадров, и качеством предоставляемого государственного образования. Проводились исследования профессиональных ориентаций учащихся и определение круга социальных проблем в сфере образования.
Становление социологии образования тесно связано с развитием других смежных областей знания, таких как социология молодежи, социология семьи, социология культуры, социально-педагогические исследования. Поэтому социологию образования, особенно в данный период, трудно вычленить в «чистом виде».
Вместе с тем, в начале 1960-х гг. в Академгородке под Новосибирском под руководством Владимира Николаевича Шубкина были запущены крупные исследовательские проекты для социологического изучения проблем образования (нам они известны под названием «Проект 17-17», «Проект 17-25»).
В частности, в ходе них анализировались объективные и субъективные факторы, влияющие на систему образования. Среди них профессиональные склонности выпускников, выбор ими профессии, особенности трудоустройства, жизненные пути различных групп молодежи. Кроме этого, предметом исследования стали престиж различных занятий и видов труда; социальная, профессиональная и территориальная мобильность выпускников; эффективность производственного обучения в школах; проблемы совершенствования системы профессиональной ориентации.
Ставилась также задача выяснения на основе этих исследований, в какой мере можно прогнозировать личные планы, социальную, профессиональную и территориальную мобильность в связи с выбором профессии той группы молодежи, а именно, речь шла об учащихся старших классов общеобразовательных школ, которые осуществляли этот выбор при минимальной регламентации.
Интенсивное развитие социология образования получила в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Работы Ф. Р. Филиппова и В. Н. Турченко были одни из первых, в которых поднимались общие и специфические вопросы образования. Несколько позднее эту группу исследователей пополнили такие видные представители советской социологии, как Н. А. Аитов, M. Х. Титма, В. Т. Лисовский, В. И. Файнбург и др. В 1960-е гг. возрождается эмпирическая педагогическая социология, занимающаяся в основном изучением отношения различных групп населения к проблемам обучения и воспитания. Дальнейшая дифференциация социологии образования приводит к появлению группы исследователей средней школы и учительства. К ней мы отнесем таких авторов как Л. Г. Борисова, Ф. Г. Зиятдинова, A. М. Гендин, M. И. Сергеев, И. Кенкман.
В 1970–1980-е гг. во многих регионах бывшего СССР начинают формироваться социологические центры, исследующие образование как социальный институт, т. е. с точки зрения структурно-функциональной организации этого процесса и его влияния на развитие социальной структуры общества. Такие центры существовали в Москве, Ленинграде, Минске, Киеве, Свердловске, Таллинне, Вильнюсе и других городах. Результаты теоретико-методологических и прикладных исследований этого периода нашли отражение в работах Ф. Р. Филиппова, М. Х. Титмы, А. В. Лисовского, Л. Я. Рубиной, С. Н. Иконниковой, А. Я. Матулениса и др.
Большой всплеск исследований по социологии общего среднего образования вызвали процессы его реформирования, происходившие в 1970–1980-е гг. В работах социологов осуществлялся анализ происходящих изменений.
В 1980-е гг. получило развитие направление социологического изучения общественных потребностей в сфере образования. Результаты этих исследований отражены в трудах Г. Н. Козырева, М. Н. Руткевича и Л. Я. Рубиной.
Глубокие социально-экономические изменения в обществе 1990-х гг. послужили дополнительным стимулом для расширения базы эмпирических исследований образования. В фокусе внимания оказались вопросы социальных проблем в сфере образования, роли образования в процессах социальной мобильности и социокультурного воспроизводства. Именно этим проблемам посвящены монографии Ф. Г. Зиятдиновой, Г. Б. Кораблевой, а также коллективные исследования. Обозначим их тематику: «Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты» (опубликовано в 1994 г.) и «Социология образования. Прикладной аспект» (результаты исследования публикуются в 1997 г.).
Усилиями В. И. Добрынина, Т. Л. Кухтевич, В. Т. Лисовского, В. С. Собкина дальнейшее развитие получило такое направление социологии образования, как изучение динамики ценностных установок и профессиональных ориентаций молодежи.
В целом, в отечественной социологии образования можно выделить два основных направления – структурно-функциональное и социокультурное. Представители первого делают акцент на исследовании образования как системы и взаимодействия его подсистем с обществом. Приверженцы второго направления исследуют образование как вид социокультурной деятельности, образование как культурную ценность. Они изучают проблемы гуманизации образования и его социокультурной сущности, выявляют роль ценностных ориентаций школьников на формирование дальнейшего образовательного маршрута.
В 1990-е гг. в социологии образования важным становится применение социокультурного подхода. При этом основные исследования проводятся не в академических структурных подразделениях, а в различных образовательных центрах: МГУ, Социологическом Центре Российской академии образования, Национальном институте образования Республики Беларусь, Харьковском университете и т. д. Исследования в этом направлении ведут такие ученые, как Я. У. Астафьев, В. Я. Нечаев, В. С. Собкин, Е. А. Емельянов. Особое внимание начинает уделяться социальным технологиям, социальному проектированию и моделированию в системе образования, взаимосвязи социологии образования и социальной педагогики, проблемам социальной политики в образовании и т. д.
Таким образом, основные положения социологии образования постепенно начинают находить отражение в новых концепциях реформирования образования, которые стали активно появляться в этот период.