3.2 Ордынское нашествие, иго и дискуссия о его роли в становлении Российского государства. Экспансия Запада. 3.2

Модуль 3. Русские земли в XIII–XV вв. и европейское средневековье

3.2. Ордынское нашествие, иго и дискуссия о его роли
в становлении Российского государства. Экспансия Запада

1. Ордынское нашествие, иго и дискуссия о его роли в становлении Российского государства.

2. Экспансия со стороны Запада.

Теоретический материал

3.2. Ордынское нашествие, иго и дискуссия о его роли
в становлении Российского государства. Экспансия Запада

 

 

Презентация 

1. Ордынское нашествие, иго и дискуссия о его роли
в становлении Российского государства

В ХIII в. Русь оказалась между «двух огней» – угрозой со стороны Востока (татаро-монголы) и Запада (рыцари-крестоносцы). По словам А. Блока («Скифы»): «Мы как послушные холопы держали щит меж двух враждебных рас – Монголов и Европы».

В конце ХI – начале ХII вв.у монгольских племен, кочевавших в степях, шел процесс разложения родоплеменных отношений и формирования раннефеодальных. Внутри племен выделялась племенная знать: найоны, нукеры, богатуры. К середине XII в. сформировалось первое монгольское государство –Хамаг монгол улус («Государство всех монголов»), которое распалось около 1160 г. из-за соперничества и борьбы за власть членов ханского дома. В начале ХIII в. в Центральной Азии произошло объединение монголоязычных и тюркоязычных этносов в раннефеодальное государство, главой которого в 1206 г. на курултае (собрании знати) был провозглашен Темучжин с титулом Чингисхан. Общественно-государственная структура была тесно связана с организацией войска и основана на жесточайшей дисциплине и беспрекословном подчинении. Территория поделена на 95 военно-административных районов – «тысяч», которые обязаны были выставлять около тысячи конных воинов во главе с нойонами. Согласно своду законов нового монгольского государства «Ясе», люди в «тысячах» были прикреплены к месту своего проживания. Были усовершенствованы все службы (хозяйственная, военная), сформированы вооруженные силы, беспрекословно подчинявшиеся авторитету Чингисхана как представителя Неба на Земле и приказам его военачальников. Около 1211 г. государство Чингисхана стало именоваться Ехе монгол улус («Великое монгольское государство»). Столицей стал г. Каракорум.

Монгольский феодализм развивался в форме экстенсивного кочевого скотоводства, поэтому знать стремилась к расширению своих пастбищ и кочевий, к поискам новых источников обогащения за счет порабощения и ограбления оседлых народов. В короткие сроки монголы завоевали Сибирь, северо-Западный Китай (в 1215 г. взяли Пекин), затем Среднюю Азию, Северный Иран и вторглись с юга на территорию Закавказья, а весной 1223 г. вышли в половецкие степи. 31 мая 1223 г. на р. Калке объединенные силы южнорусских князей и половцев проиграли кровопролитную битву с монголами.

В 1235 г. было принято решение о монгольском походе на Запад. Чингисхана и его старшего сына Джучи уже не было в живых, поэтому поход возглавил внук Чингисхана – Батый. Осенью 1236 г. камские булгары были разбиты и включены в государство монголов.

В 1237–1241 гг. русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи. Единой Руси в политическом отношении уже не существовало. Но неверно было бы думать, что князья многочисленных древнерусских княжеств, занятые сведением счетов друг с другом, совершенно игнорировали надвигающуюся опасность с Востока и не предпринимали никаких дипломатических и военных мер. Однако попытки организовать коллективный отпор кочевникам не привели к успеху. Были разгромлены и разорены юго-восточные и северо-восточные княжества и города, в том числе Рязань, Владимир, Москва, Коломна, Дмитров, Ростов, Суздаль, Ярославль, Тверь, Кострома и др. В марте 1238 г. на р. Сити татаро-монголы разбили остатки владимирских дружин. Новгород остался в стороне от разорения.

1239 г. татары посвятили зачистке территорий, подавлению очагов сопротивления, закреплению позиций на Кавказе. Войска татар разгромили юго-западные земли, а в декабре 1240 г. пал под натиском кочевников Киев.

В 1241–1242 гг. орда Батыя совершила разорительный поход по Восточной и Центральной Европе и вышла к Адриатическому морю. Это вызвало панику при дворе римского папы и даже французского короля.

Но известие о династическом кризисе в Каракоруме, а также растянутость коммуникаций на тысячи верст, усталость войск Батыя, рост сопротивления населения в разоренных территориях и др. причины заставили Батыя начать отступление. Батый отвел преданные войска в низовья Волги и начал формирование подвластного ему государства Золотая Орда (улус Джучи). Столицей вновь созданного государства стал город Сарай. Сам термин «Золотая Орда» был введен позже в ХVI в. московскими книжниками, когда Орды уже не существовало.

Отсчет политической истории нового государства фиксируют с 1243 г.

Золотая Орда составляла часть монгольской империи, управлявшейся из Каракорума, но на своей территории Батый был полновластным ханом, который должен был платить налоги в столицу и отправлять воинов для новых походов великого хана.

Началом распада Золотой Орды часто называют смуту или, как ее называли на Руси, «великую замятню» (1360–1380 гг.), когда в борьбе за власть в Золотой Орде в течение 20 лет сменилось более 25 правителей.

Взлет Золотой Орды пришелся на время правления Узбек-хана (1312–1342 гг.). В эпоху расцвета Золотая Орда была самым большим и хорошо организованным государством на всем протяжении Евразии. С этнической точки зрения оно представляло собой пеструю смесь самых разных народов, среди них представители порабощенных волжских булгар, русских, башкир, мордвы, ясов, черкесов, половцев и др.

Говоря о поражении Руси в борьбе с монголами, стоит прежде всего отметить столкновение двух различных типов социально-экономической и политической организации общества: Русь – это оседло-земледельческий тип, а монголы – кочевой, ориентированный на военные завоевания. Нужно также помнить о военном мастерстве монгольского войска и использовании видов вооружения и военной тактики, не применяющихся на Руси. Способствовали поражению и отсутствие единства командования русскими дружинами.

Татаро-монголы не включили разоренные русские земли в состав своего государства Золотая Орда, но над Русью было установлено иго.

Татаро-монгольское нашествие 1237–1241 гг. застало Русь цветущей, богатой и культурной страной, но уже пораженной «ржавчиной» в феодальных усобицах и классовой борьбе. Этим нашествием закончился большой и яркий исторический период в жизни русского народа, который не был забыт и вспоминался людьми как время расцвета, побед и блестящего международного положения.

Необходимо отметить, что успех нашествия никак нельзя отнести на счет раздробленности. Татаро-монголы завоевали иогромные империи, например Китай. Если сил лишь одной из Русскихземель – Новгородской – оказалось достаточно дляразгрома немецких, шведских и датских захватчиков Александром Невским, то в лице монголо-татар произошло столкновениес качественно другим противником.

Между раздробленностью инашествием нет прямой причинно-следственной связи. Раздробленность – результат поступательного внутреннего развития древней Руси.Нашествие татар – трагическое по своим последствиям внешнее воздействие.

Вопрос о том, повлияло ли монгольское иго на выбор пути развитияРусских княжеств, до сих пор является дискуссионным и неоднозначным.Споры о последствиях нашествия татар и роли ига в становлении Российского государства не утихают с ХVIII в.

По мнению историков ХIХ в. В. О. Ключевского, С. М. Соловьева, С. Ф. Платонова, ордынские ханы не навязывали своих традиций, веры, культуры, а довольствовались собираемой данью. Влияние завоевателей на внутреннюю жизнь русского общества было крайне незначительным. Они полагали, что процессы, происходящие во второй половине ХIII–ХV вв. в русских землях, возникали независимо от Орды, либо вытекали из тенденций предшествующего периода. В. О. Ключевский даже считал, что татары выступали благой «силой», регулирующей споры между русскими князьями.

Л. Н. Гумилев и ряд других представителей русских «евразийцев» сложившиеся взаимоотношения между Русью и Золотой Ордой определяли как идеальный симбиоз. А историки и философы Серебряного века видели своеобразие и неповторимость русской культуры в длительном «пограничном» сосуществовании Руси и Золотой Орды.

Значительная часть историков считают, что татаро-монгольское нашествие затормозило развитие русских княжеств, привело к отставанию России от стран Западной Европы, затормозило процессы модернизации.

Исчезли целыеотрасли ремесленного производства, была забыта техника перегородчатой эмали, производство стеклянных бус,черни, зерни, скани и многие др. На целое столетие прекратилось оборонное каменное строительство. Значительно уменьшилась числен­ность не только городского ремесленного населения, но и низших категорий класса феодалов, а отчасти и княжеско-боярской верхушки. Возрождались архаичные формы эксплуатации (холопство).

Крайне важны долгосрочные социальные последствия нашествия и ига. Политическая роль горожан резко упала, хотя именно горожане выступали основной движущей силой антимонгольской и антиордынской борьбы. Иго способствовало упрочению двух сил – церкви, которая согласно представлениям язычников-монголов должна была оставаться нетронутой, и княжеской власти, получившей в результате борьбы горожан право сбора различных налогов в пользу захватчиков. Под воздействием ига исчезло вече, орган сословного представительства правящих классов, что еще более укрепило княжескую власть.

Россия и Европа развивались разными путями. Княжеско-подданнические отношения на Руси более всего удивляли иностранцев. Сами они были воспитаны в иной феодальной системе, допускавшей для различных слоев общества определенные права и привилегии, которые в совокупности ограничивали произвол монарха. Европейскую систему отношений условно можно назвать вассалитетом. Он создавал правовую систему, при которой господствующий класс получал юридические гарантии своих прав и привилегий, распространявшиеся и на «третье сословие» (вспомним известные пословицы: «Вассал моего вассала – не мой вассал», «Воздух города делает свободным»).

Означает ли это, что «неправовая» психология русского господствующего класса была проявлением национального характера?

В Великом княжестве Литовском отношения класса феодалов со своими сюзеренами были иными. А ведь в него входили древние русские земли – Киев, Липецк, Полоцк, словом, весь юго-запад Киевской Руси. Речь поэтому должна идти о специфике исторического развития Северо-Восточной Руси (позднее –Московии), т. е. того самого региона, который более чем какой-либо другой подвергался «хирургии» монгольского ига.

Какое же влияние оказало монгольское иго на выбор путей развития Северо-Восточной Руси? Начнем с князей. Иго превратило их в вассалов монгольских ханов. В 1243 г. Батый впервые даровал право на ярлык Великого княжества Владимирского князю Ярославу Всеволодовичу. Впоследствии непокорных князей подвергали унизительным нака­заниям. Постепенно северо-восточные князья превратились в «служебников» монгольских ханов. Создавалась генерация покорных князей, для которых закон – это воля хана. Могли ли свободно развиваться дружинные отношения (т. е. система вассалитета), если князья были не полновластными сюзеренами, а «служебниками» ханов?

В науке отмечается, что степень демократичности всего феодального общества зависела от характера отношений внутри господствующего класса. Эта закономерность помогает понять (от обратного), почему русские князья, обязанные в новых условиях беспрекословно выполнять волю ханов, не могли уже примириться с независимостью старшей дружины, ее былыми правами. В какой-то степени этому способствовали и сами монголы. Монгольское общество было пронизано отношениями жесткого (и жестокого) подчинения. Власть верховного правителя была абсолютной, никем и ничем не ограниченной. Становясь «слу­жебниками» ханов, русские князья впитывали этот дух «восточного деспотизма», беспрекословную покорность подданных и безграничную власть правителей.

Очень важен вопрос о соотношении различных социальных сил в эпоху, последовавшую за монгольским нашествием.Прежде всего княжеской власти и того, что в других странах Европы получило название городского патрициата. Сам факт слабого развития и неоформленности торгово-ремесленной верхушки в социальной структуре русского средневекового города и падение институтов вечевого самоуправления нужно возводить к последствиям нашествия и ига. Потеря городом его наиболее активной части – богатых ремесленников и купечества, разрыв традиционных экономических связей с европейскими странами, расположенными западнее Руси, немогли не сказаться самым пагубным образом на развитии русского города.

Итак, ко времени прихода Батыя пути русского феодализма не определены историей, нельзя исключить, что и без ордынского ига в противоборстве вассально-дружинных и княжеско-подданнических отношений победили бы последние. Но в реальной истории именно иго склонило чашу весов в их пользу. Стало замедленным феодальное развитие, сложиласьобстановка «прифронтового государства»,феодалылишались старых вольностей и не приобрели новых. Это стало нормой. Нашествие татар впервые познакомило русское обществос властью, с которой нельзя вступать в соглашение,а надо подчиниться безусловно. Неудивительно, чтов татарском лексиконе слово«вече»имело значение «мятежный». Слова, заимствованные из татарского языка, касались в основном отношенийв сфере управления и финансов, торговли, связи, транспорта, строительства и военного дела. В русский язык именно из татарского языка пришло много слов, обозначающиходежду, головные уборы и обувь, домашнюю утварь, еду и питье, драгоценные камни, металлы, сельскохозяйственные культуры, строительные термины. Например, слова современного русского языкаалтын, деньги(деньга),казна, заимствованные из татарского языка, говорят о том, что денежная система Руси была частью татарской (золотоордынской) денежной системы.

Русские восприняли от татар и организацию почтовой службы (ямы и ямщики), систему наказаний, более жестокую, чем была в древней Руси. Сам факт иноземного покорения, необходимость кланяться чужой власти и хитрить перед ней не могли не оказывать вредного влияния на характер русского человека. Опасность, угрожавшая женщинам со стороны властных пришельцев, заставляла высшие классы русского общества прятать своих женщин, а уход их с арены общественной жизни способствовал дальнейшему огрублению нравов.

Наконец, татарское владычество отделило восточную Русь от Западной Европы, а после образования Великого княжества Литовского восточная ветвь русского народа оказалась на несколько столетий отделенной от юго-западной ветви. Географическое и политическое отделение Восточной Руси от Европы создало между ними стену взаимного отчуждения и непонимания, своего рода «железный занавес». Находившаяся под властью татар Восточная Русь превратилась в сознании неосведомленных европейцев в «Татарию».

2. Экспансия со стороны Запада

Однако ХIII в. не исчерпывается нашествием и установлением трагического по последствиям ига Золотой Орды. Пользуясь ослаблением Руси, на нетронутые монголо-татарами новгородские земли нападают немцы и шведы. Новгородцы вместе с дружиной князя Александра Ярославича сумели отбить натиск с северо-запада. В 20 лет Александр стал героем Невской битвы со шведами, еще два года спустя, в 1242 г., он нанес поражение немцам на льду Чудского озера. Но в историю Александр Невский вошел не только как герой грозных сеч и полководец, но и как дальновидный политик, мужественно отстаивавший интересы своего народа в Орде, куда ему не раз приходилось ездить на поклон к хану. Личность этого человека удивительно соответствовала той сложной и противоречивой эпохе отечественной истории.

Жизнь князя Александра Ярославича издавна привлекала внимание потомков. Вскоре после смерти князь был причислен к лику святых как благоверный. В XVIII в. Петр I повелел перенести его мощи из Владимира в Петербург, сделав Александра Невского ангелом-хранителем новой империи. В том месте Невы, где, как считали в петровские времена, была Невская битва, поставили Александро-Невскую лавру. Об исключительном почитании благоверного князя Александра говорят имена трех русских царей XIX в. (Александр I, II и III).

Как жил и чем прославился этот человек, умерший в далеком 1263 г.? Вопрос не простой, поскольку жизнь и труды Александра Ярославича по-разному оцениваются историками. Противоречивые оценки личности князя точно отражают сложность развития страны в этот период. В 1236 г. шестнадцатилетним юношей Александр начинает самостоятельную политическую жизнь, став князем-наместником Новгорода. Это были неспокойные, страшные годы монголо-татарского нашествия. На западе, в Прибалтике, Русь теснил Литовский Орден, который в 1237 г. объединился с Тевтонским Орденом. За рыцарями орденов стояли германские княжества и папство. Посягал на новгородские владения и датский король. Тревожил Александра и север. Отец князя утвердил новгородское влияние в Карелии и Финляндии, послав туда попов-миссионеров. Папа Григорий IX призвал немецких и шведских рыцарей выступить против финских и литовских племен.

Папская курия готовила наступление на Русь Швеции и Норвегии. В довершение ко всему Литва, отбив первый натиск ордена крестоносцев, который претендовал на ее владения и не имел договоров ни с Ярославом, ни с Александром, пытался захватить земли Полоцко-Минской Руси и Смоленска.По воле отца Александр сблизился с полоцким князем Брячиславом и женился на его дочери Александре. Свадьбу сыграли в 1239 г.,а уже на следующий год князь выступил навстречу шведам, поднявшимся по Неве и остановившимся в устье ее притока Ижоры.

Быстрой и славной была победа. За мужество и ратную доблесть народ стал звать Александра Невским. Но прошло совсем немного времени, как над Новгородом нависла новая угроза: после семидневной осады ливонцы взяли Псков. В это тревожное время Александр уезжает в Переяславль. Князем-наместником в Новгород был отправлен младший брат Александра Андрей, и лишь усиление натиска немецких крестоносцев заставило снова сделать ставку на проверенного в военном деле князя Александра. 5 апреля 1242 г. была одержана еще одна знаменитая победа – в Ледовом побоище. А в это время отец героя Невской битвы и Ледового побоища вынужден был ехать на поклон в Орду. В 1243 г. он благополучно вернулся с Ярлыком на великое княжение. В 1245 г. Батый направил Ярослава в Каракорум для утверждения Великим князем Руси. Однако там враждебная Батыю ханша отравила владимирского князя.

Вскоре вместе с братом Андреем Александра вызвали в Каракорум, где Невский был утвержден князем всея Руси, а его младший брат Андрей – великим князем Владимиро-Суздальским.

В 1250 г. Александр побывалво Владимире, где встретился с митрополитом Кириллом. Церковь одобряла ханскую ориентацию князя: найти путисосуществования с Золотой Ордой, еслинет сил ее победить.

Братья Невскоговступилив «антиордынский союз» сГалицко-Волынским князем Даниилом Романовичем. Александр был вызван в Орду и поставлен великим князем,а Орда двинула на Русь две карательные экспедиции: воеводу Неврюя – во Владимиро-Суздальскую землю, воеводу Куремсу – в Галицко-Волынскую. Татары опустошили русскую землю. Андрей бежал в Швецию.

Английский историк Дж. Феннел считает, что вокняжение Александра на Владимирском престоле в 1252 г. знаменовало «начало новой эпохи подчинения Руси татарскому господству». По его мнению, это началось не с нашествия, а «с того момента, как Александр предал своих братьев». Идеализацию Александра Невского, явно вызывающую протест автора, Дж. Феннел связывает с официально-патриотической трактовкой битвы на Чудском озере, получившей распространение в сталинской историографии в 1930-е гг. (вспомним и школьные учебники по истории, во многом не изменившиеся до наших дней, и известный фильм С. Эйзенштейна, и появление ордена Александра Невского). Цепь рассуждений Дж. Феннела напоминает евразийскую концепцию взаимоотношений Руси с Ордой Л. Гумилева, который со смертью Александра связывает освобождение Руси от ордынской власти. На наш взгляд, подобные заключения никак не подтверждаются историческими источниками. Подлинная грань в русско-ордынских отношениях –«татарская перепись 1257–1259 гг.», когда ордынцы после пятнадцатилетнего взимания дани и «корма» с русского населения, а также многочисленных подарков, привозимых в Сарай и Каракорум в обозах русских князей, ввели на Руси подворное обложение, требуя десятины и тамги (налога с торговли, ремесла и промыслов), выполнение воинской повинности, постепенно вводя ямскую (почтовую) и другие повинности.

Этот экономический контроль в совокупности с политическим верховенством хана, раздающего ярлыки на княжение, сковал развитие княжеств и определил особое, несвободное положение Руси («царева», т. е. ханского, улуса) в составе улуса Джучи-хана.

Дж. Феннел, не считает опасность с Запада для Руси реальной и преуменьшает тяжесть ордынского ига, не учитывая важные внешнеполитические критерии, по которым можно оценить деятельность русских князей, а в особенности Александра Невского. Есть ли достаточные основания, чтобы согласиться с английским историком в оценке ордынской политики Невского как антирусской? Александр настойчиво искал компромисса с сарайскими ханами в условиях междоусобицы, давления на его границы с Запада, тяжелых последствий нашествия 1237–1240 гг. Эти поиски представляются нам неизбежной и оправданной политикой, несомненна миротворческая цель поездки князя в орду после восстания 1262 г., «дабы отмолить людей от беды тоя». Отсутствие карательных акций против восставших было результатом «заступничества» Александра, а не следствием «занятости татар» (Дж. Феннел).

Обвинения Александра в предательстве общерусских интересов опираются на позднейшие, но нередко звучащие и в нашей историографии представления о Северо-Восточной Руси XIII столетия как о «всей земле Русской»– целостном государственно-политическом организме. Более исторично понимание Руси XIII в. как полицентричной системы, состоящей из множества самостоятельных княжеств. Этот подход предполагает и более корректную оценку деятельности Александра Невского, управлявшего Великим княжеством с осмотрительной осторожностью и заложившего основы неизбежной политики лавирования, оберегающей силы для последующего отпора Орде. Образ Александра в русской средневековой литературе не стал примером раболепства перед татарами. Следовательно, Александр вполне соответствовал нормативным представлениям о мудром правителе и защитнике подданных. Новые кровопролитные ордынские походы на Русь (уже в 1270–1290-е гг.) и усиление монгольской власти над русскими княжествами как результат этих походов – вот та опасность, которой повозможности избегал Александр Невский.

Кризис средневекой Руси XIIXIII вв. – закономерный этап русского феодализма. Неизбежный для всех стран Европы период феодальной раздробленности совпал на Руси с иноземным нашествием. Важнейший центр, с помощью которого осуществлялся выход Руси в политический мир Южной Европы и Средиземноморья,– Византия в 1200–1261 гг. оказалась в руках крестоносцев. Тевтонский орден пытался запереть на собственный ключ северные ворота Руси в Европу, на Балтику. Созревание русского феодализма происходило в очень трудных условиях, которые правильнее было бы назвать не кризисом княжеской власти, а общерусской катастрофой, преодоление последствий которой длилось не менее столетия. В это время на Руси действовали уже иные исторические персонажи – Иван Калита, Михаил Тверской, Сергий Радонежский, митрополит Алексей, Дмитрий До