Практическое занятие 5.3
5.3. Россия и мир на рубеже XIX–XX вв. Революция и реформы
План семинарских занятий
1. Экономическая модернизация России на рубеже веков.
2. Революция 1905–1907 гг. и начало российского парламентаризма.
3. Формирование легальной многопартийности.
4. Аграрная реформа П. А. Столыпина.
Темы сообщений
1. Роль русско-японской войны в приближении революционных событий.
2. Тактика эсеров в годы первой российской революции.
Методические рекомендации
Изучая первый вопрос, вспомните модернизационный подход к изучению истории. Перечислите особенности России как страны «догоняющей модели» модернизации. Необходимо показать, что достижения России на пути модернизации породили проблемы, разрешение которых зависело от политики самодержавия. Важно уяснить, в чем суть консервативно-охранительного и либерально-консервативного подходов в понимании перспектив развития России. Охарактеризуйте деятельность С. Ю. Витте, объясните, почему ему в полной мере не удалось осуществить намеченные мероприятия. Как деятельность В. К. Плеве повлияла на обострение обстановки в стране? Необходимо показать влияние личности Николая II на проводимый политический курс правительства.
Изучение проблем общественно-политического движения традиционно вызывает трудности у студентов, в этой связи во втором задании предлагается организовать материал по теме в таблицу.
Приступая к решению третьего задания, важно уяснить, какие противоречия российской действительности на рубеже XIX–XX вв. не удалось разрешить путем реформ, что и привело к революционному кризису. Заполняя таблицу, следует отметить участников революции, реакцию власти на происходившие события, характер первой российской революции. Работа с материалом позволит сделать самостоятельный вывод о правомерности точки зрения о поражении в революции. Какие изменения в ее результате произошли в политическом, социально-экономическом строе России?
Одним из наиболее результативных реформаторов начала ХХ в. был П. А. Столыпин, предложивший целый пакет преобразований, однако в жизнь была воплощена только аграрная реформа. Для выполнения четвертого кейс-задания необходимо предварительно ответить на вопросы: в чем состояли цель и задачи реформы, почему она не встретила широкой поддержки ни у крестьянства, ни у дворянства, каковы реальные результаты и утраченные возможности реформы? Дав ответы на них, необходимо раскрыть суть дискуссионного задания.