Практические задания по теме 2.4

Задания для студентов

К разделу «Искусство критики»

Вопросы для самоконтроля

1. С какой целью используется критика  в деловом общении?

2. Какие виды критики вы знаете? Охарактеризуйте каждый из них.

3. Как вы понимаете правило «Критикуйте не личность, а поступок». Приведите пример критики в адрес личности. Почему такая критика считается неэффективной?

4. Перечислите основные этапы формулировки критического замечания.

5. По каким невербальным признакам можно определить, что человек адекватно реагирует на критику?

6. Какие невербальные признаки свидетельствуют об обиде критикуемого?

7. Какие невербальные признаки можно считать проявлениями агрессии в ответ на критику?

 

Задания для самостоятельной работы

Сформулируйте критические замечания для следующих ситуаций [1]:

 

Ситуация 1

Подчиненный вам работник, талантливый специалист творческого типа, в возрасте, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые проблемы и великолепно взаимодействует. Вместе с тем, у вас не сложились отношения с этим работником. Он не воспринимает вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно и амбициозно.

В его работе вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические замечания, однако ваш предыдущий опыт свидетельствует о его негативной реакции на критику: он становится раздражительным и настороженным. Как вести себя?

 

Ситуация 2

Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером, вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал как всегда шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая произошла сегодня у него в доме.

В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?

 

Ситуация 3

Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний - она расплакалась. Как добиться того, чтобы довести до нее свои соображения?

 

Ситуация 4

Во время делового взаимодействия с вами ваш сотрудник из отдела рекламы «вышел из себя», не принимая ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести, ведь это подрывает ваш авторитет. Что вы предпримете?

 

Литература

1. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. - 2-е изд. - СПб: Знание, ИВЭСЭП, 2004. - 495с.

 

 

К разделу «Я-высказывание»

Вопросы для самоконтроля

1. Почему Я-высказывание считается оптимальной формой реагирования в конфликте?

2. Из каких структурных частей состоит Я-высказывание?

3. Что означает «объективное» описание ситуации?

4. Почему нежелательно формулировать предпочитаемый исход конкретно и однозначно?

5. В чем заключается основная цель Я-высказывания?

 

Задания для самостоятельной работы

Сформулируйте Я-высказывания для следующих ситуаций:

1. Ваш коллега часто не выполняет работу к сроку.

2. Ваш руководитель часто меняет ваш график работы, не предупреждая вас об этом.

3. Вам приказывают, вместо того чтобы попросить вас.

4. По отношению к человеку, неправильно исполнившему какую-то работу для вас. Вы рассержены, поскольку вы считаете, что он не исполнил взятого на себя обязательства.