Тема 9. Практические задания

Уважаемые обучающиеся!


В рамках практических занятий Вам необходимо ответить на вопросы (до 3-х страниц текста, шрифт 12, одинарный интервал). Результат выполнения оформить в виде одного текстового файла (формат .doc или .docx) и прикрепить с помощью функции «Добавить ответ на задание».

Имя файла: Фамилия_Задание_Тема9

Несоответствие требованиям приведёт к снижению оценки.


Задание:

I. Ответить на контрольные вопросы после изучения материалов практического занятия.

1. Исторические источники изучения феномена детства в социальной философии, социологии, культурологии и педагогике.

2. Общетеоретические подходы к изучению периода дошкольного образования в современной социологии.

3. Социокультурный подход к изучению проблематики детства.

4. Структурно-функционалистский подход к изучению проблематики детства.

5. Особенности организации прикладных социологических исследований в дошкольных образовательных организациях: специфика методологических и методических этапов.

6. Изучение запроса на образовательные услуги как исследовательский тренд.

II. Составить примерную анкету для родителей воспитанников ДОУ для изучения их запроса на образовательные услуги.

Материалы практического занятия для изучения темы

Изучение дошкольного детства признается одним из наиболее сложных направлений социологических исследований. Сегодня в научной сфере существуют несколько взглядов на его перспективы.

С одной стороны, существует предложение теоретического осмысления детства, осуществляемого через экспертное мнение взрослого (это может быть родитель или педагог). Согласно этой позиции отрицается сама возможность проведения социологических исследований детей. Здесь аргументация основывается на том, что эта группа населения не включена в социальные отношения в обществе и не имеет собственного сформировавшегося мнения. Другие же исследователи полагают вполне естественным выяснять мнение самих детей. И они используют для этого адаптированные к изучению детской аудитории методы прикладных исследований, а также особые методы, в которых преобладают качественные и проективные стратегии (игра-интервью, методики неоконченных предложений, метод коллизий и др.).

На самом деле, изучение проблематики детства имеет давнюю историю. Достаточно много обращений к детству можно увидеть в трудах Ф. Бэкона, Г. Гегеля, Ж.-Ж. Руссо. Ученых прошлого волновали проблемы детства, они оценивали его с моральных и этических позиций, определяя, какую функциональную нагрузку несет детство для отдельного человека и общества в целом. Классиком в изучении детства считают французского демографа и историка Филиппа Ариеса. Он впервые показал, что детство – «понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание».

Среди главных общетеоретических подходов, традиционно сложившихся вокруг проблематики изучения дошкольного детства и образовательных организаций дошкольного периода, выступают структурный функционализм, марксистская (и неомарксистская) традиции и феноменология. В первых двух подходах превалирует макроуровень анализа.

Так, неомарксизм развивает идею о типах детства, предопределенных классовой структурой общества. Например, Е. Боулдинг предполагает, что детей и взрослых можно рассматривать как классы по отношению друг к другу. В этом подходе подчеркивается более низкий социальный статус детей, что находит свое отражение в законодательстве, где для их обозначения употребляется специальный термин – «несовершеннолетние».

Следует сказать, что в начале 1990-х гг. начинает складываться даже особая отраслевая социология – социология детства. Ее институционализация произошла в США, когда было зарегистрировано первое сообщество социологов детства. Международная социологическая ассоциация в 1994 г. утвердила исследовательскую группу «Социология детства» под руководством Дж. Квортрупа.

На сегодняшний день социологическая перспектива изучения детства представлена двумя относительно самостоятельными направлениями. В рамках первого подхода период детства рассматривается как определенная культурно-историческая ценность.

Особое место в рамках данного подхода занимают концепции трансформации детства в современном обществе, представители которых признают тот факт, что происходит серьезное изменение как самого детства, так и статуса ребенка в обществе. Можно выделить следующие концепции: кризис детства; индивидуализация детства; эмансипация детства; разрыв между ранним и поздним детством; исчезновение детства; стирание границ между детством и взрослостью.

Представители концепции кризиса детства Б. Д. Эльконин, В. И. Слободчиков, Ю. В. Овинова обосновали идею о современном кризисе детства как особом критическом периоде в историческом развитии детства, когда расходятся процессы взросления и освоения культуры, которые были слиты воедино в предыдущие эпохи. По их мнению, для ребенка более не существует образа идеального взрослого, который ранее служил единственным примером и опорой в представлении детьми их будущего.

У. Бек и Х. Попитц говорят об эмансипации детства, под которым они понимают приобретение ребенком все более значимого места в семье, учреждениях образования и вообще в обществе.

Н. Постман, Х. Хенгст, М. Виннс выдвинули идею исчезновения детства. По мнению Постмана, «колесо истории совершило полный оборот и, как и в далекие времена на заре жизни человечества, детства более не существует». Х. Хенгст, говоря о тенденциях ликвидации детства, подчеркивал, что усилиями взрослых детство превращается в «фикцию». Свои рассуждения приверженцы идеи исчезновения детства подтверждают объективными демографическими тенденциями развития европейского общества, большинство из которых характерны и для современной России: снижение рождаемости, уменьшение числа детей в расчете на одну семью. Это серьезно меняет характер социализации в семье, семьи становятся все более детоцентристскими, все надежды возлагаются на единственного ребенка. Реализовывать ожидания своих родителей ребенок призван уже в детском возрасте. В результате, выполняя многочисленные предначертанные родителями указания, ребенок лишается собственного детства.

Д. Рихтер считает, что сегодня мы наблюдаем тенденцию не исчезновения детства, а стирания границ между детством и взрослостью, своеобразное «слияние детства и взрослого мира». Он выделяет растущую похожесть детей и взрослых в отношении одежды, моды.

Концепция социального конструирования детства С. Н. Щегловой позволяет охарактеризовать сложные взаимосвязанные процессы трансформаций детства на макро- и микросоциальном уровнях. Рассмотрение этих концепций позволяет сделать предположение, что проблема детства станет в новом веке глобальной наряду с другими важнейшими проблемами человечества.

В рамках второго направления детство рассматривается как часть социальной структуры общества, изучается роль детства в структуре общества.

Функционалистские идеи воспроизводят распространенное мнение о детстве как о социально, так и экономически не значимом жизненном периоде, по сравнению со зрелостью. Данная точка зрения на детство высказана К. Дэвисом, который писал, что «самые важные функции для общества человек выполняет, будучи взрослым, а не в детском возрасте. Следовательно, отношение общества к ребенку является главным образом подготовительным, а его оценка – в основном потенциальной». Выводом, следующим из данной точки зрения, является то, что детей в действительности относят к социальной группе системы общественных отношений лишь на формальном уровне, поскольку они полностью зависимы и подчинены миру взрослых. Предполагается, что дети должны играть, и этот вид деятельности признается единственно возможным.

Дж. Гарбарино придерживается взгляда на детство как на «жизнь в другом мире». Он считает, что «в эпоху современности быть ребенком – значит быть защищенным от экономического, политического и сексуального влияния; детство – это время, когда придается огромное значение личным интересам и сводятся к минимуму интересы общественные».

Эти исследователи разделяют мнение о том, что дети на самом деле не принадлежат обществу, а являются объектом общественного воздействия: они должны быть подготовлены к полноценной деятельности в рамках общественной системы, и их готовят к этому. Таким образом, в русле функционалистского взгляда детство является переходным периодом.

Детство как подготовительный этап к «полноценной» взрослой жизни рассматривают также Т. Парсонс и Ш. Айзенштадт. Анализируя проблемы преемственности поколений, они рассматривают подрастающее поколение как «объект социализации» взрослых, а «проявления недовольства, социального протеста и т. д. рассматриваются как формы девиантного, отклоняющегося от нормы поведения». Подчеркивается, что, прежде чем достигнуть полного статуса взрослого, все дети должны быть социализированы. На них должны повлиять моральный код общества, в котором они растут, его общепринятые правила, они должны получить знания и навыки, необходимые для осуществления ими взрослых ролей.

Интересна концепция Дж. Квортрупа. Согласно его представлениям, дети принадлежат обществу не в смысле фактического пребывания в нем. Они являются частью общества, поскольку действительно принимают участие в организованных видах деятельности, составляют часть социальной структуры, взаимодействуют с другими элементами этой структуры. Один из основных принципов данной концепции заключается в том, что детство и условия жизни детей определяются одним и тем же влиянием экономики, политики и т. д., т. е. всего того, что создает структуру взрослой жизни. Макроизменения, происходящие на социальном уровне, связаны с влиянием на возможности и перспективы не только взрослого сообщества, но могут быть уместными и для объяснения основных параметров детства.

Сегодня развитие получает подход к изучению дошкольного периода и в контексте социологии потребления. В рамках него выделяются специфические этапы развития потребительского поведения в зависимости от накопления потребительского опыта и расширения потребительского репертуара, степени автономности ребенка в принятии решения о покупке и ее самостоятельного совершения, наличия и объема карманных денег, влияния различных социально-психологических или социально-педагогических механизмов потребительской социализации.

Период от 0 до 6 лет отличается тем, что дети становятся драйверами семейного потребления. Несмотря на отсутствие собственных ресурсов для совершения покупки, они влияют на их приоритет. Взрослые провоцируют их осуществлять свой выбор. Часто это происходит под влиянием рекламы. Начинающие потребители имеют, как правило, незначительные карманные деньги. Они тратят их на мелкие покупки. Это поощряется старшими членами семьи и направляется рекламной активностью производителей. Уже в возрасту 11–15 лет дети становятся самостоятельными и активными потребителями благодаря стабильным карманным деньгам (иногда – уже самостоятельно заработанным). Они совершают покупки для повседневной жизни при имеющихся альтернативах или используют стратегию накопления, начиная сопротивляться требованиям немедленного приобретения, навязываемым рекламой. Потребительское поведение в сфере услуг (например, досуга, питания) полностью выводится из сферы влияния семьи к 16–17 годам. Этот период означает становление «опытных потребителей», которые руководствуются сознательно поставленными, аргументированными целями для осуществления покупок, выбора услуг и т. п. Даже если родители выделяют средства, решение о покупке принимается самостоятельно, предварительно анализируется большое количество источников информации, включая мнение друзей, братьев и сестер, интернет-сообщества. Отношение к деньгам, как показывают исследования, зависит от способа их получения.

Несмотря на наличие различных концепций в изучении дошкольного образования и вопросов воспитания и развития детей в этот период, к настоящему времени единого подхода в социологическом поле еще не сложилось. Социологические исследования сегодня, как правило, носят конкретный характер и формулируются непосредственно заказчиком.

Достаточно часто в настоящее время возникают вопросы правового и этического характера при организации исследовательских процедур в системе дошкольного образования. Ведь организация исследования детей в официальных образовательных организациях, и особенно для оценки детьми деятельности этих учреждений, сопряжена со сложностями. Например, вводятся разного рода ограничения, требуются специальные согласования с руководителями, учредителями, с родителями. Получить их разрешение, как показывает практика, крайне проблематично, если только запрос не сформирован самой системой дошкольного образования и не исходит от управленческого ресурса. Кроме того, традиционно перед социологами стоит вопрос о методической разработке мягких, неопросных, косвенных методов изучения этой возрастной группы детей.

Исследовательский интерес для социологов представляют организованный детский отдых, досуг и дополнительное образование детей дошкольного возраста. Социологи не оставляют без внимания негативные события и процессы, имеющие влияние на детство. Среди тем, отражаемых в научных публикациях, следующие: исследование жизненных траекторий детского неблагополучия, неравенство и бедность как предикторы делинквентности детей, социальное неравенство в детской городской среде.

Еще одна особенность прикладных исследований в дошкольный период –  частое обращение социологов к проблематике формирования ценностей и ценностных ориентаций детей. Внимание к данной теме неслучайно, ведь она позволяет проводить своеобразный аудит системы воспитания и социализации юного поколения.

Последнее время все чаще деятельность социологов, специализирующихся в области социологии образования, связана с изучением образовательных услуг муниципальных дошкольных образовательных организаций. Как известно, особенно в период раннего дошкольного возраста, основным заказчиков такого рода услуг выступают родители. Представления о том, что семья считает важной и значимой в вопросах воспитания и образования своих детей, становятся ориентиром для системы дошкольного образования. Однако эти представления, как показывают результаты прикладных исследований уральских социологов (я опираюсь на опыт собственных разработок), весьма противоречивы и неоднозначны. Основной принцип, который выдвигается родителями в их предложениях, может быть представлен фразой, которую нам удалось зафиксировать в рамках проведенных опросов: «как можно раньше и бесплатно».

Мы анализировали направления и содержание образовательных услуг, которые хотели бы видеть родители в образовательном процессе, в который попадает ребенок в возрасте до трех лет. Сегодня они характеризуются расширением спектра сенсорных занятий, спортивных занятий и развлекательных мероприятий. Кроме того, родители указывают на серьезную необходимость индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом в данный возрастной период.

Обращает на себя внимание зафиксированная нами ориентация родителей на наличие в МДОО оздоровительных программ и услуг. К ним они относят процедуры закаливания, употребление кислородных коктейлей, посещение соляной пещеры, а также бассейн. Подобные услуги они и далее хотели бы видеть в списке предложений от современного детского сада.

Одновременно с тезисом «как можно раньше и бесплатно» в ответах респондентов присутствует еще одна позиция, которую можно обозначить фразой «необходимо постоянно расширять спектр платных образовательных услуг». За счет чего предлагается производить такое расширение? Мы зафиксировали целый ряд предложений родителей:

– экскурсии (зоопарк, театры, музеи, выставки);

– организация отдыха на море;

– школа развития в выходные дни;

– вечерняя группа;

– группа «для маленьких» (дети от двух до трех лет);

– организация выступлений театральных студий с представлениями и спектаклями в МДОО.

Следует отметить, что подобная тенденция («чем больше, тем лучше», «как можно раньше и бесплатно») является результатом признания необходимости развития детей в период раннего возраста. Эта необходимость обозначена сегодня в образовательном опыте и реальных практиках, а родителям она становится видна через представленность в огромном количестве маркетинговых предложений.

Проблема ранней интеллектуализации ребенка, равно как и ситуация «соревнования мамочек» относительно того, «кто, куда своего водит» (я сейчас также использую фразы из стенограммы интервью с руководителями МДОО, проведенных нами в 2019–2020 гг.), не только не исчезнет, и даже, наоборот – будет проявляться все больше.

Уже сегодня в запросах родителей явно прослеживается ряд противоречий. Например: в вопросе, связанном с высказыванием предложений детскому саду в области развития ребенка раннего дошкольного возраста, родители в равной мере готовы одновременно называть и занятия с логопедом, и обучение английскому языку.

Таким образом, психолого-педагогическая помощь молодым родителям в области воспитания и развития ребенка в этот период, равно как диагностика и оценка возможностей его развития – остается важной задачей деятельности современной МДОО. Можно предположить, что потребность в этом у семьи будет только возрастать. И эти процессы влияют на формирование запроса образовательных услуг системы дошкольного образования, что и необходимо продолжить изучать через социологические возможности.