Тема 3.6. Особенности воспитания детей и подростков, испытывающих трудности в социализации

Теоретический материал

 

 

Презентация

Актуальность необходимости осуществления социально-педагогической деятельности с детьми и подростками определяется такими факторами, как:

– значимость успешной позитивной социализации личности для развития общества;

– наличие большого числа детей и подростков, испытывающих разнообразные трудности в социализации;

– нормативно-правовые основы эстетического воспитания (Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС, стратегические и концептуальные документы).

Остановимся подробнее на понятийной сфере социализации.

Социализация – процесс вхождения человека в социум на различных возрастных этапах с учетом особенностей возраста и воспитания, окружения, среды функционирования.

Социальное воспитание – составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности.

Социализация включает в себя:

– формирование сознания и мировоззрения при помощи овладения языком, привития социальных ценностей и идеалов;

– передачу культуры и культурного наследия, присущих группе социума, к которой относит себя человек;

– присвоение социальной роли, приобретение навыков коммуникации, самореализации;

– аккумулирование социального опыта.

Создание условий для успешной позитивной социализации личности непосредственно связано с реализацией социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическая деятельность (СПД) – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешной позитивной социализации личности.

Социально-педагогическая деятельность опирается на принципы:

– природосообразности;

– культуросообразности;

– гуманизма.

Социально-педагогическая деятельность осуществляется посредством использования специальных методов, приемов, технологий.

Методы СПД – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога (педагога) и ребенка, подростка, семьи…

Приемы – частное выражение методов.

Средства СПД представляют собой совокупность материальных, эмоциональных и других условий, которые используются социальным педагогом (педагогом) для достижения цели.

Чаще всего социально-педагогическая деятельность в системе отечественного образования реализуется по отношению к определенным категориям детей и подростков, испытывающих трудности в социализации. К ним относят:

– девиантов;

– делинквентов;

– детей-сирот;

– детей с инвалидностью;

– детей из неблагополучных семей и т. п.

Самой распространенной среди данных категорий является группа детей и подростков с девиантным поведением.

Под девиантным поведением понимают совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом.

Выделяют такие виды девиаций, как:

1. Отрицательные:

– зависимости (химические, нехимические);

– бродяжничество;

– склонность к суицидам;

– …

2. Положительные (одаренность):

– моторная;

– интеллектуальная;

– академическая;

– художественная;

– …

3. Зависимости:

– химические (алкогольная, табакокурение, наркотическая и др.);

– нехимические (гаджетозависимость, бьютизависимость, игромания, шопоголизм и др.).

К формам социально-педагогической деятельности с детьми и подростками с девиантным поведением можно отнести:

– организацию социальной среды;

– психопрофилактическую работу (информирование);

– активное социальное обучение социально важным навыкам;

– организацию деятельности, альтернативной девиантному поведению.

Одной из наиболее распространенных, но при этом трудно решаемых проблем в социализации современных детей и подростков является гаджетозависимость – социальное явление, характеризующееся злоупотреблением гаджетами (телевидение, телефон, планшет и другие изобретения).

Представим некоторые рекомендации для СПД с гаджетозависимыми детьми и подростками:

– Не отгораживайтесь от информации, а помогайте систематизировать ее.

– Поощряйте стремление к самореализации.

– Делитесь представлениями о жизни, а не навязывайте их.

– Уважайте мнение детей.

– Поддерживайте отношение на равных.

– Вникайте в их интересы, учитесь у них.

– Помогайте «оставаться в реальности».

– Объясняйте о существовании опасностей в мире интернета.

Чрезвычайно перспективным направлением в развитии современного образования в контексте социально-педагогической деятельности сегодня является инклюзивное образование.

Инклюзия – это процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.

К формам инклюзивного образования можно отнести:

– Обучение на общих основаниях с обучающимися без отклонений в состоянии здоровья (равноправное участие инвалидов в одном из аспектов общественной жизни).

– Обучение по особым образовательным программам исключительно для лиц с ограниченными возможностями (целевая групповая работа для достижения «стабильности»).

– Совместное обучение по образовательным программам, в которых принимают участие наряду с обычными обучающимися лица с ограниченными возможностями, в целях интерактивных встреч и приобретения навыков взаимодействия (интеграция).

– Как было указано выше, социально-педагогическая деятельность осуществляется посредством социально-педагогических технологий.

Социально-педагогическая технология – это:

– сложившийся на основе предыдущего опыта или выявленный и обоснованный путь достижения определенной социально-педагогической цели;

– совокупность приемов, применяемых в какой-либо деятельности, выстроенных в соответствии с определенными этапами.

Выделяют следующие этапы реализации социально-педагогических технологий:

– диагностико-прогностический;

– выбора технологии;

– подготовки к реализации;

– реализации;

– экспертно-оценочный.

Наиболее часто встречающимися видами социально-педагогических технологий в школе являются:

– профилактика;

– адаптация;

– коррекция;

– реабилитация.