Практическая работа 7.1


Практическое занятие (формат: коллоквиум, кейс-технологии, защита проектов)


Тема: СССР в период «холодной войны» (19451985 гг.)

План

1. Послевоенное восстановление народного хозяйства.

Источники восстановления советской экономики: успехи и неудачи. Общественно-политическая жизнь страны после войны. Апогей сталинизма. Политика государства в области культуры.

2. СССР в системе международных отношений: формирование биполярного мира.

Причины и начало «холодной войной». Взаимодействие со странами западной демократии. Политика СССР в отношении Восточной Европы, формирование социалистического лагеря. Борьба СССР за сферы влияния в странах Третьего мира.

3. Начало десталинизации советского общества. Реформаторская деятельность Н. С. Хрущева.

Борьба за власть в партийном руководстве после смерти Сталина. Реформы в области промышленности и сельского хозяйства: успехи и неудачи. Изменения в сфере государственного и партийного управления. Совнархозы. Преобразования в общественно-политической жизни. Культурный подъем периода «оттепели».

4. Партийно-государственный аппарат в 1965–1985 гг. Попытки реформирования экономической системы.

Хозяйственная реформа 1965 г.: цели, сущность, причины провала. Конституция 1977 г. Система центрального и местного управления. Концепция «развитого социализма». Возрождение тенденций культа личности. Политика «разрядки» и обострение международной обстановки. Афганская проблема. Диссидентское и правозащитное движение в СССР.

Примерные темы рефератов, сообщений и контрольных работ

1. Н. С. Хрущев: политический портрет.

2. Л. И. Брежнев: человек и политик.

3. Внешняя политика в годы «оттепели»: новации и догмы.

4. Экономическая реформа второй половины 1960-х гг.

5. «Бархатные революции» в Восточной Европе.

6. «Оттепель»: общество и культура.

7. Пражская весна и осень 1968 года.

8. «Холодная война»: победители и проигравшие?

9. Трагедия Афганской войны.

10. Духовный мир советского человека в 1953–1964 гг.

11. Быт советского человека в 1970-х – начале 1980-х гг.

12. Диссидентское движение в СССР: причины, направления, этапы развития.

13. Национальная политика СССР в 1964–1984 гг.

14. Политика разрядки: идеология, основные направления и результаты.

15. Карибский кризис: итоги и уроки.

Задания для самостоятельной работы

1. Каковы причины быстрого восхождения Н. С. Хрущева на вершину власти?

2. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказы­ваются различные, часто противоречивые, точки зрения. Например:

«Внешнеполитический курс советского руководства в 19601970-х годах был основан на принципах мирного сотрудничества с капиталистическими странами».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвер­дить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее.

3. Сделайте выводы о причинах стагнации советской экономики в 1970–1980-е гг.?

4. Историки отмечают, что деятельность Ю. В. Андропова в период его недолгого пребывания на посту Генерального секретаря ЦК КПСС была встречена в народе в целом с симпатией и надеждой. Назовите причину такого отношения. В чем проявился консерватизм в деятельности Ю. В. Андропова? Объясните, почему после смерти Ю. В. Андропова Гене­ральным секретарем ЦК КПСС был избран престарелый и смертельно больной К. У. Чернен­ко.

5. Дайте определения терминам: волюнтаризм, герантократия, диссидентство, Карибский кризис, коллегиальное руководство, НАТО, ООН, «оттепель», ОВД, пражская весна, развитой социализм, разрядка международной напряженности, реабилитация, совнархоз, СЭВ, Хельсинкское соглашение, целина.

Методические рекомендации

События в СССР в 1950–1960-х гг. свидетельствуют о стремлении партийно-государственного руководства реформировать советское общество, осуществить либерализацию «сталинской модели социализма». Этот период ассоциируется с именем Н. С. Хрущева. Выполняя первое задание, следует выяснить, чем был вызван его быстрый карьерный рост и популярность в 1950-х гг. Для поиска ответов следует изучить социально-экономические преобразования, инициированные Хрущевым, роль ХХ съезда КПСС.

Второе кейс-задание возможно выполнить, изучив внешнеполитические интересы и инициативы СССР, найти в них противоречия, опираясь на этот материал сформулировать собственное мнение.

После отставки Н. С. Хрущева реформы продолжались во второй половине 1960-х гг., однако к началу 1970-х гг. они были свернуты. Дальнейшее развитие СССР пошло по застойному сценарию. Третье задание требует дать объяснение причинам стагнации советской экономики.

Понятие «геронтократия», наиболее явственно демонстрирует свое содержание в первой половине 1980-х гг. Четвертое проблемное задание ориентировано на осмысление «чехарды» генеральных секретарей и нарастания кризисных явлений.

Становление современного общества. 
Кризис командно-административной системы в СССР и пути  его преодоления

План

1. СССР в 1953–1964 гг. «Оттепель».

2. Противоречивость общественного развития СССР в сер. 1960 – сер. 1980-х гг.

3. Внешняя политика в 1953–1985 гг.

Темы сообщений

1. Н. С. Хрущев: политический портрет.

2. Экономическая реформа 1965 г.

3. Неизвестная война в Корее.

4. Берлинский кризис.

5. На пороге третьей мировой войны – Карибский кризис.

Методические рекомендации

События в СССР в 1950–1960-х гг. свидетельствуют о стремлении партийно-государственного руководства реформировать советское общество, осуществить либерализацию «сталинской модели социализма». Этот период ассоциируется с именем Н. С. Хрущева. Выполняя первое задание, следует выяснить, чем был вызван его быстрый карьерный рост и популярность в 1950-х гг. Для поиска ответов следует изучить социально-экономические преобразования, инициированные Хрущевым, роль ХХ съезда КПСС.

После отставки Н. С. Хрущева реформы продолжались во второй половине 1960-х гг., однако к началу 1970-х гг. они были свернуты. Дальнейшее развитие СССР пошло по застойному сценарию. Второе задание требует дать объяснение причинам стагнации советской экономики.

Третье задание возможно выполнить, изучив внешнеполитические интересы и инициативы СССР, найти в них противоречия, опираясь на этот материал сформулировать собственное мнение.



You have completed 100% of the lesson
100%