Тема 3.4. Взаимодополняющая управленческая команда (модель И. Адизеса)

План

1. Основные функции менеджера.

2. Стили менеджеров и их характеристика.

3. Неэффективный менеджмент.

4. Рекомендации менеджерам с разными стилями управления.


Теоретический материал

  

  

Презентация

1. Основные функции менеджера

В литературе указано, что менеджеры планируют, принимают решения, управляют, организуют, контролируют и побуждают к действию.

Однако далеко не в каждой организации менеджер наделен всеми перечисленными функциями. В зависимости от сферы деятельности, организации или даже страны функции менеджера будут сильно отличаться и варьироваться.

В функционалистическом понимании, основная и общая цель менеджмента – сделать организацию результативной и эффективной в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Известный израильский и американский бизнес-консультант, специалист по улучшению эффективности менеджмента Ицхак Адизес считает, что менеджмент должен выполнять четыре функции:

1. Производство результатов (Producing) – обеспечивает результативность организации в краткосрочном аспекте, т. е. обеспечение удовлетворения потребностей клиентов, ради которых существует организация.

2. Администрирование (Administrating) – позволяет поддерживать порядок организационных процессов в необходимой последовательности и интенсивности.

3. Предприимчивость (Entrepreneur) – предполагает готовность к опережающим действиям, направленным на результативность в долгосрочной перспективе.

4. Интеграция (Integrating) – подразумевает создание такой атмосферы и системы ценностей, которые мотивируют людей действовать сообща.

Эти четыре функции необходимы для успешного управления любой организацией. Как только одна или несколько функций перестают выполняться – мы сталкиваемся с неэффективным менеджментом.

2. Стили менеджеров и их характеристика

Важно понимать, что идеальных менеджеров не бывает, однако хороший менеджер действует осознанно как относительно себя, понимая смысл своих действий, так и относительно других людей, понимая как его поведение на них сказывается.

По Ицхаку Адизесу можно выделить различные стили управления в зависимости от так называемого PAEI кода (кода, исходя из представленных функций, где одна или несколько функций являются доминирующими): Менеджер P-типа (Paei), менеджер E-типа и т. д.

Стиль «Производитель» (Paei, менеджер P-типа):

– менеджер такого типа знающий и целеустремленный;

– хорошо справляется с производством результата (знает, что нужно клиентам, и имеет представление о технологии получения желаемых результатов);

– изучает специфику того, чем собирается управлять;

– чувствует потребность добиться успеха, увидеть задачу выполненной.

Хороший менеджмент не обходится без администратора, который следит за тем, что бы организация занималась тем, чем должна заниматься и делала это эффективно.

Стиль «Администратор» (pAei, менеджер A-типа):

– методичен и любит, чтобы рабочая среда была продумана и хорошо организована;

– предвидит проблемы, заложенные в идее;

– систематизирует и реализует план, который уже принят;

– во время работы следит, чтобы система функционировала, как полагается;

– однако не производит того, ради чего существует организация.

Если обеспечивать производство и администрирование то организация будет результативной и эффективной в краткосрочном плане. Для планирования и определения курса с учетом изменений требуется менеджер с Е-стилем.

Стиль «Генератор идей» (paEi, менеджер E-типа):

– успешно руководит организацией, когда приходится иметь дело с меняющимися реалиями;

– анализирует изменения окружающей обстановки, значимые для организации;

– разрабатывает план действий.

Стиль «Предприниматель» (PaEi код, менеджер EP-типа):

– знает чего хочет, и почему он это хочет;

– чувствует сильные и слабые стороны своей организации;

– обладает воображением и смелостью, его креативность нацелена;

– имеет идею, замысел и в состоянии трансформировать эту идею в достижимые результаты.

Стиль «Лидер преобразований» (PaEI код, менеджер EIP-типа):

– четко знает, что и зачем ему нужно делать, и при этом умеет заинтересовать людей;

– способен сплотить команду и нацелить ее на преобразования.

Стиль «Интегратор» (paeI код, менеджер I-типа):

– способен объединить людей (при восходящей интеграции – объединить людей, имеющих более высокий статус, должность, полномочия; при горизонтальной – способность создать сплоченную группу из равных себе; при нисходящей – сплотить подчиненных);

– проясняет недоразумения в группе сотрудников;

– заботится об автономности группы людей, где, в идеале, каждый член группы готов взять на себя инициативу выполнять административные функции;

– способен понять, чем отличается произнесенное вслух от того, что человеку хочется сказать.

I-функция и руководство. Важно, что хорошим менеджером можно стать и без I, с любыми комбинациями – PAei, PaEi, pAEi, PAEi, однако чтобы выполнять функции лидера, он должен блестяще справляться с функцией I.

Многим лидерство представляется директивно: «Сделай то, или сделай это», по представлениям Адизеса лидер – это большой палец, который активно может взаимодействовать с каждым из остальных четырех пальцев и со всеми сразу. Помимо этого лидер создает условия, мотивирующие и воодушевляющие коллектив.

3. Неэффективный менеджмент

Неэффективный менеджмент – предсказуемая, повторяющаяся модель неправильного управления. Неправильный менеджмент происходит, когда одна из функций выполняется при отсутствии остальных.

Стиль «Герой одиночка» (P---):

– сосредоточен на том, что нужно сделать, при этом не задумывается над тем, делает ли то, что следует;

– работает усердно, трудоголик;

– предпочитает делать работу самостоятельно, так как хочет, что бы все было сделано как надо;

– привыкший все делать сам он критически относится к собраниям и с неохотой их посещает. Проводит ли он собрание для подчиненных? Нет, слишком много работы;

– подчиненные – мальчики на побегушках, мечущиеся туда-сюда, и, как только запахивает жареным, они бегут тушить разгорающееся пламя;

– другим поручает работу тогда, когда уже слишком поздно. Сегодня он дает задание выполнить то, что надо было сделать две недели назад. Он напоминает бульдога, который впивается зубами в горло другого пса, стискивает челюсти и держит его мертвой хваткой;

– первым появляется на работе и последним уходит;

– свой успех и свою ценность организации измеряет напряженностью своего труда («В последнее время я вкалываю до полуночи»);

– фиксирует внимание на краткосрочных результатах, перескакивая с одного дела на другое;

– опасается неопределенности, альтернативы и двусмысленности.

Стиль «Бюрократ» (-A--):

– руководствуется принципом «Не важно, что мы делаем, важно, как мы это делаем»;

– считает, что лучше правильно выполнять работу, чем выполнять правильную работу;

– соблюдает правила, часто не зная меры, и тратит уйму времени на детали;

– придает огромное значение деталям, при этом упускает из виду общую картину;

– опасается рисковать, не желает опозориться, приняв неправильное решение;

– подчиненные тратят уйму времени, читая, составляя и подшивая папки, служебные записки;

– критерий успеха – насколько успешно менеджер контролирует систему, пресекает нарушение правил, сводит к минимуму неопределенность.

Стиль «Поджигатель» (--E-):

– в работе самое важное – идея, получает удовольствие, когда его инициативы производят фурор – остро нуждается в одобрении;

– неизвестно когда приходит на работу и когда уходит с нее, но когда он явится, лучше подчиненным быть на месте;

– подчиненные уходят домой сразу после начальника – в любой момент он может созвать собрание;

– весьма обаятелен и может воодушевлять людей, предприимчив и полон энергии;

– стремится к максимально краткосрочному эффекту и добивается желаемого, создавая кризис, при этом не любит доводить дело до конца;

– из четырех типов хуже умеет слушать других, любит преувеличивать и угрожать;

– перекладывает ответственность на подчиненных за свои неудачи, окружает себя слабыми людьми, чтобы выйти победителем из любого спора;

– беспрестанно дает советы, но терпеть не может прислушиваться к рекомендациям других;

– планировать не означает придерживаться определенного образа действий, планировать – составить длинный перечень эфемерных целей.

Стиль «Горячий сторонник» (----I):

– не является лидером;

– обладает непревзойденной способностью приспосабливаться, старается выяснить, какой план приемлем для большинства влиятельных людей, которого и будет придерживаться;

– стремится создать видимость единства;

– не делится мыслями, чрезвычайно уклончив.

Любой носитель однофункционального стиля может превратиться в мертвый пень.

Стиль «Мертвый пень» (----):

– сговорчив, дружелюбен, безопасен, пассивен, ждет, когда ему скажут, что делать;

– имеет низкий управленческий метаболизм – доволен настоящим, прошлым и будущим, в его жизни ничего не происходит, действует механически;

– хорошие идеи держит при себе;

– не соблюдает правила настолько, насколько это необходимо;

– избегает перемен – уклоняется от новой работы и новых проектов, при этом соглашаясь на все, а после ничего не делает;

– никогда не жалуется, опасаясь, что жалобы навредят ему самому, спровоцируют перемены, с которыми он не справится;

– уклоняется от борьбы с опасными изменениями, соглашается с рекомендациями, но не проявляет инициативу;

– профессионально не растет сам и не позволяет никому расти.

4. Рекомендации менеджерам с разными стилями управления

Рекомендации P руководителю:

– распределите ответственность – решите, что Вы можете делать самостоятельно, а что можете поручить другим;

– выполняйте ту работу, с которой справитесь только Вы;

– обучайте персонал выполнять более сложную работу;

– если Вы станете незаменимым, то со временем это погубит вашу организацию;

– строя планы на будущее найдите время, чтобы осмыслить происходящее. Помните, что когда Вы трудитесь не покладая рук, у вас нет времени чтобы подойти к делу разумно; есть вещи, которые нельзя увидеть и понять, если вы поглощены работой;

– не беритесь за несколько дел сразу, не стремитесь выполнять все задачи немедленно, для каждого дела – свое время. Есть дела, которые, возможно, не следует выполнять, для них еще не настало время. Подождите, пусть время сделает свое дело.

Рекомендации A руководителю:

– удостоверьтесь, что избранная форма работает, если это не так – измените форму, она не всегда дает желаемые результаты;

– не пытайтесь все контролировать, Вы тратите энергию на контроль, вместо более важных вещей;

– помните, что неопределенность является частью рабочего процесса – научитесь мириться с ней;

– помните, что иногда бездействие – беда пострашнее риска, особенно в эпоху перемен;

– научитесь говорить: «Не знаю точно, но мне кажется, что…»;

– не для всего нужны инструкции – реальность требует быстрой реакции, а быть гибким – это иногда отходить от правил. Сосредоточьтесь на действительном, а не на требуемом;

– рассортируйте инструкции на «указания», «правила» и «принципы» в соответствии с тем, что допускается нарушать, а что нет;

– не все, что ломается, следует чинить, важно определить приоритеты;

– помните, что безмолвие не всегда идет на пользу, ведь никто не знает, что у Вас на уме, а молчание может быть истолковано ошибочно. Высказывайте свои соображения вслух.

Рекомендации E руководителю:

– не делайте лишних обобщений, занимаясь решением проблемы. Подкрепляйте свои утверждения фактами. Не преувеличивайте. Говорите конкретно;

– представьте окончательное решение в письменном виде, чтобы люди не путали их с вашими внезапными озарениями;

– обсуждайте проблемы только с теми, кто действительно может помочь в их решении;

– доводите решение до конца и помните, что даже самая лучшая идея бесполезна, пока она не реализована;

– если Вы не согласны, то можно держаться не враждебно, а дружелюбно или нейтрально;

– Вы не можете разбираться во всем – опирайтесь на суждения и оценки других.

Рекомендации I руководителю:

– чувства людей важны, но есть вопросы и поважнее;

– не всегда раскрывайте карты, Вы можете проиграть;

– говорите то, что думаете;

– прекратите бесконечные собрания, есть решения, которые можно принять и без них;

– консенсус не гарантирует качественного решения;

– задача менеджера – не стать популярным, а добиться результата;

– нанимая людей и повышая их в должности, учитывайте не только личные, но и деловые качества;

– если вам все равно, чем и как мы занимаемся, лишь бы не было разногласий – это не мотивация, а капитуляция;

– «против» может быть созидательным, а «за» – разрушительным;

– не бывает изменений без конфликтов, и если Вы пытаетесь пресечь конфликты, изменения прекратятся вместе с ними.