Тема 3.6. Особенности воспитания детей и подростков, испытывающих трудности в социализации
Теоретический материал
Актуальность необходимости осуществления социально-педагогической деятельности с детьми и подростками определяется такими факторами, как:
– значимость успешной позитивной социализации личности для развития общества;
– наличие большого числа детей и подростков, испытывающих разнообразные трудности в социализации;
– нормативно-правовые основы эстетического воспитания (Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС, стратегические и концептуальные документы).
Остановимся подробнее на понятийной сфере социализации.
Социализация – процесс вхождения человека в социум на различных возрастных этапах с учетом особенностей возраста и воспитания, окружения, среды функционирования.
Социальное воспитание – составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности.
Социализация включает в себя:
– формирование сознания и мировоззрения при помощи овладения языком, привития социальных ценностей и идеалов;
– передачу культуры и культурного наследия, присущих группе социума, к которой относит себя человек;
– присвоение социальной роли, приобретение навыков коммуникации, самореализации;
– аккумулирование социального опыта.
Создание условий для успешной позитивной социализации личности непосредственно связано с реализацией социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогическая деятельность (СПД) – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешной позитивной социализации личности.
Социально-педагогическая деятельность опирается на принципы:
– природосообразности;
– культуросообразности;
– гуманизма.
Социально-педагогическая деятельность осуществляется посредством использования специальных методов, приемов, технологий.
Методы СПД – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога (педагога) и ребенка, подростка, семьи…
Приемы – частное выражение методов.
Средства СПД представляют собой совокупность материальных, эмоциональных и других условий, которые используются социальным педагогом (педагогом) для достижения цели.
Чаще всего социально-педагогическая деятельность в системе отечественного образования реализуется по отношению к определенным категориям детей и подростков, испытывающих трудности в социализации. К ним относят:
– девиантов;
– делинквентов;
– детей-сирот;
– детей с инвалидностью;
– детей из неблагополучных семей и т. п.
Самой распространенной среди данных категорий является группа детей и подростков с девиантным поведением.
Под девиантным поведением понимают совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом.
Выделяют такие виды девиаций, как:
1. Отрицательные:
– зависимости (химические, нехимические);
– бродяжничество;
– склонность к суицидам;
– …
2. Положительные (одаренность):
– моторная;
– интеллектуальная;
– академическая;
– художественная;
– …
3. Зависимости:
– химические (алкогольная, табакокурение, наркотическая и др.);
– нехимические (гаджетозависимость, бьютизависимость, игромания, шопоголизм и др.).
К формам социально-педагогической деятельности с детьми и подростками с девиантным поведением можно отнести:
– организацию социальной среды;
– психопрофилактическую работу (информирование);
– активное социальное обучение социально важным навыкам;
– организацию деятельности, альтернативной девиантному поведению.
Одной из наиболее распространенных, но при этом трудно решаемых проблем в социализации современных детей и подростков является гаджетозависимость – социальное явление, характеризующееся злоупотреблением гаджетами (телевидение, телефон, планшет и другие изобретения).
Представим некоторые рекомендации для СПД с гаджетозависимыми детьми и подростками:
– Не отгораживайтесь от информации, а помогайте систематизировать ее.
– Поощряйте стремление к самореализации.
– Делитесь представлениями о жизни, а не навязывайте их.
– Уважайте мнение детей.
– Поддерживайте отношение на равных.
– Вникайте в их интересы, учитесь у них.
– Помогайте «оставаться в реальности».
– Объясняйте о существовании опасностей в мире интернета.
Чрезвычайно перспективным направлением в развитии современного образования в контексте социально-педагогической деятельности сегодня является инклюзивное образование.
Инклюзия – это процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.
К формам инклюзивного образования можно отнести:
– Обучение на общих основаниях с обучающимися без отклонений в состоянии здоровья (равноправное участие инвалидов в одном из аспектов общественной жизни).
– Обучение по особым образовательным программам исключительно для лиц с ограниченными возможностями (целевая групповая работа для достижения «стабильности»).
– Совместное обучение по образовательным программам, в которых принимают участие наряду с обычными обучающимися лица с ограниченными возможностями, в целях интерактивных встреч и приобретения навыков взаимодействия (интеграция).
– Как было указано выше, социально-педагогическая деятельность осуществляется посредством социально-педагогических технологий.
Социально-педагогическая технология – это:
– сложившийся на основе предыдущего опыта или выявленный и обоснованный путь достижения определенной социально-педагогической цели;
– совокупность приемов, применяемых в какой-либо деятельности, выстроенных в соответствии с определенными этапами.
Выделяют следующие этапы реализации социально-педагогических технологий:
– диагностико-прогностический;
– выбора технологии;
– подготовки к реализации;
– реализации;
– экспертно-оценочный.
Наиболее часто встречающимися видами социально-педагогических технологий в школе являются:
– профилактика;
– адаптация;
– коррекция;
– реабилитация.