Тема 3.4. Взаимодополняющая управленческая команда (модель И. Адизеса)
План
1. Основные функции менеджера.
2. Стили менеджеров и их характеристика.
3. Неэффективный менеджмент.
4. Рекомендации менеджерам с разными стилями управления.
Теоретический материал
1. Основные функции менеджера
В литературе указано, что менеджеры планируют, принимают решения, управляют, организуют, контролируют и побуждают к действию.
Однако далеко не в каждой организации менеджер наделен всеми перечисленными функциями. В зависимости от сферы деятельности, организации или даже страны функции менеджера будут сильно отличаться и варьироваться.
В функционалистическом понимании, основная и общая цель менеджмента – сделать организацию результативной и эффективной в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Известный израильский и американский бизнес-консультант, специалист по улучшению эффективности менеджмента Ицхак Адизес считает, что менеджмент должен выполнять четыре функции:
1. Производство результатов (Producing) – обеспечивает результативность организации в краткосрочном аспекте, т. е. обеспечение удовлетворения потребностей клиентов, ради которых существует организация.
2. Администрирование (Administrating) – позволяет поддерживать порядок организационных процессов в необходимой последовательности и интенсивности.
3. Предприимчивость (Entrepreneur) – предполагает готовность к опережающим действиям, направленным на результативность в долгосрочной перспективе.
4. Интеграция (Integrating) – подразумевает создание такой атмосферы и системы ценностей, которые мотивируют людей действовать сообща.
Эти четыре функции необходимы для успешного управления любой организацией. Как только одна или несколько функций перестают выполняться – мы сталкиваемся с неэффективным менеджментом.
2. Стили менеджеров и их характеристика
Важно понимать, что идеальных менеджеров не бывает, однако хороший менеджер действует осознанно как относительно себя, понимая смысл своих действий, так и относительно других людей, понимая как его поведение на них сказывается.
По Ицхаку Адизесу можно выделить различные стили управления в зависимости от так называемого PAEI кода (кода, исходя из представленных функций, где одна или несколько функций являются доминирующими): Менеджер P-типа (Paei), менеджер E-типа и т. д.
Стиль «Производитель» (Paei, менеджер P-типа):
– менеджер такого типа знающий и целеустремленный;
– хорошо справляется с производством результата (знает, что нужно клиентам, и имеет представление о технологии получения желаемых результатов);
– изучает специфику того, чем собирается управлять;
– чувствует потребность добиться успеха, увидеть задачу выполненной.
Хороший менеджмент не обходится без администратора, который следит за тем, что бы организация занималась тем, чем должна заниматься и делала это эффективно.
Стиль «Администратор» (pAei, менеджер A-типа):
– методичен и любит, чтобы рабочая среда была продумана и хорошо организована;
– предвидит проблемы, заложенные в идее;
– систематизирует и реализует план, который уже принят;
– во время работы следит, чтобы система функционировала, как полагается;
– однако не производит того, ради чего существует организация.
Если обеспечивать производство и администрирование то организация будет результативной и эффективной в краткосрочном плане. Для планирования и определения курса с учетом изменений требуется менеджер с Е-стилем.
Стиль «Генератор идей» (paEi, менеджер E-типа):
– успешно руководит организацией, когда приходится иметь дело с меняющимися реалиями;
– анализирует изменения окружающей обстановки, значимые для организации;
– разрабатывает план действий.
Стиль «Предприниматель» (PaEi код, менеджер EP-типа):
– знает чего хочет, и почему он это хочет;
– чувствует сильные и слабые стороны своей организации;
– обладает воображением и смелостью, его креативность нацелена;
– имеет идею, замысел и в состоянии трансформировать эту идею в достижимые результаты.
Стиль «Лидер преобразований» (PaEI код, менеджер EIP-типа):
– четко знает, что и зачем ему нужно делать, и при этом умеет заинтересовать людей;
– способен сплотить команду и нацелить ее на преобразования.
Стиль «Интегратор» (paeI код, менеджер I-типа):
– способен объединить людей (при восходящей интеграции – объединить людей, имеющих более высокий статус, должность, полномочия; при горизонтальной – способность создать сплоченную группу из равных себе; при нисходящей – сплотить подчиненных);
– проясняет недоразумения в группе сотрудников;
– заботится об автономности группы людей, где, в идеале, каждый член группы готов взять на себя инициативу выполнять административные функции;
– способен понять, чем отличается произнесенное вслух от того, что человеку хочется сказать.
I-функция и руководство. Важно, что хорошим менеджером можно стать и без I, с любыми комбинациями – PAei, PaEi, pAEi, PAEi, однако чтобы выполнять функции лидера, он должен блестяще справляться с функцией I.
Многим лидерство представляется директивно: «Сделай то, или сделай это», по представлениям Адизеса лидер – это большой палец, который активно может взаимодействовать с каждым из остальных четырех пальцев и со всеми сразу. Помимо этого лидер создает условия, мотивирующие и воодушевляющие коллектив.
3. Неэффективный менеджмент
Неэффективный менеджмент – предсказуемая, повторяющаяся модель неправильного управления. Неправильный менеджмент происходит, когда одна из функций выполняется при отсутствии остальных.
Стиль «Герой одиночка» (P---):
– сосредоточен на том, что нужно сделать, при этом не задумывается над тем, делает ли то, что следует;
– работает усердно, трудоголик;
– предпочитает делать работу самостоятельно, так как хочет, что бы все было сделано как надо;
– привыкший все делать сам он критически относится к собраниям и с неохотой их посещает. Проводит ли он собрание для подчиненных? Нет, слишком много работы;
– подчиненные – мальчики на побегушках, мечущиеся туда-сюда, и, как только запахивает жареным, они бегут тушить разгорающееся пламя;
– другим поручает работу тогда, когда уже слишком поздно. Сегодня он дает задание выполнить то, что надо было сделать две недели назад. Он напоминает бульдога, который впивается зубами в горло другого пса, стискивает челюсти и держит его мертвой хваткой;
– первым появляется на работе и последним уходит;
– свой успех и свою ценность организации измеряет напряженностью своего труда («В последнее время я вкалываю до полуночи»);
– фиксирует внимание на краткосрочных результатах, перескакивая с одного дела на другое;
– опасается неопределенности, альтернативы и двусмысленности.
Стиль «Бюрократ» (-A--):
– руководствуется принципом «Не важно, что мы делаем, важно, как мы это делаем»;
– считает, что лучше правильно выполнять работу, чем выполнять правильную работу;
– соблюдает правила, часто не зная меры, и тратит уйму времени на детали;
– придает огромное значение деталям, при этом упускает из виду общую картину;
– опасается рисковать, не желает опозориться, приняв неправильное решение;
– подчиненные тратят уйму времени, читая, составляя и подшивая папки, служебные записки;
– критерий успеха – насколько успешно менеджер контролирует систему, пресекает нарушение правил, сводит к минимуму неопределенность.
Стиль «Поджигатель» (--E-):
– в работе самое важное – идея, получает удовольствие, когда его инициативы производят фурор – остро нуждается в одобрении;
– неизвестно когда приходит на работу и когда уходит с нее, но когда он явится, лучше подчиненным быть на месте;
– подчиненные уходят домой сразу после начальника – в любой момент он может созвать собрание;
– весьма обаятелен и может воодушевлять людей, предприимчив и полон энергии;
– стремится к максимально краткосрочному эффекту и добивается желаемого, создавая кризис, при этом не любит доводить дело до конца;
– из четырех типов хуже умеет слушать других, любит преувеличивать и угрожать;
– перекладывает ответственность на подчиненных за свои неудачи, окружает себя слабыми людьми, чтобы выйти победителем из любого спора;
– беспрестанно дает советы, но терпеть не может прислушиваться к рекомендациям других;
– планировать не означает придерживаться определенного образа действий, планировать – составить длинный перечень эфемерных целей.
Стиль «Горячий сторонник» (----I):
– не является лидером;
– обладает непревзойденной способностью приспосабливаться, старается выяснить, какой план приемлем для большинства влиятельных людей, которого и будет придерживаться;
– стремится создать видимость единства;
– не делится мыслями, чрезвычайно уклончив.
Любой носитель однофункционального стиля может превратиться в мертвый пень.
Стиль «Мертвый пень» (----):
– сговорчив, дружелюбен, безопасен, пассивен, ждет, когда ему скажут, что делать;
– имеет низкий управленческий метаболизм – доволен настоящим, прошлым и будущим, в его жизни ничего не происходит, действует механически;
– хорошие идеи держит при себе;
– не соблюдает правила настолько, насколько это необходимо;
– избегает перемен – уклоняется от новой работы и новых проектов, при этом соглашаясь на все, а после ничего не делает;
– никогда не жалуется, опасаясь, что жалобы навредят ему самому, спровоцируют перемены, с которыми он не справится;
– уклоняется от борьбы с опасными изменениями, соглашается с рекомендациями, но не проявляет инициативу;
– профессионально не растет сам и не позволяет никому расти.
4. Рекомендации менеджерам с разными стилями управления
Рекомендации P руководителю:
– распределите ответственность – решите, что Вы можете делать самостоятельно, а что можете поручить другим;
– выполняйте ту работу, с которой справитесь только Вы;
– обучайте персонал выполнять более сложную работу;
– если Вы станете незаменимым, то со временем это погубит вашу организацию;
– строя планы на будущее найдите время, чтобы осмыслить происходящее. Помните, что когда Вы трудитесь не покладая рук, у вас нет времени чтобы подойти к делу разумно; есть вещи, которые нельзя увидеть и понять, если вы поглощены работой;
– не беритесь за несколько дел сразу, не стремитесь выполнять все задачи немедленно, для каждого дела – свое время. Есть дела, которые, возможно, не следует выполнять, для них еще не настало время. Подождите, пусть время сделает свое дело.
Рекомендации A руководителю:
– удостоверьтесь, что избранная форма работает, если это не так – измените форму, она не всегда дает желаемые результаты;
– не пытайтесь все контролировать, Вы тратите энергию на контроль, вместо более важных вещей;
– помните, что неопределенность является частью рабочего процесса – научитесь мириться с ней;
– помните, что иногда бездействие – беда пострашнее риска, особенно в эпоху перемен;
– научитесь говорить: «Не знаю точно, но мне кажется, что…»;
– не для всего нужны инструкции – реальность требует быстрой реакции, а быть гибким – это иногда отходить от правил. Сосредоточьтесь на действительном, а не на требуемом;
– рассортируйте инструкции на «указания», «правила» и «принципы» в соответствии с тем, что допускается нарушать, а что нет;
– не все, что ломается, следует чинить, важно определить приоритеты;
– помните, что безмолвие не всегда идет на пользу, ведь никто не знает, что у Вас на уме, а молчание может быть истолковано ошибочно. Высказывайте свои соображения вслух.
Рекомендации E руководителю:
– не делайте лишних обобщений, занимаясь решением проблемы. Подкрепляйте свои утверждения фактами. Не преувеличивайте. Говорите конкретно;
– представьте окончательное решение в письменном виде, чтобы люди не путали их с вашими внезапными озарениями;
– обсуждайте проблемы только с теми, кто действительно может помочь в их решении;
– доводите решение до конца и помните, что даже самая лучшая идея бесполезна, пока она не реализована;
– если Вы не согласны, то можно держаться не враждебно, а дружелюбно или нейтрально;
– Вы не можете разбираться во всем – опирайтесь на суждения и оценки других.
Рекомендации I руководителю:
– чувства людей важны, но есть вопросы и поважнее;
– не всегда раскрывайте карты, Вы можете проиграть;
– говорите то, что думаете;
– прекратите бесконечные собрания, есть решения, которые можно принять и без них;
– консенсус не гарантирует качественного решения;
– задача менеджера – не стать популярным, а добиться результата;
– нанимая людей и повышая их в должности, учитывайте не только личные, но и деловые качества;
– если вам все равно, чем и как мы занимаемся, лишь бы не было разногласий – это не мотивация, а капитуляция;
– «против» может быть созидательным, а «за» – разрушительным;
– не бывает изменений без конфликтов, и если Вы пытаетесь пресечь конфликты, изменения прекратятся вместе с ними.