О курсе
Курс «Безопасность жизнедеятельности» предназначен для студентов бакалавриата 44.00.00 «Образование и педагогические науки», относится к дисциплинам базовой части (обязательным для изучения) и направлен на формирование у студентов культуры безопасности, предполагающей готовность и способность выпускника использовать приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности образовательного процесса, учебной и трудовой деятельности.
Курс состоит из четырех модулей, в ходе которых рассматриваются вопросы гражданской обороны, защиты человека от чрезвычайных ситуаций, принятия решения по целесообразным действиям в чрезвычайных ситуациях, обеспечения безопасности образовательного процесса, учебной и трудовой деятельности при организации образовательного процесса, пожарной и антитеррористической безопасности, профилактики криминальных опасностей, оказания первой помощи, в т.ч. экстренной допсихологической.
Формируемые компентенции:
УК-8: Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
О преподавателях:
Гафнер В.В., доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Югова Е.А., доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Содержание курса:
В курсе рассматриваются следующие темы:
Правовые основы безопасности жизнедеятельности
Гражданская оборона и Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации и защита человека от них
Безопасность образовательного процесса
Пожарная безопасность
Криминальные опасности
Антитеррористическая безопасность
Культура безопасности
Охрана труда в сфере образования
Производственный травматизм в образовательных организациях
Безопасность трудовой деятельности
Организация безопасных условий образовательного процесса
Нормативно-правовые аспекты оказания первой помощи пострадавшим
Мероприятия по оказанию первой помощи
Оказание экстренной допсихологической помощи пострадавшим
Профессии, специальности и направления подготовки
44.00.00 «Образование и педагогические науки»
Результаты курса:
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в случае угрозы возникновения и при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории образовательной организации. Обеспечивает условия безопасной образовательной среды. Соблюдает меры безопасности и осуществляет действия по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций на рабочем месте. Оказывает первую помощь, в т.ч. экстренную допсихологическую.
Количество лекций:
16
Длительность курса:
4 недели
Общая трудоемкость:
3 з.е.

- Teacher: Василий Викторович Гафнер
- Teacher: Петрова Людмила Григорьевна
- Teacher: Вершинина Наталья Александровна
- Teacher: Майфат Сергей Прокофьевич
- Teacher: Елена Анатольевна Югова
- Non-editing teacher: Екатерина Эдуардовна Ютэль
О курсе:
Цель дисциплины состоит в обеспечении мировоззренческой, методологической и ценностно-ориентированной подготовки бакалавров, усвоении будущими педагогами идеи единства мирового историко-культурного процесса при многообразии его форм, понимании роли России в этом процессе, формировании у студентов социальной ответственности, гражданской активности, гуманистических и патриотических идеалов.
Курс состоит из семи модулей, в рамках которых рассматриваются следующие вопросы: история в системе социально-гуманитарных наук, теоретико-методологические основы исторической науки, особенности становления государственности в России и мире, Российские земли и Европа в средневековье, Россия в контексте развития европейской цивилизации, Россия и мир с XVIII по XX вв.
Каждая тема предполагает изучение теоретического материала и выполнение практического. Итоговый тест выполняется через систему прокторинга.
В курсе имеется после каждой темы тест. В конце каждого модуля тест по модулю.
Формируемые компетенции:
УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
О преподавателях:
Елисафенко М.К., доцент кафедры истории России, кандидат исторических наук, доцент.
Кругликова Г.А., доцент кафедры истории России, кандидат исторических наук, доцент.
Протасова Э.Е., доцент кафедры истории России, кандидат исторических наук, доцент.
Суворов М.В., доцент кафедры истории России, кандидат исторических наук, доцент.
Содержание курса:В курсе рассматриваются:
- История в системе социально-гуманитарных наук, теоретико-методологические основы исторической науки
- Особенности становления государственности в России и мире
- Русские земли в XIII–XV вв. и европейское средневековье
- Россия В XVI–XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации
- Россия и мир в XVIII–XIX вв.: попытки модернизации и промышленный переворот
- Россия (СССР) и мир в первой половине XX в.
- Модуль 7. СССР (Россия) и мир во второй половине XX в.
Длительность курса: 4 недели
Общая трудоемкость: 2 з.е.

- Teacher: Кругликова Галина Александровна
- Teacher: Марина Константиновна Елисафенко
- Teacher: Суворов Максим Викторович
- Teacher: Попов Михаил Валерьевич
- Teacher: Эльвира Евгеньевна Протасова
- Non-editing teacher: Евгений Викторович Кайгородов
- Non-editing teacher: Елена Владимировна Лежнина
- Non-editing teacher: Екатерина Эдуардовна Ютэль
Курс «Командообразование и лидерство» предназначен для студентов бакалавриата44.00.00 «Образование и педагогические науки». Цель дисциплины состоит в формировании у обучающихся готовности к организации проектной групповой работы на основе применения эффективных методов руководства проектной группой, в том числе в онлайн среде.
Курс состоит из трех модулей, в рамках которых рассматриваются следующие вопросы: основы командообразования, коммуникация как инструмент управления командой, лидерство и руководство в команде.
В данном курсе студентам предлагается пройти продвинутый уровень, который включает в себя два модуля: организация управления проектами в межвузовской команде и работа над проектом в межкультурной виртуальной команде.
Формируемые компетенции:
УК-3: способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.
О преподавателях:
Крылова С.Г., доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и конфликтологии, руководитель международного культурно-образовательного онлайн проекта «Глобальное лидерство»;
Максимова Л.А., доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общей психологии и конфликтологии.
Программа курса:
· Команда и группа: социально-психологические характеристики;
· Этапы и стадии образования команды;
· Подходы к комплектованию команд;
· Модели коммуникации;
· Виды коммуникационных сетей;
· Принятие группового решения;
· Коммуникация в конфликте;
· Типология лидеров;
· Виды социальной власти;
· Ситуационное руководство (модель П. Херси- К.Бланшара);
· Взаимодополняющая управленческая команда (модель И.Адизеса);
· Руководство виртуальной командой;
· Организация управления проектами в команде;
· Основы разработки проекта;
· Презентация результатов работы команды;
· Выбор темы проекта (глобальная проблема);
· Комплектование команд, знакомство;
· Работа над проектом;
Профессии, специальности и направления подготовки:
44.00.00 «Образование и педагогические науки»
Общая трудоемкость: 2 з.е.

- Teacher: Калашников Александр Игоревич
- Teacher: Панькова Анна Михайловна
- Teacher: Дылдина Дарья Викторовна
- Teacher: Баринова Елена Сергеевна
- Teacher: Максимова Людмила Александровна
- Teacher: Ежов Павел Юрьевич
- Teacher: Крылова Светлана Геннадьевна
- Non-editing teacher: Екатерина Эдуардовна Ютэль
Курс «Методика воспитательной работы» предназначен для студентов бакалавриата44.00.00 «Образование и педагогические науки». Цель дисциплины – способствовать развитию общепрофессиональных компетенций студентов в области организации совместной и индивидуальной воспитательной работы с обучающимися в образовательных организациях разных типов на основе базовых национальных ценностей.
Курс состоит из трех моделей, в рамках которых студент познакомится с теоретическими основаниями воспитательной работы, направлениями воспитательной работы в образовательной организации, организацией воспитательной работы с обучающимися.
Формируемые компетенции:
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей.
О преподавателях:
Верхотурова Юлия Анатольевна, доценты кафедры педагогики и педагогической компаративистики.
Галагузова Юлия Николаевна, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической компаративистики, доктор педагогических наук.
Дорохова Татьяна
Сергеевна, доценты кафедры педагогики и педагогической компаративистики.
Мазурчук Нина Ивановна, доценты кафедры педагогики и педагогической компаративистики.
Николаева Марина Андреевна, доценты кафедры педагогики и педагогической компаративистики.
Программа курса:
· Целевые ориентиры воспитательной работы;
· Основные воспитательные концепции;
· Духовно-нравственное направление в воспитание;
· Гражданско-патриотическое воспитание;
· Экологическое и трудовое воспитание. Популяризация научных знаний;
· Физическое воспитание и культура здоровья;
· Эстетическое воспитание;
· Общая характеристика форм и методов воспитания;
· Организационные формы воспитательной работы с обучающимися;
· Коллектив как объект и субъект воспитания;
· Организация воспитательной работы с родителями;
· Особенности воспитания детей и подростков, испытывающих трудности в социализации.
Профессии, специальности и направления подготовки:
44.00.00 «Образование и педагогические науки»
Общая трудоемкость: 3з.е.

- Teacher: Анна Сергеевна Андрюнина
- Teacher: Андреева Екатерина Евгеньевна
- Teacher: Дорохова Татьяна Сергеевна
- Teacher: Верхотурова Юлия Анатольевна
- Non-editing teacher: Екатерина Эдуардовна Ютэль
Истории как науки, достоверно отражающей реалии прошлого, сегодня не существует. Ее заменили историческая память и историческая политика. Так ли это? Авторы предлагаемого курса (И.В. Грибан, В.Н. Земцов, А.А. Постникова) предлагают пройти вместе с ними непростой путь, чтобы попытаться ответить на этот важный для общества и, особенно, для историков, вопрос.
Материалы (видеоролики, лекции, тесты и рекомендуемая литература) условно разделены на три модуля. В первом модуле дается общая картина «появления» того, что сегодня называют исторической памятью и исторической политикой, дается представление о разных традициях их восприятия, анализируются особенности национальных (СССР и Россия, США, Франция, ФРГ, страны Центральной и Восточной Европы) традиций. Второй модуль посвящен вариантам практического исследования конкретных проблем прошлого через призму исторической политики и политики памяти. Третий модуль акцентирует внимание на сфере образовательного пространства, дает возможность увидеть, каким образом происходит (или должна происходить) трансляция образов прошлого в школьной и вузовской среде, как совместить и примирить достоверность фактов прошлого с изменчивостью и субъективностью его восприятия.
Структура курса:
Модуль №1 «Историческая память: теоретико-методологический аспект»
Модуль №2 «Историческая политика: теоретико-методологический аспект»
Модуль №3 «Методология исторической политики и исторической памяти в исторических исследованиях»
Модуль №4 «Историческая память и историческая политика в современном образовательном пространстве Европы и России»
Преподаватели:
В.Н. Земцов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории и методики преподавания исторических дисциплин
А.А. Постникова, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания исторических дисциплин
И.В. Грибан, кандидат исторических наук, доцент, директор центра культурно-образовательных проектов
Результаты курса:
1. Знание основ анализа исторического развития общества
2. Владение методами работы с исторической и социально значимой информацией.
Формируемые компетенции:
ПК-6 Способен к самообразованию в профессионально-педагогической сфере для обеспечения современного качества образования в соответствии с ФГОС

- Teacher: Постникова Алена Александровна
- Teacher: Земцов Владимир Николаевич
- Non-editing teacher: Екатерина Эдуардовна Ютэль
О курсе «Психологическая безопасность образовательного пространства»
Курс «Психологическая безопасность образовательного пространства» предназначен для студентов бакалавриата 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Целью дисциплины является формирование у обучающихся концепции психологически безопасного образовательного пространства и готовности к использованию психолого-педагогических технологий для его организации, в том числе в онлайн среде.
Курс состоит из трех модулей, в рамках которых студенты познакомятся с концепциями психологической безопасности образовательного пространства, диагностическими технологиями определения угроз для психологической безопасности образовательного пространства, психолого-педагогическими технологиями обеспечения психологической безопасности образовательного пространства.
Формируемые компетенции:
УК-2: способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
О преподавателях:
Хлыстова Е.В.., доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии.
Программа курса:
· Общая характеристика субъективных и объективных критериев психологической безопасности образовательного пространства;
· Психологическое здоровье субъектов образовательной деятельности как основной критерий психологической безопасности образовательного пространства;
· Угрозы психологической безопасности образовательного пространства;
· Оценка угрозы буллинга и моббинга в образовательном пространстве;
· Определение уровня эмоционального выгорания и склонности к психосоматическим расстройствам у педагогов;
· Оценка уровня конфликтности как угрозы психологической безопасности;
· Технологии предупреждения и преодоления буллинга и моббинга в образовательном пространстве;
· Технологии предупреждения и преодоления эмоционального выгорания в педагогических коллективах;
· Коммуникативная компетентность как фактор психологической безопасности образовательного пространства.
Профессии, специальности и направления подготовки:
44.00.00 «Образование и педагогические науки»

- Teacher: Хлыстова Елена Викторовна
- Non-editing teacher: Екатерина Эдуардовна Ютэль
О курсе «Правовые и этические основы педагогической деятельности»
Курс «Правовые и этические основы педагогической деятельности»предназначен для студентов бакалавриата 44.00.00«Образование и педагогические науки» и направлен на то, чтобы дать обучающимся исчерпывающие, всесторонние и систематизированные знания о месте и значении правовых и этических основ педагогической деятельности; системе теоретических основ этической и правовой стороны педагогической деятельности; специфике правовой составляющей образовательной деятельности; правового статуса педагогического работника, руководителя образовательной организации, формах и методах деятельности лиц, занимающихся образовательной, воспитательной деятельностью; системы взаимодействия с организациями и учреждениями в процессе осуществления профессиональной деятельности, в том числе института семьи, юридической, административной, материальной, дисциплинарной ответственности.
Формируемые компентенции:
ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.
О преподавателях:
Ильченко В.Н., заведующий кафедрой права и методики его преподавания УрГПУ, к.и.н., доцент;
Зорин А.И., доцент кафедры права и методики его преподавания УрГПУ, к.ю.н., доцент;
Коротун А.В., заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью; и.о. зав. кафедрой управления социальной и воспитательной работой УрГПУ; к.п.н., доцент;
Шитов А.К., старший преподаватель кафедры права и методики его преподавания УрГПУ;
Шпека К.А., доцент кафедры права и методики его преподавания УрГПУ, к.ф.н.
Содержание курса.
В курсе рассматриваются следующие темы:
Право, мораль, этика в системе социального регулирования общественных отношений
Правоотношения. Правомерное поведение и правонарушение. Юридическая ответственность
Введение в российское право
Правосознание и правовая культура
Профессиональная этика
Содержание и специфика. педагогической этики
Система образования в РФ. Государственная регламентация в сфере образования.
Правовой статус, образовательных организаций.
Правовой статус педагогических работников.
Правовой статус обучающихся и их родителей (законных представителей)
Правовое регулирование педагогических отношений в системе общего образования
Правовое регулирование педагогических отношений в системе профессионального и дополнительного образования
ПРОФЕССИИ, СПЕЦИАЛЬНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ:
44.00.00 «Образование и педагогические науки»

- Teacher: Зорин Алексей Иванович
- Teacher: Дмитриев Андрей Емельянович
- Teacher: Шитов Андрей Константинович
- Teacher: Коротун Анна Валериановна
- Teacher: Ильченко Вера Никитична
- Non-editing teacher: Екатерина Эдуардовна Ютэль
О курсе «Социология образования»
Курс «Социология образования» предназначен для студентов бакалавриата 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Изучение дисциплины «Социология образования» позволяет студентам составить представление о современных направлениях и течениях в социологии образования, систематизировать и применять знания о сфере образования, полученные на предыдущей ступени профессионального образования.Курс состоит из четырех модулей, в рамках которых студент познакомится с такими темами как: социология образования как теория среднего уровня, теоретические подходы к исследованию образования, прикладные исследования образования, управление образованием.
Формируемые компетенции:
ПК-6: способен к самообразованию в профессионально-педагогической сфере для обеспечения современного качества образования в соответствии с ФГОС.
О преподавателях:
Прямикова Е.В. доктор социологических наук, профессор кафедры философии, социологии и культурологии УрГПУ;
Шалагина Е.В. кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, социологии и культурологии УрГПУ.
Программа курса:
Методологические основания социологии образования;
Основные этапы возникновения и развития социологии образования за рубежом;
Социология образования в России;
Российская система образования: историко-социальный и социокультурный аспекты;
Образование как социальный институт;
Образование как социальная система;
Образование как социальное пространство;
Особенности современных прикладных исследований в сфере образования;
Дошкольное образование: возможности социологического изучения;
Проблематика изучения современной школы;
Профессиональное образование: проблемы модернизации;
Управление в сфере образования;
Социальные противоречия современного инклюзивного образовательного пространства.
Профессии, специальности и направления подготовки:
44.00.00 «Образование и педагогические науки».
Общая трудоемкость: 2 з. е.

- Teacher: Прямикова Елена Викторовна
- Teacher: Шалагина Елена Владимировна
- Non-editing teacher: Екатерина Эдуардовна Ютэль
О курсе «Мультимедийная дидактика»
Курс «Мультимедийная дидактика» предназначен для студентов бакалавриата 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Цель изучения программы – подготовка выпускника, осознающего значимость новых информационных технологий в образовании, способного ориентироваться в многообразии доступных мультимедийных дидактических материалов, осуществлять их осознанный отбор для применения в своей профессиональной деятельности, обеспечивать дистанционные и автономные формы учебно-воспитательного процесса, в том числе в онлайн среде.
Курс состоит из двух модулей, в рамках которых студенты будут осваивать психолого-педагогические основы применения мультимедийной информации в обучении и систему информационного обеспечения учебного процесса.
Формируемые компетенции:
ОПК-2: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий).
О преподавателях:
Кощеева Е.С., доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, технологии и методики обучения физике и технологии;
Матвеева Е.П., доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, технологии и методики обучения физике и технологии;
Мерзлякова О.П., доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, технологии и методики обучения физике и технологии;
Храмко В.В., старший преподаватель кафедры физики, технологии и методики обучения физике и технологии.
Программа курса:
Мультимедийные технологии;
Психофизиологические основы восприятия информации и принципы мультимедийного обучения;
Мультимедийные цифровые образовательные ресурсы и требования к ним;
Основы теории цифрового обучения с использованием средств мультимедийной̆ образовательной̆ среды;
Дидактические возможности мультимедийных цифровых образовательных ресурсов;
Использование мультимедийных ЦОР в соответствии с таксономией Блума;
Комплексные мультимедийные цифровые образовательные ресурсы и их использование в процессе обучения.
Профессии, специальности и направления подготовки:
44.00.00 «Образование и педагогические науки».
Общая трудоемкость: 2 з. е.

- Teacher: Храмко Вера Владимировна
- Teacher: Матвеева Елена Петровна
- Teacher: Кощеева Елена Сергеевна
- Teacher: Мерзлякова Ольга Павловна
- Non-editing teacher: Екатерина Эдуардовна Ютэль