Тема 1.3. Введение в российское право

План

1. Система правовых норм.

2. Гражданское право.

3. Структура гражданских правоотношений.

4. Отрасли права.


Теоретический материал

 

 

Презентация

Все правовые нормы представляют собой систему (нечто целое, состоящее из связанных друг с другом частей). Например, нормы, регулирующие трудовые отношения, образуют трудовое право; семейные отношения ориентируются на нормы семейного права; наказания за преступления предусмотрены уголовным правом, а за административные правонарушения (проступки) – административным правом. Система правовых норм, регулирующих определенные общественные отношения, называется отраслью права.

Конституционное право – это отрасль права, закрепляющая основы государственного устройства страны, основы правового положения гражданина, систему органов государства и их основные полномочия.

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

Финансовое право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления.

Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Трудовое право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека, прежде всего – труд наемных работников на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Семейное право – отрасль права, регулирующая брачно-семейные отношения.

Уголовное право – отрасль права, определяющая преступность и наказуемость деяний, имеющих опасность для общества.

Термин «гражданское право» происходит от латинского выражения jus civile – гражданское право, право римских граждан. Поэтому науку гражданского права еще именуют цивилистикой, а специалистов в этой области – цивилистами. Гражданское право составляет основу частного права. Предметом гражданского права выступают имущественные и личные неимущественные отношения. Под имущественными отношениями понимаются общественные отношения, которые складываются по поводу имущества. При этом гражданское право охватывает своим регулированием те имущественные отношения, которые имеют экономическую форму товара. Среди имущественных отношений выделяют вещные отношения, которые связаны с принадлежностью имущества определенному лицу (отношения статики), и обязательственные отношения, которые связаны с переходом имущества от одного лица к другому (отношения динамики). Обязательственные отношения в свою очередь могут возникать из договора (договорные правоотношения), а также из внедоговорных обязательств, например при причинении вреда или из неосновательного обогащения. Личные неимущественные отношения, в отличие от имущественных, не имеют стоимостного выражения, они тесно связаны с личностью создателя. Вместе с тем многие личные отношения неразрывно связаны с имущественными отношениями. Другую группу личных неимущественных отношений составляют отношения, непосредственно не связанные с имущественными отношениями. Речь идет о таких благах, как честь, достоинство, жизнь, здоровье человека. Данные блага не могут быть предметом товарообмена, так как они неотделимы от личности человека и неотчуждаемы.

Источники гражданского права – это: 1) нормативные правовые акты; из них главный по значимости (после Конституции Российской Федерации) – Гражданский кодекс Российской Федерации, состоящий из четырех частей; 2) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, которые ратифицировала Российская Федерация; 3) обычаи делового оборота.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. В случаях, когда отношения прямо не урегулированы нормами гражданского права и при этом законодательный пробел не может быть восполнен соглашением сторон или обычаями делового оборота, применяется аналогия закона или аналогия права. При аналогии закона к отношениям, не урегулированным законодательством или соглашением сторон, применяются нормы гражданского законодательства, регулирующие сходные отношения. Аналогия права представляет собой способ восполнения пробелов в законодательстве, когда при невозможности использования аналогии закона правоприменитель определяет права и обязанности сторон исходя из общих начал и принципов гражданского законодательства.

Принципы гражданского законодательства закреплены в статье 1 Гражданского кодекса РФ. К ним относятся: 1) признание равенства участников гражданско-правовых отношений; 2) неприкосновенность собственности; 3) свобода договора; 4) недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; 5) беспрепятственное осуществление гражданских прав; 6) обеспечение восстановления нарушенных прав; 7) судебная защита нарушенных прав.

Особенности гражданского законодательства Российской Федерации:

1. В соответствии с п. 1 ст. 3 ГК РФ и ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Это значит, что субъекты РФ не вправе принимать законы и иные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права.

2. Гражданское законодательство России не признает судебный прецедент в качестве источника права.

3. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы, кроме случаев, когда это прямо предписано законом.

4. Обычаи делового оборота (т. е. сложившиеся и широко применяемые в области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законом) применяются, если они не противоречат положениям гражданского законодательства.

5. Ст. 6 ГК РФ разрешает применение гражданского законодательства по аналогии с законом. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя их общих начал и смысла гражданского законодательства, а также требований добросовестности, разумности и справедливости.

6. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (п. 2 ст. 7 ГК РФ).

Главным отличием гражданского права от других отраслей права, в особенности от административного права, построенного на принципе подчиненности и соответствующей подотчетности, является то, что оно располагает юридическим механизмом воздействия на участников гражданского оборота без какого-либо государственного принуждения.

Гражданское правоотношение – урегулированное нормами гражданского права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Структура гражданского правоотношения:

а) субъективные права и обязанности участников правоотношения;

б) объекты правоотношения;

в) субъекты правоотношения.

Субъективные права и обязанности участников правоотношения составляют его содержание. В гражданском правоотношении одна из сторон является управомоченной, другая – обязанной.

Субъективные права – это мера дозволенного поведения субъекта гражданского правоотношения. В рамках этой меры субъекты гражданских правоотношений обладают потенциальными возможностями пользования предоставленным им объемом прав. Набор прав, которыми обладает субъект гражданского правоотношения, называют правомочиями.

Правомочия подразделяются на три группы:

1. Правомочие требования – возможность требовать от обязанной стороны исполнения возложенных на нее обязанностей.

2. Правомочие на собственные действия – возможность самостоятельно совершать те или иные юридически значимые действия.

3. Правомочие на защиту – возможность обращения в судебные органы с целью восстановления нарушенного субъективного права и с требованием применения государственно-принудительных мер к нарушителям.

Не обязательно, чтобы все эти три правомочия присутствовали в одном правоотношении. В каком-то будет правомочие требования, в другом – правомочие на защиту.

Субъективные обязанности – мера должного поведения субъекта гражданского правоотношения. Сущность субъективной обязанности заключается в необходимости совершить определенные действия или в необходимости воздержаться от совершения каких-либо действий.

Существуют два типа обязанностей:

1. Обязанности пассивного типа. Возникают из гражданско-правовых запретов и означают юридическую невозможность совершения действий, нарушающих интересы управомоченной стороны или государства.

2. Обязанности активного типа. Состоят в побуждении совершения общественно полезных действий. Обычно содержат требование совершить действие по передаче имущества или совершения каких-либо работ, оказания услуг и т. д. Для обязанной стороны они означают необходимость действовать в интересах управомоченной стороны, так как обеспечиваются мерами принуждения или санкциями за неисполнение.

Объекты гражданских правоотношений – это то, по поводу чего возникают данные правоотношения, на что направлены права и обязанности субъектов этих правоотношений.

Объекты гражданских правоотношений можно разделить на две группы:

1. Неимущественные объекты – это результаты творческой деятельности, информация, а также личные неимущественные блага. К результатам творческой деятельности относятся: результаты интеллектуального труда, программное обеспечение, авторские права на изобретение и произведение искусства и т. п. К личным благам относятся честь, достоинство и деловая репутация, компенсация морального вреда и др.

2. Имущественные объекты – к ним относятся конкретные вещи, деньги, ценные бумаги, работы, услуги, а также имущественные права и обязанности.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации вещи могут быть:

1) движимые и недвижимые;

2) делимые и неделимые (неделимой признается вещь, раздел которой невозможен без изменения ее назначения);

3) простые и сложные (сложной признается вещь, состоящая из разнородных вещей, образующих единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, например мебельный гарнитур);

4) вещи, не ограниченные в обращении, и вещи, ограниченные в обращении (к вещам, ограниченным в обращении, относятся взрывчатые вещества, яды, наркотики, боевое оружие и т. д.);

5) вещи, обладающие индивидуальными признаками (это либо уникальные вещи, т. е. не имеющие себе подобных, либо вещи, имеющие признаки, выделяющие их из рода аналогичных вещей);

6) вещи, определяющиеся родовыми признаками, т. е. характеризующиеся числом, мерой веса и т. д. (чтобы стать объектами гражданских правоотношений, эти вещи должны быть отделены от общей массы таких же однородных вещей).

Особое место среди объектов гражданских правоотношений занимают ценные бумаги. Перечень видов ценных бумаг дается в ст. 143 ГК РФ. Причем этот перечень открытый, так как в реальной экономике одни виды ценных бумаг могут исчезать, другие – появляться. Наиболее распространенные виды ценных бумаг следующие: вексель, чек, акция, государственная облигация, депозитный и сберегательный сертификаты. Ценные бумаги являются документом, удостоверяющим право имущественного держания, а также устанавливающим определенные имущественные права (например, право получения определенной доли прибыли или право требовать возврата переданных на хранение материальных ценностей). Обладателями ценных бумаг могут быть только субъекты гражданских правоотношений.

Субъекты гражданских правоотношений – лица, участвующие в правоотношении.

Субъектами гражданских правоотношений могут быть:

а) физические лица;

б) юридические лица;

в) государство в лице федеральных органов, субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Последние, выступая в качестве субъектов гражданско-правовых отношений, имеют две особенности. Во-первых, они наделены властными полномочиями, т. е. правом принимать законодательные и иные акты. Во-вторых, они отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

К физическим лицам относятся:

а) граждане Российской Федерации;

б) граждане других государств;

в) лица без гражданства.

Чтобы стать субъектом гражданского правоотношения, необходимо обладать правосубъектностью. Содержание правосубъектности раскрывается через такие понятия, как правоспособность и дееспособность.

Гражданская правоспособность – способность иметь гражданские права и нести обязанности. Возникает правоспособность с момента рождения человека и является неотчуждаемой на протяжении всей его жизни. За всеми гражданами РФ признается равная правоспособность. Ограничение правоспособности возможно только в установленном законом порядке.

Гражданская дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять свои права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан являются возможность самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность) и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность за причиненный вред (деликтоспособность). Закон не предусматривает возможности ограничения гражданином своей дееспособности, равным образом, как и признание себя недееспособным по своей воле.

В отличие от правоспособности возникновение дееспособности предполагает достижение гражданином определенного уровня психической зрелости и интеллектуального развития.

Учитывая это, Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает несколько видов дееспособности:

1) дееспособность малолетних (ст. 28 ГК РФ);

2) дееспособность несовершеннолетних (ст. 26 ГК РФ);

3) дееспособность в полном объеме (п. 1 ст. 21 ГК РФ).

Гражданско-правовые сделки являются основной формой гражданского оборота. По сути дела сделка – это универсальная форма существования гражданских правоотношений, ибо ни в какой другой форме они существовать не могут. В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Покупка вещи, продажа, оказание услуг, передача вещи во временное пользование, дарение и тому подобные действия составляют содержание сделок.

Виды гражданско-правовых сделок:

1. Односторонние, двусторонние и многосторонние.

2. Возмездные и безвозмездные.

3. Реальные и консенсуальные.

4. Каузальные и абстрактные.

5. Условные и безусловные.

6. Бессрочные и срочные.

Форма сделки – это способ выражения воли субъектов сделки. Гражданским кодексом РФ предусмотрены три формы сделок: устные сделки; сделки, совершаемые в простой письменной форме; нотариально удостоверенные сделки.

Условия действительности сделок:

1) действительной признается сделка, содержание которой не противоречит законам и другим нормативным актам;

2) участниками сделки могут быть только дееспособные граждане или юридические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке;

3) волеизъявление лиц, участвующих в сделке, должно соответствовать их внутренней воле;

4) изъявление воли не должно сопровождаться двусмысленными и неточными понятиями;

5) воля лица, совершающего сделку, должна быть свободной от насилия, зависимости и иных форм давления (морального или физического) в виде шантажа, угроз или принуждений;

6) сделка не должна совершаться под влиянием обмана, т. е. намеренного введения в заблуждение одной стороны в сделке другой стороной либо лицом, в интересах которого совершается сделка;

7) сделка должна быть составлена по форме, предусмотренной законом.

Уголовное право – система правовых норм возникающих в связи и по поводу совершения преступления и применения к лицам, их совершившим, мер уголовно-правового воздействия.

Уголовное законодательство закрепляет основания и принципы уголовной ответственности; определяет, какие виды общественно опасных деяний квалифицируются как преступления, и устанавливает, какие наказания могут быть применены к лицам, совершившим преступления.

Предметом уголовного права как отрасли права являются общественные отношения, опосредуемые с помощью норм уголовного права. В результате такого опосредования они приобретают характер уголовно-правовых отношений, которые подразделяются на охранительные, общепредупредительные и регулятивные правовые отношения.

Охранительные уголовно-правовые отношения возникают между лицом, виновным в совершении преступления, с одной стороны, и соответствующими государственными органами в лице суда, прокуратуры, следователя и органов дознания – с другой. Первая сторона несет обязанности, заключающиеся в претерпевании ею неблагоприятных последствий, которые связываются законом с совершенным преступлением. Вторая сторона охранительных уголовно-правовых отношений наделяется правом требования от первой стороны исполнения возложенных на нее обязанностей.

Общепредупредительные уголовно-правовые отношения связаны с удержанием лица от нарушения норм уголовного права посредством угрозы применения наказания, предусмотренных в данных нормах.

Регулятивные уголовно-правовые отношения, в отличие от охранительных, складываются на основе управомочивающих юридических норм и регулируют правомерное социально значимое поведение лица (лиц).

Для отрасли уголовного права основным методом воздействия на поведение лиц, совершивших уголовное преступление, и на уголовно-правовые отношения является императивный метод, или метод строгих государственно-властных предписаний.

Задачи уголовного права по своей сути являются задачами уголовного законодательства, а точнее – Уголовного кодекса РФ. Задачами настоящего Кодекса являются: а) охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества; б) предупреждение преступлений.

Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим УК под угрозой наказания.

Состав преступления представляет собой систему объективно обусловленных и субъективных признаков и черт, характеризующих то или иное общественно опасное действие или бездействие как преступление.

Составными частями (элементами) данной системы являются: объект преступления; объективная сторона; субъект преступления; субъективная сторона.

Под объектом преступления понимаются охраняемые уголовным законом социальные блага, интересы и ценности, которым наносится или предполагается нанести существенный вред в результате преступного поведения – действия или бездействия лица (лиц).

Объект преступления следует отличать от предмета преступления, под которым понимаются материализованные элементы окружающего мира (вещи, строения, деньги, транспортные средства и пр.). Оказывая на них преступное воздействие (воровство, грабеж, разрушение и т. д.), лицо тем самым посягает на общественный порядок, безопасность и т. п.

Объективная сторона преступления представляет собой внешнее проявление общественно опасного (преступного) поведения лица, посягающего на охраняемый уголовным законом объект. Она указывает на характер действия или бездействия лица, совершившего преступление, на средства и орудия совершения преступления, на причинную связь, существующую между общественно опасными действиями (бездействием) лица и их негативными последствиями, а также на время, место и обстановку совершения преступления.

Субъект преступления – это лицо, совершившее общественно опасное деяние, характеризуемое как преступление, и способное в соответствии с действующим уголовным законодательством нести за него уголовную ответственность.

Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Уголовным кодексом РФ; определяется возраст наступления уголовной ответственности – достижение 16-летия ко времени совершения преступления; решается вопрос об уголовной ответственности лица, совершившего общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, психического расстройства, не исключающего вменяемости, и в состоянии опьянения. Законодатель вместе с тем дает перечень преступлений, за совершение которых ответственность наступает с 14 лет, а также закрепляет дифференцированный подход к решению вопроса об ответственности лиц, находившихся в момент совершения преступления в неадекватном состоянии.

Субъективная сторона преступления отражает психическое отношение лица к совершаемому им преступлению и к тем общественно опасным последствиям, которые в результате его совершения наступают. Субъективная сторона характеризуется и в полной мере охватывается такими психологически и психически важными феноменами, как мотив, цель, эмоции, вина.

Рассмотренные элементы состава преступления являются его обязательными, неотъемлемыми компонентами. Отпадение хотя бы одного с неизбежностью влечет за собой распад всего состава преступления как системы, к признанию того, что деяния лица, причинившего вред, не являются преступными.

В зависимости от характера и степени общественной опасности запрещенных УК РФ деяний в уголовном праве дается классификация различных видов преступлений.

Все общественно опасные деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

В качестве преступлений небольшой тяжести рассматриваются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 2 лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 5 лет лишения свободы.

К числу тяжких преступлений относятся все умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание.

Наряду с различными классификациями преступлений действующее уголовное законодательство подразделяет их также на оконченные и неоконченные.

Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного Кодексом. Иными словами, если в нем содержатся все четыре элемента состава преступления, характеризующие, то или иное общественно опасное деяние лица как преступное.

Неоконченными преступлениями в соответствии с уголовным законодательством признаются: приготовление к преступлению; покушение на преступление.

Соучастие в преступлении – участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.

1) исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом;

2) организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими;

3) подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом;

4) пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

УК РФ устанавливает, что к лицам, совершившим уголовное преступление, могут применяться такие виды наказаний, как штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

Назначение наказания – это не произвольное, а строго опосредуемое с помощью норм права, законодательно закрепленное судебное действие.

Наказание должно быть справедливым и назначенным в пределах соответствующей статьи Особенной части УК РФ с учетом положений Общей части, характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного и обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, а также с учетом влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

В сфере образования, в силу разнородности образующих ее общественных отношений, действуют все традиционно закрепленные законодательством Российской Федерации виды юридической ответственности: гражданско-правовая, административно-правовая, уголовно-правовая, дисциплинарная.

Основанием возложения юридической ответственности выступают различного рода правонарушения, состав которых предусмотрен различными отраслями права. Так, в образовательной сфере могут совершаться и совершаются:

– уголовно-правовые деяния (взятки со стороны педагогических работников, поборы с родителей и учеников, мошенничество при «организации» образовательных учреждений, кражи учащимися имущества в помещении образовательного учреждения, оскорбление в грубой форме учащихся и т. д.);

– административные проступки, совершаемые должностными лицами образовательных учреждений и самими этими учреждениями (нарушение установленных административным законодательством требований по управлению образовательным учреждением, взаимодействию последних с органами управления образованием, нарушение финансового и налогового законодательства и т. п.);

– гражданско-правовые деликты (невыполнение образовательным учреждением условий заключенных хозяйственных договоров, договоров аренды, нарушения предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых форм, предусмотренных для образовательных учреждений и т. д.);

– дисциплинарные проступки (невыполнение учащимися требований внутришкольной (внутривузовской) дисциплины, т. е. правил внутреннего распорядка, невыполнение требований учебных планов и учебного процесса, опоздание педагога или других категорий работников образования на работу и т. п.).

Особое место занимают правонарушения, имеющие собственно образовательно-правовой характер, т. е. нарушающие нормы специального образовательного законодательства. Это скажем, несоблюдение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий (в соответствии с пунктом 14 статьи 33 Федерального закона «Об образовании»), отрицательные результаты аттестации образовательного учреждения (в соответствии с пунктом 23 статьи 33 Федерального закона «Об образовании»), осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям (в соответствии с пунктом 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании»), и т. п. Субъектами таких правонарушений выступают, как правило, институциональные субъекты – образовательные учреждения либо органы управления образованием. Но образовательные проступки могут совершать и индивидуальные субъекты образовательных правоотношений – учащиеся, их родители, педагогические работники, руководители образовательных учреждений и органов управления образования: родители по каким-то причинам (религиозным, национальным) не отдают своего ребенка в школу, чем нарушается конституционная норма об обязанности получить основное общее образование (частью 4 статьи 43 Конституции РФ); педагог решительно отказывается обучать учащегося, мотивируя такое решение неспособностью ученика к обучению, и т. д.

Соответственно этим основаниям выделяют уголовно-правовую, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную виды юридической ответственности к субъектам образовательных правоотношений, совершившим правонарушения.

Что касается особенностей юридической ответственности в образовании, то она обусловлена, прежде всего, специфическим характером общественных отношений по поводу обучения и воспитания. Нужно заметить, что вопросы юридической ответственности в литературе пока еще разработаны явно недостаточно, хотя ряд исследователей уже сделали серьезные шаги в этом направлении (В. М. Сырых, С. В. Куров).

Наиболее многочисленны и исключительно разнообразны в сфере образования дисциплинарные проступки, особенность которых в том, что их могут совершать лица (речь идет, прежде всего, об обучающихся, но не только), не обладающие дееспособностью (деликтоспособностью), предусмотренной уголовным, административным, гражданско-правовым, трудовым, семейным законодательством. В теории и практике осуществления образовательного права эта тема относится к числу наиболее актуальных и проблемных. Так, В. М. Сырых предлагает, думается, вполне обоснованный перечень наиболее существенных дисциплинарных проступков, которые должны быть четко отражены в образовательном законодательстве и, в частности, в будущем Кодексе об образовании.

Например, в перечень дисциплинарных проступков, совершаемых обучающимися, следует, по мнению ученого, включить такие их виновные, противоправные деяния, которые посягают на правопорядок в образовательной сфере, и, прежде всего, те, которые препятствуют осуществлению образовательного процесса, проведению лекционных, практических и иных занятий либо связаны с невыполнением законных решений и распоряжений администрации образовательного учреждения. Это, в частности:

– систематические (более трех раз в семестр) опоздания или неявка без уважительных причин на практические или иные обязательные занятия;

– появление на занятиях или в помещениях образовательного учреждения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

– нарушение дисциплины в процессе проведения лекционных, семинарских и иных учебных занятий;

– неисполнение законных требований педагогического работника, декана, его заместителей, решений и распоряжений руководителя образовательного учреждения;

– воспрепятствование деятельности педагогического работника, декана, его заместителей, руководителя образовательного учреждения;

– пользование без разрешения учебным оборудованием и иным имуществом образовательного учреждения, нахождение в помещениях образовательного учреждения в вечернее и ночное время после окончании занятий;

– порча, разрушение или уничтожение оборудования или иного имущества образовательного учреждения;

– курение в неположенном месте, распитие спиртных напитков в учебных помещениях и аудиториях;

– публичный призыв к совершению названных действий или участие в них.

Трудовое право – одна из важнейших отраслей российского права, регулирующая при активном участии ее субъектов трудовые отношения работников с работодателями и другие непосредственно с ними связанные, производные от трудовых отношения (т. е. все отношения по труду на производстве) и устанавливающая права и обязанности субъектов трудового права и ответственность за их нарушение, сочетая интересы субъектов трудового права и всего общества, государства.

Предметом трудового права являются следующие общественные отношения, связанные с трудом на производстве:

1) отношения по содействию занятости и трудоустройству у данного работодателя;

2) трудовые отношения работника с работодателем по использованию и условиям его труда;

3) отношения по организации труда и управлению трудом, участию в управлении организацией;

4) отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и социально-партнерских соглашений;

5) отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

6) отношения надзорных и контрольных органов с работодателем, администрацией производства по вопросам соблюдения трудового законодательства и охраны труда;

7) отношения по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

8) отношения по материальной ответственности сторон трудового отношения за вред (ущерб), причиненный по вине одной стороны другой. Данные отношения могут быть двух видов в зависимости от того, какая сторона причинила вред:

– по материальной ответственности работодателя за вред, нанесенный работнику трудовым увечьем или нарушением его права на труд, в том числе за моральный вред;

– по материальной ответственности работника, причинившего ущерб имуществу работодателя;

9) отношения по разрешению индивидуальных или коллективных трудовых споров, возникающие лишь у некоторых работников и отдельных рабочих коллективов.

Методом трудового права называется комплекс следующих способов правового регулирования:

– сочетание централизованного и локального (местного) регулирования, нормативного (трудовым законодательством) и договорного;

– договорный характер труда и установление его условий. Регулирование осуществляется путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров;

– равноправие сторон трудовых отношений при заключении и расторжении трудовых договоров и подчинение их в процессе труда трудовому законодательству и правилам внутреннего трудового распорядка данной организации;

– участие трудящихся через своих представителей, профсоюзы, трудовые коллективы в правовом регулировании труда, контроле за соблюдением трудового законодательства;

– специфичный способ защиты трудовых прав, сочетающий действие органа трудового коллектива (комиссии по трудовым спорам) с судебной защитой по индивидуальным правам и паритетного органа (примирительной комиссии) и третейского (трудовой арбитраж или посредник) по коллективным трудовым правам, вплоть до забастовки;

– единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда.

Система трудового права делится на общую и особенную части. В общую часть трудового права входят нормы, распространяющиеся на все отношения этой отрасли.

Особенная часть отрасли трудового права строится по институтам:

– институт обеспечения занятости и трудоустройства, центральный институт трудового договора, в котором сгруппированы нормы о понятии, видах трудового договора, порядке его заключения, изменения и прекращения (т. е. приема, перевода и увольнения);

– институт рабочего времени и времени отдыха;

– институт оплаты труда, гарантийных и компенсационных выплат;

– институт трудовой дисциплины и охраны труда и др.

Основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

– свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

– запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

– защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

– обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

– равенство прав и возможностей работников;

– обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

– обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

– обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

– обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

– обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку и др.

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату; а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник. Гражданин становится работником, заключив трудовой договор, на все время его действия. Второй стороной трудового договора является работодатель в лице определенного предприятия, учреждения, организации (в том числе фирмы, акционерного общества, производственного кооператива, частного предпринимателя или иного работодателя, принимающего гражданина на работу по трудовому договору). Стороны могут заключить трудовой договор, если обе обладают трудовой право- дее- деликтоспособностью как признаваемой законодательством способностью быть стороной трудового договора, субъектом трудового правоотношения.

Содержанием трудового договора является совокупность всех его условий. Они делятся на непосредственные, оговариваемые непосредственно сторонами в письменном тексте трудового договора, и производные, предусмотренные законодательством, коллективным договором, соглашениями и в силу заключения трудового договора распространяющиеся на стороны (о порядке перевода, увольнения, правилах охраны труда и т. п.).

Непосредственные условия могут быть двух видов: существенные и дополнительные.

Существенными условиями трудового договора, в силу ст. 57 ТК РФ, являются:

– место работы (с указанием структурного подразделения);

– дата начала работы;

– наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция;

– права и обязанности работника;

– права и обязанности работодателя;

– характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

– режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);

– условия оплаты труда (в том числе размер должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

– виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

К дополнительным непосредственным условиям относятся условия об испытательном сроке при приеме, о дополнительных отпусках, предусмотренных в коллективном или конкретно в данном трудовом договоре, о каких-либо доплатах, льготах, устанавливаемых по соглашению сторон договора. Если дополнительные условия оговорены, они обязательны для выполнения, как и необходимые и производные условия.

В зависимости от срока действия, трудовые договоры подразделяют:

1. Трудовой договор на неопределенный срок.

2. Срочный трудовой договор – договор, заключаемый на определенный срок, но не более 5 лет, если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами.

Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения.

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок. В случае если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает работу после истечения срока трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Порядок заключения трудового договора. Прием на работу производится по принципу подбора кадров по деловым качествам. Гарантии при приеме – запрещается необоснованный отказ в приеме, прямые или косвенные преимущества и дискриминация не по деловым качествам, а по полу, расе, национальности, вероисповеданию, убеждениям, месту жительства и другим обстоятельствам, не имеющим отношения к деловым качествам работника.

Прием производится с 16 лет. Но в случае получения основного образования либо оставления общеобразовательного учреждения прием может быть с 15 лет, а с согласия одного из родителей (опекуна) может быть принят с 14 лет учащийся для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесс учебы.

Граждане принимаются на работу на основании заключенного в письменной форме (в 2-х экземплярах, по одному каждой стороне) трудового договора. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации предприятия, учреждения, организации (его руководителя, имеющего право приема и увольнения), который объявляется работнику под расписку. Если фактически гражданин допущен к работе без заключения трудового договора, то это считается заключением трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.

Педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании)).

Понятие педагогического работника также дано Модельным образовательным кодексом для государств-участников Содружества независимых государств – это лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся.

Особенности регулирования труда педагогических работников регламентированы Конституцией РФ, главой 52 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), Законом об образовании. Кроме того, правовое регулирование труда педагогов устанавливается также в нормах международного права, федеральных законах и иных нормативных правовых актах, не противоречащих ТК РФ.

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В типовых положениях об образовательных учреждениях содержатся аналогичные нормы. Так, согласно п. 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) предусмотрено право педагогических работников на 36-часовую рабочую неделю. В п. 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном заведении) установлено право педагогических работников средних специальных учебных заведений на сокращенную продолжительность рабочего времени. В пп. «г» п. 65 Типового положения об общеобразовательном учреждении также закреплено право педагогических работников на сокращенную рабочую неделю.

В ч. 2 ст. 333 Трудового кодекса РФ учтено, что учебная нагрузка педагогического сотрудника, оговариваемая в рабочем договоре, может ограничиваться верхней границей в вариантах, предустановленных стандартным положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а для образовательных органов, реализующих военные профессиональные образовательные проекты, и образовательных органов, реализующих образовательные проекты, имеющие данные, образующие государственную тайну, – Стандартным положением об образовательных организациях, ратифицируемым Правительством Российской Федерации. В зависимости от должности и (либо) специальности педагогическим сотрудникам с учетом отличительных черт их работы длительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (либо) профессии с учетом отличительных черт их работы устанавливается длительность трудового времени:

– 36 часов в неделю – работникам из числа профессорско-преподавательского персонала образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных органов дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов);

– 30 часов в неделю старшим воспитателям образовательных учреждений (не считая дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей);

– 36 часов в неделю: старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных органов дополнительного образования детей; педагогам-психологам, методистам (старшим методистам), социальным педагогам, педагогам-организаторам, специалистам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду образовательных органов; руководителям физического обучения образовательных органов начального профессионального и среднего профессионального образования; преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных органов, органов начального профессионального и среднего профессионального образования; инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных органов дополнительного образования детей спортивного профиля.

Предмет административного права – совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере административного управления, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и функционирования исполнительной власти.

Предмет управленческих отношений, регулируемых административным правом, в зависимости от конкретных целей их возникновения можно подразделить на две группы:

1. Внешние отношения связаны с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти, например на общественные объединения, коммерческие структуры, включая индивидуальных предпринимателей.

2. Внутренние, еще их называют внутриорганизационные отношения, возникают в связи с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением служебных обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т. п.

Для административного права, использующего методы регулирования, свойственные многим отраслям права, характерны свои специфические методы:

– власти-подчинения (прямого распорядительства) – отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому;

– рекомендаций – рекомендации субъекта управления приобретают юридическую силу при условии принятия ее другим участником управления;

– согласования – отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении;

– равенства – субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора.

Административное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности.

Традиционно в отечественной правовой науке административное право подразделяется на две части: общую и особенную.

Административно-правовые нормы – это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе государственной деятельности.

Административно-правовая норма имеет традиционную структуру: гипотезу – условие действия нормы; диспозицию – предписания, запреты, дозволения; санкцию – меры административного или дисциплинарного воздействия.

Исполнение административно-правовых норм выражается в активных правомерных действиях субъекта по выполнению предписаний, запретов и дозволений. Данная форма реализации присуща всем участникам административно-правовых отношений.

Применение административно-правовых норм свойственно только уполномоченным государственным органам и должностным лицам, выражаясь изданием индивидуальных правовых актов на основе материальных и процессуальных норм для конкретных административно-правовых отношений. Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Соблюдение административно-правовой нормы заключается в пассивном поведении субъектов, добровольно воздерживающихся от совершения запрещенных ею действий. Вспомогательный смысл этой формы реализации в том, что соблюдение, по сути, является конкретным выражением исполнения.

Источники административного права – юридические акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы.

В зависимости от юридической силы весь их массив можно распределить на группы. В обобщенном виде они могут быть представлены следующим образом:

1) законодательные акты:

– федеральные законы (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы);

– законы субъектов РФ (в том числе конституции республик и уставы иных субъектов);

2) подзаконные акты:

– акты палат Федерального Собрания РФ (регламенты, постановления, декларации, резолюции и др.) – нормативные указы Президента РФ и утверждаемые им документы;

– постановления Правительства РФ и утверждаемые им документы (положения, правила и др.);

– акты федеральных министерств и иных органов исполнительной власти (приказы, постановления, положения, инструкции, разъяснения и др.);

– нормативные акты глав субъектов РФ и органов исполнительной власти (указы глав республик, постановления губернаторов и др.);

– нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения их законом отдельными государственными полномочиями;

3) нормативные договоры:

– международные договоры и межгосударственные соглашения;

– административные договоры;

4) нормативные акты высших федеральных судов и конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Семейное право – это совокупность норм, регулирующих личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения граждан, возникающие из брака, родства, усыновления, опеки и попечительства над несовершеннолетними, а также из принятия детей в семью на воспитание.

Задачей семейного права является защита семьи, материнства, отцовства и детства.

Регулирование семейных отношений основано на следующих принципах:

– признание государством только брака, заключенного в органах записи актов гражданского состояния;

– добровольность брачного союза мужчин и женщин;

– равенство прав супругов в семье;

– разрешение внутрисемейных споров по взаимному согласию;

– приоритет семейного воспитания детей;

– забота государства, родителей о благосостоянии и развитии детей;

– объявление приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

– запрещение любых форм ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности;

– ограничение прав граждан в семье только на основе федеральных законов в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Семейное законодательство устанавливает:

– условия и порядок вступления в брак;

– условия прекращения брака и признания его недействительным;

– личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми;

– отношения между другими родственниками и иными лицами;

– формы и порядок устройства в семье детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейное законодательство строится, прежде всего, на принципиальных положениях Конституции России.

Семейное законодательство включает Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы, а также законы субъектов РФ.

Если имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством, то применяется гражданское законодательство при условии, что оно не противоречит существу семейных отношений. Составной частью семейного законодательства являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Каждый член семьи по своему усмотрению распоряжается принадлежащими ему правами, которые вытекают из семейных отношений, в том числе и правом на защиту этих прав. В то же время закон устанавливает и пределы этих прав: осуществляя свои права, нельзя нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан. Для защиты своих прав человек может обратиться в суд.

Вопросы для контроля

1. Назовите виды уголовного наказания.

2. Перечислите обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность.

3. Перечислите обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность.

4. Каковы обстоятельства освобождения от уголовной ответственности?

5. Каковы обстоятельства освобождения от уголовного наказания?

6. Перечислите элементы состава преступления.

7. Что такое объект и субъект преступления?

8. Что означает объективная и субъективная сторона преступления?

9. Назовите виды преступлений по степени тяжести.

10. Дайте понятие оконченного преступления.

11. Назовите категории соучастников.

12. Назовите обстоятельства, исключающие преступный характер деяния.

13. Каковы особенности метода правового регулирования общественно-трудовых отношений?

14. Назовите основные принципы трудового права.

15. Какие отношения регулируются семейным правом?

16. Каковы задачи семейного права?

17. Назовите принципы семейного права.

18. Назовите источники семейного права.