Практическое занятие 1.1
Тема 1. Теория и методология исторической науки
1. Сущность исторической науки, ее функции.
2. Методы изучения истории.
3. Ключевые исторические школы.
4. Отечественные историки XVIII–XX вв.
Темы сообщений
- Школа «Анналов» и основные аспекты научной деятельности историка.
- Теория модернизации, ее значение для изучения российской истории.
- Научная деятельность и взгляды одного из российских историков: Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского.
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте определение понятия «история» на бытовом и научном уровне.
2. Сравните формационный, модернизационный и цивилизационный подход в истории.
3. Какие функции выполняет история как наука?
4. Какие методы используются в исторических исследованиях?
5. Дайте определения терминам: идеография, историография, источниковедение, история, концепция, марксистская концепция, методология, модернизация, наука, рационализм, ретроспектива, теологический подход к истории, теория модернизации, типология, унификация, факт, цивилизация.
Методические рекомендации
При рассмотрении первого вопроса студенты должны уяснить предмет и объект изучения истории, рассмотреть основные категории исторической науки, определить функции истории как науки, типы и виды исторических источников, их особенности, принципы и методы работы с ними. Следует обратить внимание на различия точек зрения относительно возможности научного познания прошлого, а также на проблему объективности работы историков.
В процессе рассмотрения второго вопроса необходимо раскрыть широкий спектр методов и принципов исторического знания, особое внимание уделив принципу историзма.
В процессе изучения третьего вопроса студенты знакомятся с различными историческими концепциями. В рамках двух принципиально отличных подходов – универсалистского и локального – необходимо уделить внимание формационной, модернизационной, цивилизационной (культурно-исторической) концепциям. Студенты должны раскрыть как достоинства каждого подхода, так и основания для критики.
Обсуждение последнего вопроса дает возможность студентам познакомиться с деятельностью отечественных историков, их общественно-политическими и научными взглядами. Необходимо обратить внимание на различия и особенности исторических школ, связанных с именами В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, оценить успехи и слабые места советской исторической науки. Студенты должны максимально объективно оценивать успехи и достоинства работ советских историков, учитывая степень влияния официальной идеологической доктрины в сфере гуманитарных наук.