Практическое занятие 1.1

Тема 1. Теория и методология исторической науки

1.      Сущность исторической науки, ее функции.

2.      Методы изучения истории.

3.      Ключевые исторические школы.

4.      Отечественные историки XVIIIXX вв.

Темы сообщений

  1. Школа «Анналов» и основные аспекты научной деятельности историка.
  2. Теория модернизации, ее значение для изучения российской истории.
  3. Научная деятельность и взгляды одного из российских историков: Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского.

Задания для самостоятельной работы

1.      Дайте определение понятия «история» на бытовом и научном уровне.

2.      Сравните формационный, модернизационный и цивилизационный подход в истории.

3.      Какие функции выполняет история как наука?

4.      Какие методы используются в исторических исследованиях?

5.      Дайте определения терминам: идеография, историография, источниковедение, история, концепция, марксистская концепция, методология, модернизация, наука, рационализм, ретроспектива, теологический подход к истории, теория модернизации, типология, унификация, факт, цивилизация.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса студенты должны уяснить предмет и объект изучения истории, рассмотреть основные категории исторической науки, определить функции истории как науки, типы и виды исторических источников, их особенности, принципы и методы работы с ними. Следует обратить внимание на различия точек зрения относительно возможности научного познания прошлого, а также на проблему объективности работы историков.

В процессе рассмотрения второго вопроса необходимо раскрыть широкий спектр методов и принципов исторического знания, особое внимание уделив принципу историзма.

В процессе изучения третьего вопроса студенты знакомятся с различными историческими концепциями. В рамках двух принципиально отличных подходов – универсалистского и локального – необходимо уделить внимание формационной, модернизационной, цивилизационной (культурно-исторической) концепциям. Студенты должны раскрыть как достоинства каждого подхода, так и основания для критики.

Обсуждение последнего вопроса дает возможность студентам познакомиться с деятельностью отечественных историков, их общественно-политическими и научными взглядами. Необходимо обратить внимание на различия и особенности исторических школ, связанных с именами В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, оценить успехи и слабые места советской исторической науки. Студенты должны максимально объективно оценивать успехи и достоинства работ советских историков, учитывая степень влияния официальной идеологической доктрины в сфере гуманитарных наук.