2.3 Эволюция древнерусской государственности в XI–XII вв

Модуль 2. Особенности становления государственности
в России и мире

2.3. Эволюция средневековой государственности в XI–XII вв.

1. «Лето средневековья»: социально-экономические и политические новации в обществах европейских государств.

2. Социально-политическое развитие Древнерусского государства в XI–XII вв.

3. Русь удельная. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.


Теоретический материал

Модуль 2. Особенности становления государственности 
в России и мире

2.3. Эволюция средневековой государственности в XI–XII вв.

  

   

Презентация

1. «Лето средневековья»: социально-экономические и политические новации 
в обществах европейских государств

«Лето средневековья» – так иногда называют период XIXIII вв. в Европе: пора зрелости, жизненной силы, максимальной определенности важнейших форм. Средневековое общество было прежде всего обществом аграрным. Деревня являлась подлинным центром экономической и социальной жизни. Земля считалась главной ценностью и действительно была таковой.

Аграрная революция XIXIII вв. привела к тому, что с 1100 по 1150 гг. резко возросла производительность зерна. В то время завершился перевод от мотыжной обработки земли к пашенной с применением усовершенствованного плуга. Широкое распространение получило трехполье; вместе с применением органических удобрений это способствовало сохранению плодородия земли, более устойчивым урожаям. При втрое меньших трудовых затратах с одного гектара могли прокормиться вдвое больше людей. Прогресс земледельческой техники давал больше прибавочного продуктов, что служило источником развития городов, дальнейшего социального расслоения.

Быстро растущий спрос на земледельческую, военную, строительную и бытовую технику привел к перевороту в горном деле, металлургии, производстве средств труда.

Развитие торговли и дальние военные походы подтолкнули производство телег, карет для знати, строительство мощеных дорог и мостов через реки. Строились многопалубные парусные суда, оснащенные пушками. Использование компаса сделало более надежными дальние морские путешествия. Основой энергетической революции этого периода стало массовое применение водяных и ветряных мельниц. Европа, особенно северная ее часть, была усеяна ветряками. Вершиной технического прогресса этой эпохи стали механические часы – от башенных до карманных.

Фернан Бродель оценил XIXIII вв. как первую промышленную революцию Европы, которую составили: земледельческая революция (трехполье, применение лошади с плечевым хомутом); энергетическая революция; городская революция («Никогда еще города не росли так густо. Один у ворот другого»).

Период XIXIII вв. был периодом господства мировых религий – христианства, мусульманства, буддизма. Впервые идеология в ее религиозной форме стала доминирующим фактором в обществе. Ее воздействие на исторический прогресс было противоречивым. С одной стороны, она выступала как интегрирующий (в условиях феодальной раздробленности) и стабилизирующий фактор, единая оболочка формирования мировых экономик на целых континентах с ускоренным развитием рыночных отношений, поддержала развитие архитектурных школ (готический и мавританский стили), университетов (Парижского, Оксфордского, Кембриджского, Пражского, Краковского и венского), научных школ (от Аль-Бируни до Авиценны в Средней Азии, от схоластики Фомы Аквинского и Абеляра до открытий Роджера Бекона и Леонарда Фибоначчи).

С другой стороны, очевидно тормозящее влияние религиозного диктата на свободную мысль, фундаменталистская нетерпимость, призывы к подавлению и уничтожению «неверных», множество войн, инсценированных церковью по религиозным мотивам. Самый яркий пример – восемь крестовых походов (с 1096 по 1270 гг.), принимавшие иногда изуверские формы, например датский крестовый поход (1212 г.), когда десятки тысяч увлеченных фанатиками детей погибли во время бури в Средиземном море, оставшиеся в живых – проданы в рабство в Египет. Крестовые походы привели к разрушению и разграблению десятков го­родов, гибели сотен тысяч людей с обеих сторон. Но одновременно крестовые походы способствовали оживлению средиземноморской торговли и судоходства, освоению многих технических и культурных достижений Востока.

Отличительной чертой исследуемого периода явилась большая личная свобода и экономическая заинтересованность крестьян и городских ремесленников по сравнению с жестоким экономическим принуждением рабовладельческого строя. Многозвенная иерархическая собственность на землю и прикрепление к ней в той или иной форме крестьян составили преобладающий фон экономических отношений в деревне. Отсюда слабо ограниченные права сюзерена (вплоть до права «первой ночи»), многочисленные феодальные и церковные поборы и повинности, вызывавшие крестьянские восстания. Подобием этих отношений была жестокая цеховая регламентация в городах (ремесленные и купеческие гильдии).

Многие города стали очагами свободомыслия и ересей, подъема торговли и архитектуры, возрождения наук и начала очередной революции в образовании (университетская ре­волюция). В XIXIII вв. городское население развернуло борьбу за освобождение от всех форм сеньориальной зависимости (ведь города возникли на земле, принадлежащей сеньору, который подчас не делал различий между своими деревенскими владениями и городами) и самоуправление.

Коммунальное движение (от слова «коммуна» – орган самоуправления) в отдельных регионах завершилось созданием городов-коммун, фактически являвшихся городами-государствами (Северная Италия, Южная Франция, некоторые районы Германии). Большинству городов удалось добиться самоуправления, ограниченного органами королевской администрации (Северная Франция, Англия). Важнейшим результатом коммунального движения стало формирование особого городского сословия – бюргерства (от немецкого – город).

В самом широком смысле в сознании средневекового человека общество распалось на три сословия: «тех, кто молится», «тех, кто воюет» и «тех, кто трудится», т. е. духовенство, рыцарство и крестьянство. В качестве особого сословия в XIIXIII вв. сформировалось и бюргерство. При этом общество мыслилось целостным организмом, отдельные части которого взаимосвязаны и обеспечивали жизнеспособность целого.

В политической области рассматриваемый период характеризуется, с одной стороны, борьбой феодальных монархий (королевств), которые нередко носили номинальный характер и подкреплялись могуществом церковной иерархии, с другой – своевластием многочисленных и «многослойных» вассалов, феодальной раздробленностью, порождавшей бесчисленные кровавые стычки и войны. Параллельно в этот период формируется мировая экономика Европы, которая отличалась биполярностью, соперничеством между многоугольником Брюгге – Лондон – Лиссабон – Фес – Дамаск – Азов – Венеция (в нем размещалось около 300 городов) и четырехугольником Лиссабон – Александрия – Новгород – Берген.

Оформление сословий, с одной стороны, и начавшееся с XIXII вв. постепенное возвышение королевской власти, ломавшей отношения личной верности и покорности, внедрявшей (пока еще очень осторожно) принципы подчинения населения публичному праву государства, – с другой, не могли не привести к рождению новых форм средневековой государственности.

В Англии, Франции, христианских государствах Пиренейского полуострова, в германских княжествах, Польше возникли так называемые сословно-представительные монархии. Утвердились органы сословного представительства: парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесты в Испании, рейхстаг и ландтаги в германских княжествах, сейм в Польше. В них приглашались или избирались представители крупной знати, духовенства, рыцарства, горожан, иногда – свободного крестьянства. Эти органы служили важнейшим каналом взаимодействия королевской власти, добившихся права на участие в принятии общегосударственных решений. Вырабатывалась определенная процедура административной и правовой деятельности, к которой, по мнению историков, в конечном счете восходят традиции европейского конституционализма.

Как правило, становление сословно-представительных монархий шло параллельно с процессом централизации государств. Классическим примером является Франция, отчасти Англия и Испания (где огромное значение имела также Реконкиста – борьба против мусульманских халифатов на территории Пиренеев и их объединение под властью христианских государей). Иной вариант развития – сохранение полицентризма – дают итальянские государства, автономия которых была немаловажным фактором их экономического процветания, и германские территориальные княжества, формально входившие в состав Священной Римской империи.

Впрочем, на протяжении всего периода верховенство светской власти государей горячо и настойчиво оспаривалось папством. Папа (греч. – отец), епископ Рима, являлся понтификом, главой католической церкви. В 751 г. получив во владение от франкского короля Пипина Короткого Рим и так называемый Равеннский экзархат (Средняя Италия) на правах «патримонии святого Петра», который по традиции считается первым епископом Рима, папы к духовной власти добавили власть светских владык.

Папское государство являлось теократической монархией. Оно играло заметную роль в европейских международных отношениях эпохи средневековья. Более того, со времени так называемых клюнийских реформ XXI вв. излюбленной мечтой римских понтификов стала мысль о создании единой христианской империи, в которой высшей властью была бы признана власть пап.

Впервые отчетливо эта идея была сформулирована Григорием VII. Церковь, утверждал он, неизмеримо выше светской власти. Папа – верховный правитель, ему дана власть судить всех, императора в том числе. Он – Богом избранный пастырь христианского мира. В лице своих наиболее ярких представителей (Иннокентия III, Бонифация VIII) папство имело целеустремленных и твердых сторонников идей теократии, создания единой христи­анской монархии. Аппетиты церкви были велики, однако удовлетворить их не удалось. С начала ХIII в. папство переживало период упадка и унижения, будучи надолго поставлено под контроль светской власти.

Однако само существование политически активного папского государства придавало дополнительную динамику развитию средневековой и европейской государственности, заставляло королей искать поддержку сословий и объективно способствовало национально-территориальному сплочению стран Европы.

2. Социально-политическое развитие Древнерусского государства в XI–XII вв.

Конец княжения Владимира совпал с междоусобной борьбой между его многочисленными сыновьями, в результате которой погибли наиболее предпочтительные претенденты на великокняжеский престол Борис и Глеб, а борьба между Святополком Окаянным и Ярославом закончилась победой последнего в 1019 г. Его, как новгородского князя, по традиции поддержали варяги, а также церковь, которая выступила против Святополка, опиравшегося на католическую Польшу.

В дальнейшем усобица нашла продолжение. В 1023 г. Мстислав Тмутараканский разбил киевскую дружину и принудил Ярослава к разделу владения по Днепру. Только в 1035 г., после смерти Мстислава, власть киевского князя была в полной мере восстановлена.

Несмотря на кровавые события, ознаменовавшие начало правления Ярослава, в истории он остался под именем «Мудрый» (1019–1054). В отношении соседей осторожный и умный Ярослав действовал главным образом не военной силой, а при помощи брачных союзов с правящими домами Европы. Хотя его поход против Византии в 1034 г. окончился неудачей, Ярослав укрепил независимость страны от посягательств империи, назначив митрополитом не грека, как повелось, а русского – Иллариона (1051). Этим актом князь поднял престиж и русской церкви, и княжеской власти.

Укрепление великокняжеской власти произошло и благодаря принятию первого свода законов – «Русской Правды», в соответствии с которым верховная судебная власть была признана за киевским князем. Так, власть великого князя приобрела легитимный характер.

В первом письменном своде законов отразилась усложнившаяся структура древнерусского общества. В связи с развитием вотчинного земледелия стали формироваться категории зависимого от землевладельцев населения. На время установления долговых обязательств свободу теряли закупы, а на срок действия договора о службе – рядовичи. Сложился и слой населения, полностью лишившийся свободы, – холопы. Различия в положении свободных и несвободных были зафиксированы в статьях «Русской Правды» и выразились в размерах виры (штрафа) в соответствии с социальным статусом.

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. Русь была поделена между его сыновьями. Проявились ростки будущей политической раздробленности. Сложившийся триумвират в течение почти двадцати лет управлял Русью. Единство государства гарантировалось единством семьи, братским согласием князей, признанием ими старшинства киевского князя Изяслава. Ярославичи совместно решали важнейшие вопросы, в том числе защиту южных границ от нового грозного соседа – половцев.

Пока Ярославичи успешно противостояли Степи, их власть оставалась прочной, но военные неудачи разрушили триумвират. В 1068 г. русская рать была разгромлена в битве на реке Альте. Киевляне потребовали продолжить войну, но Изяслав отказался подчиниться решению вече. Это привело к восстанию, а вместо изгнанного Изяслава народ возвел на киевский престол полоцкого князя Всеслава.

Эти события положили начало усобицам. Необходимость обороны от половецких нашествий, а также решения разных общих вопросов толкали князей на разные способы координации своих действий. В попытках объединения князей главную роль играл Владимир Мономах, тогда князь Переяславский. По его инициативе в 1097 г. собрался княжеский съезд в Любече, на котором совещались о прекращении усобиц, которые играли на руку лишь половцам. Решив впредь действовать единодушно, князья постановили держаться в рамках наследственных владений – «отчин» и по-прежнему считать киевского князя старшим. Усобицы не прекратились, но затухали в случае прихода на великокняжеский престол авторитетного лица.

Такой заслуженной славой пользовался Владимир Мономах (1053–1125). Талантливый правитель и полководец он прибыл в Киев по призыву напуганной городским восстанием знати. Где уступками, где силой Мономах ликвидировал восстание и утвердился в столице, сумел заставить прочих князей признать свою власть. Укрепился авторитет князя и благодаря принятым законам, облегчавшим положение должников. По «Уставу» Мономаха запрещалось охолапливать должников, а также был установлен максимальный ростовщический процент – 20% годовых.

Сын греческой царевны Владимир Мономах по меркам своего времени был хорошо образован и проявлял склонность к литературному труду, который ярко проявился в «Поучении детям». Он давал советы своим преемникам как вести войну, управлять государством, настоятельно рекомендовал вести праведную жизнь. «Поучение» стало одним из шедевров древнерусской литературы.

Однако после смерти его сына Мстислава (1125–1132) Русь окончательно распалась на отдельные княжества. Киев со временем потерял статус центра Древнерусского государства.

В XI в. окончательно сформировалась политическая система Древнерусского государства. Во главе его стоял наследный князь из династии Рюриковичей. Прежние племенные князья пополнили дружинную верхушку, получив статус бояр. Управление на местах осуществляли или родственники Великого князя, или его наместники-посадники.

Великий князь сосредоточил в своих руках большую власть. Он возглавил войско, руководил всей системой управления, был законодателем, верховным судьей. Князь опирался на дружину. Наиболее уважаемы были старшие дружинники – бояре, бывшие воеводами, членами постоянного совета – думы. Для обозначения младшей дружины применялись термины «отроки», «гриди». Они были главной военной силой, а в мирное время исполняли административные функции: мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и др. Постепенно на базе дружины начала формироваться новая сила – землевладельцы.

В XI – начале XII вв. ускорилось формирование крупной земельной собственности. Первоначально шел процесс «окняжения» общинных земель, который превращал живших там свободных общинников – «людей» – в зависимых от князя «смердов». Они не имели права оставить свое имущество непрямым наследникам, оно передавалось князю, их жизнь оценивалась всего в пять гривен по сравнению с 40 гривнами за убийство людина. Вероятно, смерды были несвободными или полусвободными княжескими данниками, сидевшими на земле и несшими повинности в пользу князя.

Затем великие князья стали раздавать «окняженные» земли зависевшим от них местным князьям, боярам, монастырям сначала в форме «кормлений» (права сбора подати с определенной территории), а затем и в виде земельных пожалований. Из тех и других в XI в. формировались уже феодальные вотчины – наследственные земельные владения феодалов, обрабатывающиеся трудом зависимого сельского населения.

В первом своде законов «Русской Правды» названы следующие категории зависимого населения: «челядь», «холопы», т. е. рабы, полностью зависимые от своего хозяина. Господин не был ограничен в правах по отношению к холопу, он мог его продать, отдать в работу, даже убить. За убийство челядина штраф в размере пяти гривен возмещался хозяину. Источником холопства был не только плен, многие сами продавали себя в холопы. Терял свободу и человек, женившийся на рабе или поступивший на службу тиуном (управляющим), ключником без специального договора – ряда.

В категорию зависимых крестьян попадали и разорившиеся общинники, оказавшиеся в долговой кабале у землевладельца. За полученную ссуду (купу) закупы должны были работать на господина. Хозяин имел право подвергать их телесным наказаниям, попытка к бегству грозила холопством. Но положение закупа было не столь безнадежным: он мог выкупиться, вернув ссуду, он продолжал вести свое хозяйство, мог уйти на заработки, чтобы рассчитаться с господином. За попытку продажи закупов в холопы виновный выплачивал штраф в 12 гривен, а пострадавший получал свободу. Таким образом, закуп терял личную свободу, но сохранял собственные средства к существованию.

Близкое положение занимали и рядовичи. Возможно, ими были не пошедшие в холопство и заключившие ряд (договор) тиуны, ключники и мужья рабынь, а также дети от браков свободных с рабынями. Судя по источникам, рядовичи часто исполняли роль мелких администраторов. Незначительную прослойку населения составляли изгои – люди, потерявшие связь с общиной, либо получившие свободу рабы.

Появление зависимого населения свидетельствует о складывании на Руси различных типов землевладения: княжеского, боярского, церковного, основанного на присвоении продуктов труда крестьян. Однако сохранение достаточно широкой прослойки свободных общинников, значительная роль рабского труда позволяют исследователям усомниться в складывании на Руси феодальных отношений. Известный историк русского средневековья Л. В. Черепнин выдвинул концепцию «государственного феодализма», поскольку верховным собственником всей земли в стране было государство в лице великого князя. И. Я. Фроянов полагал, что в древнерусском обществе существовало несколько равнозначных социально-экономических укладов.

Формирование феодальных отношений на Руси в целом шло по схеме, близкой к европейской, но гораздо медленнее. Длительное время сохранялась сплоченность знати вокруг князя, роль феодального землевладения стала заметна лишь с середины XI в. Наличие земельных пожалований на правах полной наследственной собственности определяется историками как важнейшая характеристика феодализации общества. Однако на Руси верховным собственником всех земель был Великий князь. Таким образом, феодальная иерархия выстраивалась, исходя из принципа личной зависимости, признания силы и могущества тех, кто стоял на более высокой ступеньке социальной лестницы. Можно сказать, что Русь представляла собой раннефеодальное государство, сочетающее элементы феодализма и пережитки родового строя.

3. Русь удельная. Социально-экономическая и политическая структура русских земель
периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития
древнерусского общества и государства

Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла в XI в. Начиная с XII в. наблюдается ее упадок. Можно выделить две группы причин упадка Киевской Руси – внешние и внутренние. К внешним причинам следует отнести, в первую очередь, перемещение торговых путей. В ходе крестовых походов Средиземное море стало свободным для торговли и путь «из варяг в греки» потерял прежнее значение основного торгового пути между Европой и Востоком. Русские города, в первую очередь Киев, утратили роль центров транзитной торговли – она перешла к итальянским городам Генуе и Венеции. Там наблюдается быстрый экономический подъем, наступает период расцвета. Русские города постепенно приходят в упадок. Во-вторых, после того, как князь Святослав разбил хазар и разрушил их столицу Итиль, набеги кочевников из Азии возобновились. Роль щита между Азией и Европой перешла от Хазарского каганата к Киевской Руси. В Х в. из Азии вторглась волна кочевников-печенегов. Они разбили дружину Святослава, возвращавшуюся из похода. Сам князь был убит. Печенежский вождь сделал из его черепа чашу, которой пользовался на пирах. В XI в. появляется новый враг – половцы. В результате набегов кочевников жизнь в южных русских землях становилась опасной. Началась миграция славян на запад в предгорье Карпат и на северо-восток под защиту лесов.

Но главную роль в ослаблении Киевской Руси сыграли внутренние причины. Русь вступила в период феодальной раздробленности. Единое государство превратилось в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем, причем его власть постоянно слабела и была фактически номинальной. Феодальная раздробленность – объективный процесс, которого не избежала практически ни одна страна, это закономерный этап перехода от раннефеодального государства к централизованному, но созданному уже на ином социально-экономическом фундаменте. Именно в это время происходит созревание феодальных отношений, углубляется общественное разделение труда, развиваются земледелие, города, ремесла.

В раннефеодальном государстве власть князя сводилась практически лишь к сбору дани с зависимого населения. Причины перехода к феодальной раздробленности лежат, прежде всего, в появлении и распространении феодального землевладения. Основой экономической мощи господствующего класса становится не дань, а эксплуатация феодально-зависимого крестьянства внутри боярских вотчин. Этот процесс постепенного оседания дружины на землю заставлял князя укреплять в первую очередь свое собственное княжество, а не переходить на новый княжеский стол. В Киевской Руси существовала своеобразная система наследования великокняжеского престола. Государственная власть составляла как бы общее владение княжеского рода Рюриковичей: старший в роду князь занимал киевский престол, остальные – по старшинству в других более или менее значительных городах. Со смертью Великого киевского князя его престол занимал старший из оставшихся, что сопровождалось перемещением остальных князей из одной волости в другую соответственно степени их старшинства. С развитием феодальных отношений, превращением князей в крупных землевладельцев – вотчинников, они уже не были заинтересованы в переходе с места на место. В 1097 г. на съезде князей в Любече был принят новый порядок наследования – каждый «держит отчину свою», то есть княжеский престол передается от отца к сыну. Отдельные ветви княжеского рода оседают по областям, появляются местные княжеские династии, что усиливает обособление территорий.

Другой важнейшей причиной раздробленности становится рост городов и развитие отдельных земель. Рост производительности труда в земледелии ведет к повышению его товарности, к производству товаров на рынок. В городах ремесленники начали производить свои изделия на продажу. Постепенно складываются местные рынки вокруг городов, что также способствовало децентрализации.

Этот период был полон сложных противоречивых процессов. Особенно были заметны отрицательные стороны: явное ослабление военного потенциала, облегчающее иноземные завоевания, междоусобные войны и возрастающее дробление княжеских владений. В середине ХII в. на Руси было 15 княжеств, в начале ХIII в., накануне нашествия Батыя, – около 50, а в XIV в. количество княжеств достигало примерно 250.

Для эпохи феодальной раздробленности были характерны длительные, кровопролитные междоусобные войны между князьями за расширение земельных владений, за крестьян. Современник с горечью называл их «погибель земли Русской», писал о том, что «разодралася вся Русская земля…» Усобицы ослабляли Русь, делали ее легкой добычей для соседей.

Однако нельзя рассматривать период феодальной раздробленности как время регресса, движения вспять.

Местные князья уделяли основное внимание развитию хозяйства в своих землях. Наблюдался подъем земледелия, росли быстрыми темпами города, развивались ремесла, торговля, наблюдался расцвет культуры. В целом развитие экономики ускорилось по сравнению с периодом раннефеодального государства.

В период раздробленности появились разные модели государственного развития русских земель. Соотношение главных политических сил – князей и боярства – было неравнозначным в отдельных княжествах, что и предопределило альтернативы будущей государственности. Варианты различных политических систем прослеживаются в истории Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского и Новгородского княжеств.

Расположенная на северо-востоке от Киева Владимиро-Суздальская земля была далекой окраиной Древнерусского государства. Колонизация края начинается лишь на рубеже IX–Х вв., поскольку места эти были не только удаленными, но и труднодоступными. Значимость этой территории была низкой, несмотря на наличие плодородных черноземов – ополий – и обилие угодий для рыбных, сенокосных, бортных, соляных промыслов. Миграция населения из Приднепровья активизируется лишь в XI в. под давлением половецкого натиска и начавшихся княжеских усобиц. Славянские поселенцы смешивались с местным финно-угорским населением. Начинает складываться новый, собственно русский этнос.

Первоначальной столицей земли был Ростов, а с передачей северо-восточных земель младшему сыну Мономаха Юрию Долгорукому (1125–1157) центром княжества стал Суздаль. Молодой князь вел активную политику, расширяя свои земли и вступая в борьбу за киевский престол, который ему удалось захватить дважды – в 1149 и 1155 гг. С именами сыновей Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157–1174) и Всеволода Большое Гнездо (1176–1212) связан политический и экономический подъем северо-восточной Руси. Постепенно на земли Владимиро-Суздальского княжества перемещается политический и культурный центр Русских земель. При Андрее Боголюбском г. Владимир становится резиденцией Великого князя.

Владимиро-Суздальские князья вели завоевательную политику, активно колонизировали новые земли на востоке. Это обстоятельство обусловило определенную специфику государственного устройства северо-восточной Руси. Княжеская власть была здесь сильнее, чем в других княжествах. Они рассматривали все завоеванные земли как свою вотчину, а всех, кто селился на этих землях, как зависимых людей. Князь считался собственником всех земель. Американский историк Р. Пайпс называет такой тип государства «вотчинным государством».

Наследники старшего князя получали в полную собственность «удел» земли и становились удельными князьями. Они были полновластными господами в своих уделах по отношению к живущим на их территории земледельцам – могли собирать подати, осуществлять суд. Основной формой феодального землевладения оставались боярские вотчины. Их хозяйство было почти полностью натуральным, все основные потребности удовлетворялись за счет продукции, производимой внутри вотчины. Наряду с вотчинами князей и бояр огромными земельными угодьями владели монастыри. Их владения по размерам не уступали боярским вотчинам.

Появляется и новая форма феодального землевладения – поместье. Князья, бояре, монастыри все чаще приглашали на военную службу разорившихся младших княжеских и боярских детей. За выполнение службы им давались участки земли в пользование на период несения службы. Постепенно формируется новое сословие «служилых людей», или дворян. По отношению к крестьянам дворяне имели такие же права, как и бояре, в частности получали право кормления – сбора налога с крестьян.

Особенностью Владимиро-Суздальской Руси было то, что городов там было значительно меньше, чем в Киевских землях, и представляли они из себя в основном небольшие укрепленные поселения на завоеванных землях. В центре находилась укрепленная крепость, а вокруг располагался «посад» – поселение ремесленников и торговцев.

Однако в Северо-восточной Руси ремесленное производство было развито слабее, чем в западных русских землях.

Галицко-Волынская земля располагалась на крайнем юго-западе Древней Руси. Край был богат лесами и минеральными ресурсами, способствовавшими развитию ремесел и торговли, особенно с Западом. Высокоурожайные черноземы обусловили сравнительно раннее возникновение вотчинного землевладения. Специфика юго-западной Руси состояла в складывании здесь мощного, противостоящего князю боярства. Первоначально Галицкое и Волынское княжества были самостоятельны, но в 1199 г. они объединились под властью Романа Мстиславовича. Именно ему удалось прекратить антикняжеские выступления бояр, а затем занять Киев и стать Великим князем.

После смерти Романа Мстиславовича при малолетнем наследнике бояре вновь затеяли смуту и захватили власть. Ситуация осложнялась и частыми конфликтами с соседями: половцами, поляками, венграми. Только с приходом на престол Даниила Романовича укрепилась княжеская власть. Он подчинил себе Киев, разбил объединенные силы Венгрии, Польши, галицких и черниговских бояр. Даниил пытался организовать сопротивление монголо-татарам. С целью устроить крестовый поход против татар, он все более ориентировался на помощь Запада, обратился за помощью к римскому Папе и даже вел переговоры о возможности соединения церквей. После его смерти в Галицкой земле вновь начались боярские усобицы. В конце концов, земли Галиции вошли в состав Литвы и Польши. Население этих территорий было обращено в католичество, что впоследствии помешало Галичу занять ведущее место в русских землях, стать центром их объединения.

Своеобразным развитием отличалась и Новгородская земля. Суровый климат и нехватка плодородных земель, а также выгодное географическое положение обусловили развитие Новгорода как центра транзитной торговли. В своей внешней политике новгородцы ориентировались на укрепление отношений с Западом. Политическое устройство Новгорода отличалось от устройства других русских княжеств, но имело много общего с торговыми городами Западной Европы – Генуей, Венецией, городами, входившими в Ганзейский торговый союз. Новгород представлял из себя «феодальную республику».

Высшим органом власти было народное собрание и вече. В них участвовали 400–500 владельцев городских усадеб. Полновластными же правителями Новгородской земли были наследственные бояре – «300 золотых поясов». На вече избирались основные городские власти: посадник (ведал делами внешней политики, заключал соглашения с князьями), тысяцкий (отвечал за сбор налогов) и архиепископ (глава новгородской церкви).

Функции князя сводились к функциям наемного военачальника. Он с дружиной приглашался вечем для защиты Новгорода от врагов. Князь не имел права владеть землями на территории Новгорода. В случае недовольства его деятельностью он мог быть изгнан вечем. С 1095 по 1304 гг. смена княжеской власти происходила 58 раз.

Новгород был старейшим и богатейшим городом Руси. Но он не стал центром объединения русских земель, так как ориентировался на торговлю с Западом и вопросы объединения его не интересовали.

Россия и Европа развивались разными путями. Княжеско-подданнические отношения на Руси более всего удивляли иностранцев. Сами они были воспитаны в иной феодальной системе, допускавшей для различных слоев общества определенные права и привилегии, которые в совокупности ограничивали произвол монарха. Европейскую систему отношений условно можно назвать вассалитетом. Он создавал правовую систему, при которой господствующий класс получал юридические гарантии своих прав и привилегий, распространявшиеся и на «третье сословие» (вспомним известные пословицы: «Вассал моего вассала – не мой вассал», «Воздух города делает свободным»). Означает ли это, что «неправовая» психология русского господствующего класса была проявлением национального характера? В Великом княжестве Литовском отношения класса феодалов со своими сюзеренами были иными. А ведь в него входили древние русские земли – Киев, Липецк, Полоцк, словом, весь юго-запад Киевской Руси!