Тема 10. Практические задания

Уважаемые обучающиеся!


В рамках практических занятий Вам необходимо ответить на вопросы (до 3-х страниц текста, шрифт 12, одинарный интервал). Результат выполнения оформить в виде одного текстового файла (формат .doc или .docx) и прикрепить с помощью функции «Добавить ответ на задание».

Имя файла: Фамилия_Задание_Тема10

Несоответствие требованиям приведёт к снижению оценки.


Тема 10. Исследование ценностных ориентаций школьников и студентов СПО

Задание 1. Прочитайте работу Бэзила Бернстейна «Социальный класс и педагогическая практика» в сборнике Теоретические вопросы образования : хрестоматия / сост., под ред. М. А. Гусаковского, А. А. Полонникова, А. М. Корбута. Минск : БГУ, 2013. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/104686/1/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD.pdf.

Ответьте на несколько вопросов:

1. Автор выделяет видимую и невидимую педагогику. С чем связано такое деление?

2. Почему очень важно обращать внимание на речевой код, который использует ребенок?

3. Как на процесс формирования речевого кода влияют социальные условия?

Задание 2. Прочитайте работу И. Иллича «Освобождение от школ» (URL: https://ru.theanarchistlibrary.org/library/ivan-illich-osvobojdenie-ot-shkol.pdf).

Оцените влияние скрытой программы на формирование личности ученика.

Верите ли Вы в возможность существования «бесшкольного» (deschooling) общества?

Как в таком случае будет организован процесс образования в обществе?

Задание 3. Пространство классной комнаты: опыт исследования.

1. Колесникова Е. Опыт классной комнаты – культура пассивности // Материалы Международной научной конференции «Педагогическая антропология: концептуальные основания и междисциплинарный контекст. М., 2002. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/16328378.

2. Parsons T. The school class as a social system. Harvard Education Reviev, 1959. P. 297-318 (либо в изложении: Лепешинская Т. Теория школьного класса как социальной системы Т. Парсонса URLhttps://pandia.ru/text/78/125/15975.php).

– Как исследователи рассматривают классную комнату?

А) как отражение социальной системы общества в целом?

Б) Как пространство взаимодействий?

Задание 4. Изучение ценностных ориентаций школьников. Прочитайте следующий текст:

Прямикова Е. В., Шапко И. В. Исследования ценностных ориентаций школьников и студентов: методологические и методические вопросы // Педагогическое образование в России. 2019. № 4. С. 43-49. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/11738.

Почему ценностные ориентации нельзя изучать только одним методом, например, посредством анкетного опроса. Зачем нужны групповые дискуссии со школьниками?

Согласны ли Вы с результатами исследования? Обоснуйте свою точку зрения.

Насколько данные, описанные в статье, отличаются от данных других исследований?

Зачем нужно изучать ценностные ориентации? Чтобы получить социально одобряемые ответы? Чтобы понять одну из составляющих мировоззрения современных школьников и студентов?

Назовите основные методы социологических исследований, применяемые в сфере общего образования.

Материалы для обсуждения

Глазкова И. Г. Ценностные ориентации в образовательном поведении и образе жизни современных российских и американских студентов // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149). С. 21-27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-v-obrazovatelnom-povedenii-i-obraze-zhizni-sovremennyh-rossiyskih-i-amerikanskih-studentov.

Логутова Е. В. Особенности ценностных ориентаций старших школьников профильных классов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23869 (дата обращения: 13.08.2020).

Пашинина В. В. Ценностные ориентации современных школьников // Молодой ученый. 2017. № 2 (11). URL: https://moluch.ru/young/archive/11/864/

Прямикова Е. В., Шалагина Е. В. Значение школьного образования: выпускники, учителя, родители // Образовательное пространство школы: опыт социологических исследований / под ред. Е. В. Прямиковой, С. В. Франц. Екатеринбург, 2014. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/2158/1/mon00015.pdf.

Шапко И. В. Изучение ценностей субъектов образовательной деятельности как основа исследования // Образовательное пространство школы: опыт социологических исследований / под ред. Е. В. Прямиковой, С. В. Франц. Екатеринбург, 2014. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/2158/1/mon00015.pdf.

Шапко И. В. Ценностные ориентации субъектов (участников) образовательной деятельности // Образовательное пространство школы: опыт социологических исследований / под ред. Е. В. Прямиковой, С. В. Франц. Екатеринбург, 2014. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/2158/1/mon00015.pdf

Федорова Е. А. Социальная дифференциация ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений в современной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. 2009. № 110. С. 293-297.

Задание 5. Социальное и профессиональное самочувствие педагогических работников.

1. Почему тема социального и профессионального самочувствия учителей является крайне актуальной?

2. Почему социальное и профессиональное самочувствие учителей изучают одновременно, практически неразрывно?

3. Что можно сказать о динамике социального и профессионального самочувствия учителей за последние 30 лет? Что беспокоит учителей сегодня? Что беспокоило вчера? Обратите внимание на слайды 18, 19 презентации.

4. Кто такой успешный учитель? Отличаются ли представления об успешности у учителей и представителей других социальных групп?

5. Какие методы используются для изучения социального и профессионального самочувствия учителей?

Материалы для обсуждения

Головчин М. А., Соловьева Т. С. Социальное и профессиональное самочувствие учителей российских школ в период реформ и контрреформ // Идеи и идеалы. 2018. Т. 2, № 3 (37). С. 233-249. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-i-professionalnoe-samochuvstvie-uchiteley-rossiyskih-shkol-v-period-reform-i-kontrreform.

Константиновский Д. Л., Пинская М. А., Звягинцев Р. С. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 14-25. URL: http://socis.isras.ru/article.html?id=7651&type=socis.

Полутин С. В., Фадеева И. М., Шумкова Н. В. Изучение динамики социального и профессионального самочувствия учителей Республики Мордовия // Регионология. 2018. Т. 26, № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-dinamiki-sotsialnogo-i-professionalnogo-samochuvstviya-uchiteley-respubliki-mordoviya.

Прямикова Е. В., Попов Д. С. Ситуация успеха в представлениях субъектов образовательной деятельности // Образовательное пространство школы: опыт социологических исследований / под ред. Е. В. Прямиковой, С. В. Франц. Екатеринбург, 2014. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/2158/1/mon00015.pdf.

Прямикова Е. В., Шапко И. В., Ершова Н. В. Мониторинг социального и профессионального самочувствия педагогов: определение основных показателей // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2015. № 3. С. 16-26. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/1289/3.pdf.

Прямикова Е. В., Шапко И. В., Ершова Н. В. Успешный учитель: какой он? // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 171-178. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uspeshnyy-uchitel-kakoy-on.

Рубина Л. Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социологические исследования. 1996. № 6. С. 63-75. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/740/907/1216/007Rubina.pdf.