Тема 2.3. Использование мультимедийных цифровых образовательных ресурсов в соответствии с таксономией Б. Блума

  

  

презентация к лекции 


Виды деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде и применяемые для этого приложения и сервисы Интернет. Организация дидактического процесса с использованием мультимедийных ЦОР.


В 1956 году американским психологом Бенджамином Блумом была предложена классификация педагогических целей, названная в честь автора «таксономией Блума». В соответствии с этой классификацией образовательные цели делят на три сферы:

– когнитивную (умения и навыки в когнитивной области касаются знания, понимания и критического мышления);

– аффективную (умения в этой области отражают то, как человек реагирует эмоционально, насколько он способен чувствовать чужую радость или боль. Аффективные цели связаны с человеческими отношениями, эмоциями, чувствами);

– психомоторную (умения в этой области описывают способность к манипуляциям с орудиями или инструментами. Психомоторные цели обычно связывают с изменением или развитием практических навыков).

Эти сферы можно приблизительно описать словами «знаю», «чувствую» и «творю» соответственно. Цель таксономии Блума – акцентировать внимание педагогов на всестороннем развитии личности обучающегося.

Многообразие информационных ресурсов позволяет организовать деятельность в трех областях: когнитивной, аффективной и психомоторной. Широкий выбор готовых мультимедийные ЦОР представлен в коллекциях ресурсов или на специализированных сайтах, среди которых учитель выбирает нужные зависимости от типа урока, этапа урока, особенностей учащихся, образовательной цели.

Рассмотрим мультимедийные ЦОР и соответствующие им возможные виды деятельности для достижения учебных целей каждого уровня когнитивной сферы: знание, понимание, применение, анализ, оценка и создание.

Уровень 1. Знание
(запоминание и воспроизведение изученного материала –
от конкретных фактов до целостной теории)

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня, – воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

Возможные виды деятельности с ЦОР:

- поиск, подбор материала;

- выделение главного;

- пересказ;

- сравнение информации из разных источников;

- составление конспекта;

- … (Вы можете предложить свой вариант вида деятельности).

Уровень 2. Понимание
(преобразование материала из одной формы выражения
в другую, интерпретация материала, прогнозирование
дальнейшего хода явлений, событий)

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня, – объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

Возможные виды деятельности с ЦОР:

- исправление ошибок;

- классификация;

- подбор примеров;

- объяснение полученной информации;

- работа в группе (в том числе, в социальных сетях);

- составление комментариев;

- … (Вы можете предложить свой вариант вида деятельности).

Уровень 3. Применение
(использование изученного материала
в конкретных условиях и новых ситуациях)

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня, – применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; использует понятия и принципы в новых ситуациях.

Возможные виды деятельности с ЦОР:

- проведение опросов, тестирований;

- осуществление самоконтроля;

- постановка и решение задач в новых условиях;

- проведение экспериментов;

- использование контента для решения проблем;

- … (Вы можете предложить свой вариант вида деятельности).

Уровень 4. Анализ
(структурное представление изучаемого материала)

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня, – вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных.

Возможные виды деятельности с ЦОР:

- моделирование;

- подготовка рефератов;

- составление планов;

- сравнение информации из разных источников;

- подготовка презентаций, докладов;

- … (Вы можете предложить свой вариант вида деятельности).

Уровень 5. Оценка
(оценивание значимости изучаемого материала)

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня, – оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Возможные виды деятельности с ЦОР:

- формулирование выводов;

- составление отзывов на предложенный контент;

- вынесение суждения (своей точки зрения);

- обсуждение контента (видеоконтента, модели, текста);

- доказательство своей точки зрения;

- отбор материала для подготовки отчетов, докладов;

- участие в дискуссии;

- … (Вы можете предложить свой вариант вида деятельности).

Уровень 6. Создание
(целостное представление изучаемой информации,
обладающее элементами новизны)

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня, – пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи.

Возможные виды деятельности с ЦОР:

- разработка опытов (экспериментов), моделей;

- составление отчетов, написание статей;

- организация и проведение виртуальных экскурсий;

- выполнение и защита проектов;

- составление планов, тезисов, резюме, аннотаций, аннотированных обзоров литературы и др.;

- … (Вы можете предложить свой вариант вида деятельности).

Рассмотрим цифровой образовательный ресурс, в котором учитель может найти нужную информацию для различных этапов урока – «Конструктор уроков (физика)» (издательство «Просвещение»).

В этой программе учителю предоставляется возможность выбрать материала для всех этапов урока по различным темам школьного курса физики (тест, видео, слайд-шоу, картинка, биография, анимация, лабораторная работа, «это интересно», фотография, модель, интерактивные таблицы, задачи и др.).

Готовых конспектов уроков с использованием мультимедиаресурсов в этой программе нет. Выбор делает учитель в соответствии с поставленными им учебными целями.

Пример конструктора урока с заданиями представлен на рисунках 9-11.


Рис. 13. Интерфейс конструктора урока




Рис. 14. Интерфейс для выполнения лабораторной работы
в Конструкторе урока



Рис. 15. Визуализация условия задачи, вариативность
начальных условий и проверка ответа в Конструкторе урока


Следующие пример – платформа «Российская электронная школа»[1], на которой предложены разработки уроки с использованием мультимедийных материалов по школьным предметам. Рекомендуем ознакомиться со структурой этой информационно-образовательной среды.

На рисунке 16 представлен скриншот, демонстрирующий использование мультимедийного цифрового образовательного ресурса на организационном этапе урока по предмету «Обществознание» в 7 классе.


Рис. 16. Использования ЦОР на организационном этапе урока

При реализации этапа «Проверка домашнего задания» могут быть использованы ресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов[2] (раздел «Тип модуля» – Контрольный, Практический или др.) и разнообразные сайты с тестами (например, «Образовательные тесты»[3]), платформы для проведения тестирования[4], которые наглядно для учителя и учащихся продемонстрируют результат опроса.



Рис. 17. Использование ЦОР на этапе
«Проверка домашнего задания»

На этапе «Актуализация опорных знаний и способов действий» возможно использовать материалы с ресурса «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»[5] (раздел «Учебные материалы»), «Российская электронная школа» которые включают электронные журналы, фото материалы, разнообразные видеоколлекции, а также интерактивные задания.

На этапе «Формирование новых понятий и способов действий» учителем может быть использован разнообразный мультимедийный материал – видео, учебное видео, интерактивное видео, демонстрации, виртуальные экскурсии, электронные библиотека, энциклопедии и др., – представленный на платформах «Российская электронная школа» и «Федеральный центра информационно-образовательных ресурсов».

На этапе «Применение знаний, формирование умений» целесообразно предлагать школьникам интерактивные задания, направленные на активизацию их мыслительной деятельности и творческое осмысление материала. Этому соответствуют ресурсы «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» (раздела «Коллекции).


Рис. 18. Использование ЦОР на этапе
«Применение знаний, формирование умений»

На этапе «Контроль и учет знаний» могут быть использованы ресурсы с платформы «Российская электронная школа». На платформе «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (раздел «Учебные материалы») есть возможность выбора заданий (например, «Интерактивные задачи по химии»), выполнение которых позволяет учащемуся ответить на вопросы и увидеть решение при затруднении.


Рис. 19. Использование ЦОР на этапе «Контроль и учет знаний»

Использование учителем на различных этапах урока мультимедийных цифровых образовательных ресурсов, широко представленных в сети Интернет в свободном доступе, позволяет достичь всех образовательных целей в соответствии с таксономией Блума.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК К ТЕМЕ 2.3

1. Аствацатуров, Г. О. Дизайн мультимедийного урока : методика, технологические приемы, фрагменты уроков / Г. О. Аствацатуров. – Волгоград : Издательство «Учитель», 2009. – 133 с.

2. Мурзагалиева, А. Е. Сборник заданий и упражнений. Учебные цели согласно таксономии Блума / А. Е. Мурзагалиева, Б. М. Утегенова. – Астана : АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015. – 54 с. URL: https://kst.nis.edu.kz/wp-content/uploads/2018/02/Uchebnye-tseli-soglasno-taksonomii-Bluma.-Sbornik-zadanij-i-uprazhnenij.pdf (дата обращения: 27.07.2020). – Текст : электронный.

3. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание : сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов / сост. Н. П. Безрукова, А. С. Звягина, Е. В. Оспенникова ; под общ. ред. Е. В. Оспенниковой. – Москва : Университетская книга, 2008. – 480 с. – URL: https://www.studmed.ru/
view/ospennikova-ev-red-cifrovye-obrazovatelnye-resursy-v-shkole-metodika-ispolzovaniya-estestvoznanie_a4c8bb56451.html?page=1 (дата обращения: 27.07.2020). – Текст : электронный.

4. 200 глаголов цифровой таксономии Блума. – URL: http://roachinthenet.blogspot.com/2016/01/200_21.html#.Xx44GedN1EY (дата обращения: 27.07.2020). – Текст : электронный.

5. Дидактор. Педагогическая практика. – URL: http://didaktor.ru/ (дата обращения: 27.07.2020). – Текст : электронный.

5. Оспенникова, Е. В. Мультимедийные технологии проектирования предметных ЦОР / Е. В. Оспенникова. – Текст : электронный // Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю. – URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d86c70b8-8da6-464f-9187-3cf627085b43/uk15.html (дата обращения: 27.07.2020).



[1] https://resh.edu.ru/

[2] http://fcior.edu.ru/

[3] https://testedu.ru/

[4] https://get.plickers.com/; https://kahoot.com/; https://www.mentimeter.com/

[5] http://school-collection.edu.ru