Тема 3.2. Технологии предупреждения и преодоления эмоционального выгорания у педагогов
Теоретический материал
План
1. Системный подход в предупреждении и преодолении эмоционального выгорания.
2. Технологии оптимизации организационных факторов в профилактике и преодолении эмоционального выгорания.
3. Ресурсы педагога в предупреждении и преодолении эмоционального выгорания у педагогов.
4. Психологические технологии профилактики и преодоления эмоционального выгорания у педагогов.
Эмоциональное выгорание педагогов, конечно, не частный случай нарушения психологического и психического здоровья. Его рассматривают как комплексное явление, нарушение оптимального функционирования в системе «субъект – профессия – организация – общество». Поэтому преодоление эмоционального выгорания также предполагает системный подход, комплексное воздействие на организационные и личностные факторы как механизмы возникновения этого неприятного явления.
Проанализируем организационные и личностные факторы возникновения эмоционального выгорания у педагогов с позиций системного подхода.
Как уже было сказано, организационные факторы касаются оптимизации условий в самой образовательной организации. В действительности такие изменения требуют значительного вложения денег, усилий и времени, а иногда изменений нормативно-правовых аспектов педагогической деятельности.
Личностные факторы – те психические ресурсы, уровень психологического здоровья, который присущ конкретному человеку – педагогу образовательной организации. К этим ресурсам относятся темперамент, характер, ценностно-мотивационные ориентации, формирующиеся в процессе онтогенеза личности и деформирующиеся под влиянием жизненных и профессиональных стрессов и кризисов. В этом случае преодоление выгорания лежит в сфере личностного роста и профессиональной самореализации.
Несмотря на то, что в ряде исследований показана существенная роль личностного фактора в развитии выгорания, отмечается продуктивность и экономичность именно организационно ориентированного подхода. Важными условиями здесь будут выступать системный характер предпринимаемых мер, который способствует развитию вовлеченности в работу, а также оптимизации организационной культуры и среды в целях смягчения действия организационных и ролевых факторов риска выгорания. Организационные, статусно-ролевые стресс-факторы относительно легче минимизировать, чем корректировать глубинные личностные детерминанты низкой стрессоустойчивости и выгорания, имеющие природную предрасположенность. Ведь личность педагога сформировалась не вчера, а значит, для ее перестройки требуется длительная работа со специалистами в области психотерапии. Очевидно, что образовательная организация не обладает ресурсами для организации глубинной длительной работы с личностью педагога. Максимум, что может быть реализовано – это работа с психологом образовательной организации по остаточному принципу. К сожалению, в образовательных организациях не предусмотрены специалисты психологической службы, ориентированные на педагогический контингент.
И в то же время для успешного предупреждения и преодоления эмоционального выгорания у педагогов эффективен системный подход, который затрагивает как организационные, так и личностные факторы.
Итак, системный подход активизации ресурсов для предупреждения и преодоления эмоционального выгорания у педагогов – это, прежде всего, такие условия среды (внесубъектные ресурсы), процессы взаимодействия людей (интерсубъектные ресурсы) и индивидуальные особенности субъекта (интрасубъектные ресурсы), актуализация которых может приводить к становлению новых психических структур с особыми системными связями, повышающими успешность деятельности.
Технологии оптимизации организационных
факторов
в профилактике и преодолении эмоционального выгорания педагогов
При изменении организационных факторов в образовательной организации можно выделить отдельные задачи, ответственность за решение которых принадлежит как администрации образовательной организации, так и самому педагогу.
Таблица 1
Задачи оптимизации организационных факторов
как условий предупреждения
и преодоления эмоционального выгорания педагогов
|
Ответственность администрации |
Ответственность педагога |
|
Четкое определение статусных позиций педагога во избежание статусно-ролевого стресса. Инструментом являются внутренние документы, устав учреждения и другие нормативные акты, которые доводятся до сведения всего коллектива |
Изучение нормативных актов и устава организации, своевременное ознакомление с кругом профессиональных обязанностей и ответственности |
|
Оптимизация образовательной среды. Организация места отдыха и снятия излишнего напряжения у педагогов в процессе трудового дня. |
Оформление своего рабочего места, структуризация материалов в соответствии с педагогической эргономикой |
|
Создание условий для профессионального роста – организация конференций, мастер-классов, курсов повышения квалификации |
Овладение ИКТ-технологиями и методами их использования при решении профессиональных задач |
|
Совершенствование системы материальной и моральной стимуляции педагогов |
Овладение приемами тайм-менеджмента для экономии временных и энергетических ресурсов при выполнении профессиональных задач |
|
Организации ресурсных служб (психологическая служба для педагогического коллектива, служба медиации, служба наставничества, служба супервизии, работа баллинтовских групп и т. д.) |
Проявление инициативы и активности в работе ресурсных служб |
|
Создание условий для поддержания корпоративной культуры |
Проявление инициативы и активности в организации и проведении корпоративных мероприятий |
Рассмотрим некоторые технологии оптимизации организационных факторов.
1. Выделение комнаты отдыха (чайная комната, комната психологической разгрузки и т. д.). Чаще всего при оформлении помещений учебной организации ориентируются на требования СанПина и потребности обучающихся. Оформление учительской или комнаты отдыха для учителей идет по остаточному принципу. При опросе, проведенном в 2019 г. среди школьных учителей, более 70% отмечали необходимость комнаты отдыха. То же можно сказать и про другие образовательные организации.
2. Оформление рабочего места в соответствии с принципами эргономики. Внесение элементов расслабляющего действия в рабочее место (аквариум, мягкое кресло). Эргономика в рабочем месте педагога соответствует общим принципам рациональной организации труда с учетом физиологических, индивидуально-психологических и эмоциональных характеристик конкретного человека. Р. Флеминг: «Конечная цель дизайна и эргономики – это мгновенно полюбившаяся вещь, которая, как вам кажется, заботится о вас и оказалась здесь для вашего блага».
3. Работа службы наставничества. Организуется на основе внутренних нормативных актов. Способствует успешной адаптации молодых специалистов к образовательной организации. Поддерживает статус опытных педагогов, их авторитет в образовательной организации. Способствует формированию корпоративной культуры. В эффективных образовательных организациях наставничество часто имеет стихийный характер.
4. Корпоративные мероприятия. Отношение к совместным праздникам, которые проходят в профессиональных коллективах, неоднозначное. Противники утверждают, что статус педагога противоречит идее непрофессиональности веселья. Некоторые педагоги указывают на дефицит времени, отсутствие энергетических возможностей для организации совместных праздников. Однако психологические теории доказывают необходимость совместного праздного проведения времени, особенно в женских коллективах, т. к. эти мероприятия позволяют: снизить эмоциональную депривацию; усилить профессионально-личностные контакты; укрепить сплоченность и единство профессионального коллектива как единого механизма и т. д.
Ресурсы педагога в предупреждении и
преодолении
эмоционального выгорания у педагогов
В процессе планирования работы как в образовательной организации, так и в личностном плане профессионального роста важно выделять зоны повышенного риска возникновения эмоционального выгорания.
Исследования свидетельствуют, что эмоциональному выгоранию больше подвержены следующие категории педагогического сообщества:
1. Молодые специалисты. Объясняется это следующими причинами:
– недоверие родителей и коллег;
– несоответствие реальной действительности и ожиданий;
– отсутствие необходимого опыта общения с учениками;
– «блуждающие приоритеты».
Молодые учителя часто готовы работать на износ, не понимая, что не всегда это оправдано. Смещая акценты с одного на другое, анализируя ошибки, они слишком поздно понимают, почему дети их не слушают, пишут плохо контрольные работы, а опытные учителя не перестают критиковать.
Молодые специалисты приходят в школу с желанием качественно улучшить уровень своих будущих учеников. Работают 24 часа в сутки, стараются общаться с детьми на равных, быть искренними. Но впоследствии, не получая должной отдачи со стороны учеников, теряют изначальный запал. И недооценка среди руководства, напряжение от необходимости постоянно «держать марку» приводят к еще большим разочарованиям.
2. Педагоги с неустроенной семейной жизнью. Существуют исследования, которые проводят связь между семейным положением и профессиональным выгоранием. Люди, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию. Казалось бы, женщина, имеющая семью, тратит больше энергии и сил, т. к. решает не только профессиональные задачи. Но семейные заботы ориентируют на базовые ценности, помогают правильно выстраивать иерархию личных задач. Кроме того семья – это еще и тепло, поддержка, возможность обсудить то, что волнует и тревожит. Другое объяснение касается социально-психологических ресурсов. Изначально человек, имеющий ресурсы для выстраивания семейных отношений, обладает большей гибкостью, адаптивностью, чем человек, предпочитающий одиночество.
3. Педагоги начальной школы и коррекционных школ. Обнаружено, что в большей степени подвержены эмоциональному выгоранию и психосоматическим расстройствам учителя начальных классов и педагоги коррекционных школ. В первом случает это определяется высокой степенью ответственности за детей, необходимостью постоянного контроля и эмоционального взаимодействия с обучающимися. Немаловажную роль играют родители первоклассников, которые зачастую активно вмешиваются в педагогический процесс, пытаются конкурировать с педагогами. Обнаружено, что учителя начальных классов в большей степени, чем педагоги других профессиональных моделей, подвержены разнообразным болезням ног и психосоматическим расстройствам.
В коррекционных школах педагоги вынуждены решать одновременно несколько задач – образовательные, коррекционные, психотерапевтические, при минимальной отдаче со стороны обучающихся. Это предполагает чрезмерную энергетическую нагрузку, которая приводит к эмоциональному истощению.
Как уже было сказано, личностные ресурсы в меньшей степени подвержены трансформации при реализации программы профилактики и преодоления эмоционального выгорания, т. к.:
1) сформировались в качестве характерологических особенностей и защитных механизмов в течение жизни субъекта. Чаще всего эти качества достаточно устойчиво «встроены» в личность педагога и требуют долгой аскетичной психоаналитической работы для их изменения;
2) педагог по статистике является человеком старше 40 лет, что снижает возможности личностных изменений. Психика людей данной категории характеризуется ригидностью.
Однако можно выделить несколько направлений работы образовательной организации, связанных с решением этой проблемы.
1. Профессиональный рост, совершенствование профессионального статуса. В программах профессионального роста педагог может запланировать и совершенствование отдельных навыков и качеств, способствовавших преодолению и предупреждению эмоционального выгорания. Кроме того, движение вперед по профессиональной лестнице помогает избежать рутинности – одного из фактора эмоционального выгорания.
2. Изменение собственной жизни, восстановление баланса «Брать – давать». Данное направление связано с переосмыслением своего режима жизнедеятельности, включение в жизненный план моментов, посвященных отдыху, заботе о себе или (и) занятию, доставляющему удовольствие.
3. С предыдущим пунктом связано создание условий для творчества, реализации хобби. Для некоторых педагогов работа и является хобби, но в любом случае представляется весьма важной реализация творческого потенциала педагогов как условия формирования креативного психологического здоровья и успешного преодоления стрессовых ситуаций.
4. Овладение методами психогигиены. Овладение методиками оценки состояния энергетического и эмоционального истощения, дифференцировки их от естественных выражений эмоций и временных стрессовых ситуаций. Умение планировать свой рабочий режим с учетом ресурсов. Использование техник переключения и расслабления. Создание условий для восполнения энергетических запасов в обыденной жизни.
5. Своевременное отслеживание собственных профессиональных кризисов и предупреждение истощения ресурсов. В педагогическом пространстве можно выделить в целом две модели кризисов. Первая модель связана с изменением образовательной системы, например: введение инклюзивной формы обучения или переход на дистантное обучение в связи с пандемией и самоизоляцией. Вторая модель имеет динамический характер и обусловлена становлением профессионального образа и прохождением естественных стадий его развития. По мнению В. Прокопюк, кризис профессионального развития – это состояние, когда учитель осознает разницу между своими замыслами, своими возможностями и достигнутым результатом педагогической деятельности. Таких кризисов представлено три.
Таблица 2
Профессиональные кризисы в
педагогических профессиях
и направления предупреждения эмоционального выгорания
|
Профессиональные кризисы |
Усугубляющие факторы |
Облегчающие протекание кризиса факторы |
Варианты преодоления |
|
Адаптационный кризис – период у молодых специалистов (до 35 лет). Связан с проблемой войти в новый коллектив, проверить на прочность свои идеи, ожидания от профессиональной деятельности |
Неправильный выбор профессии, недоверие со стороны коллег. Закрытость педагогического коллектива, отсутствие практики наставничества в организации |
Преемственность при выборе профессии, схожесть молодого специалиста по возрасту, статусу и личностным характеристикам с педагогами образовательной организации |
Изменить профессиональный маршрут. Активно включаться в корпоративные мероприятия. Внимательно изучать отношения в коллективе, не навязывая своих ценностей и ожиданий (со своим уставом в чужой монастырь не ходят). Поставить цель в профессиональных достижениях (сдать на категорию, пройти краткосрочные курсы) |
|
Рутинный кризис |
Неустроенная личная жизнь (отсутствие семьи) |
Любовь к профессии, наличие хобби, дружеских связей в коллективе коллег |
Усилить творческий потенциал, принимать участие в конкурсах, проектах, изменить траекторию профессионального роста, участвовать в ресурсных службах образовательной организации (служба наставничества, супервизии) |
|
Кризис завершения профессиональной активности. Конфликт между достаточным опытом профессиональной деятельности и потребностью корректировать собственные позиции в связи с веяниями времени |
Гормональные изменения, несбалансированные черты личности, низкая личностная адаптивность |
Наличие семьи, хобби, преобладание духовных ценностей |
Поставить цель, связанную с обобщением личного опыта (написание книги, программы, участие в курсах повышения квалификации для коллег) |
Ниже представлены формы активности, которые способствуют предупреждению эмоционального выгорания и могут быть включены в повседневную жизнь педагога.
Таблица 3
Формы активности, нацеленные на преодоление эмоционального выгорания
|
Форма активности |
Варианты деятельности |
Преодоление эмоционального выгорания |
|
Творческие увлечения |
Вязание, рисование, пение, занятие в театральной студии. Любая активность, продуктом которой является творчество |
Повышает личностную гибкость, способствует переключению активности, снижает персеверации, обогащает положительными эмоциями |
|
Физические нагрузки |
Спорт, танцы, физкультура до состояния физической усталости |
Способствует снятию эмоционального физического напряжения, выработке эндорфинов, укрепляет работу вегетативной нервной системы |
|
Занятия музыкой |
Прослушивание музыки, посещение концертов, пение |
Повышает уровень эмоционального интеллекта, способствует преодолению алекситимии как одного из симптомокомплексов эмоционального выгорания, способствует снятию эмоционального напряжения, разрядке |
|
Эмоциональное позитивное общение |
Общение, предполагающее обмен не информацией, а эмоциями |
Способствует преодолению сенсорной и эмоциональной депривации. Для женщин является важным условием эмоциональной разгрузки |
|
Контакт с водой |
Водные процедуры, баня, наблюдение за текущей водой |
Помогает восстановить эмоциональное равновесие, альфа-ритм мозга. Является одним из средств психогигиены |
|
Взаимодействие с природой |
Общение с животными, прогулка по парку или лесу, уход за домашними растениями, созерцание картин с природными пейзажами |
Способствует эмоциональной разрядке, преодолению эмоциональной депривации, имеет успокаивающий эффект |
|
Путешествия |
Краткосрочные или длительные путешествия как в рамках своего населенного пункта, так и в широком смысле этого слова (путешествие по стране или по миру). Важно посещение незнакомых мест, воссоздание ощущения передвижения, дороги |
Способствует переключению (смена картинки), предупреждению сенсорной депривации, переоценке отдельных моментов собственной жизни (экзистенциальный эффект) |
Психологические технологии профилактики и преодоления
эмоционального выгорания у педагогов
Психологическая служба в образовательной организации часто перегружена задачами, связанными с психологическим сопровождением обучающихся, но внимание к педагогическому коллективу имеет немаловажное значение для оптимизации работы образовательной организации в целом, т. к. именно педагог является основным источником эмоционального климата: «Психологически здоровый педагог – психологически здоровый климат в учебном коллективе».
Планирование работы психологической службы образовательной организации в рамках предупреждения эмоционального выгорания предполагает несколько направлений:
1. Просветительская работа. Она может быть через сайт образовательной организации, стенды и другие источники информации, которыми располагает образовательная организация. Примерные темы сообщений:
– Стресс в нашей жизни – польза и вред.
– Правила педагогической гигиены.
– Сдулся на работе? Методы экстренной самопомощи.
– Ожидания и реальности педагогической жизни.
– Как съесть слона и лягушку и получить от этого удовольствие (основные методы тайм-менеджмента в педагогической деятельности).
2. Групповая работа с педагогами – может быть направлена на формирование ресурсных качеств или профессиональных навыков.
В этом ключе эффективны следующие темы:
– Тренинг изменения стрессового сценария. Особенность этого тренинга в том, что педагоги учатся правильно спрессовать. Расширяют свои стратегии поведения в стрессе. Учатся диагностировать у себя его признаки. Как уже было сказано, эмоциональное выгорание тесно связано со стрессовыми ситуациями, поэтому, получая навыки правильного стрессования, педагоги становятся более устойчивыми к негативным последствиям стресса. Самого стресса, как известно, избежать невозможно. Ими полна реальность, в том числе и реальность педагогической деятельности.
– Тренинг эмоциональной гибкости. Нацелен на расширение репертуара эмоциональной выразительности, предупреждение или преодоление алекситимии. Может включать в себя любые арт-технологии, телесно-ориентированные методы, которые часто педагогами воспринимаются как интересное и психологически-безопасное времяпровождение. Работа в группе благодаря эмоциональному заражению помогает реагированию, катарсическому снятию напряжения, поэтому психолог должен быть готов к эмоциональным всплескам и преобразованию этой энергии в творческую активность.
– Тренинг «Психологическое айкидо». Нацелен на формирование коммуникативных навыков, необходимых в острых, конфликтных ситуациях, возникающих в педагогическом пространстве. Эти техники помогают преодолеть коммуникативные манипуляции, правильно выстроить баланс между своими потребностями и потребностями окружающих без ущерба для каждой стороны.
3. Индивидуальная консультация педагогов. Содержание консультаций может быть связано с получением психологической поддержки в преодолении профессиональных или (и) личностных кризисов. Ниже представлены психологические технологии и их возможности для решения задач предупреждения и преодоления эмоционального выгорания у педагогов.
Таблица 4
Психологические технологии как методы
предупреждения и преодоления
эмоционального выгорания у педагогов
|
Методы |
Технологии |
Варианты использования, механизмы влияния |
|
Поведенческие методы |
Методы разрыва контакта со стрессором |
Предпочтительно использование в индивидуальных формах работы. Эффективно при обсуждении и анализе конкретных ситуаций из практики. Предполагает тренировку стрессоустойчивости, формирование отточенности стрессовой реакции (эмоциональное удержание без ущерба для себя и окружающих) |
|
Аутотренинг |
Возможно применение в групповой, тренинговой форме работы с педагогами. Предполагает формирование способности к расслаблению вне зависимости от внешних стимулов, тренировку методов саморегуляции |
|
|
Катарсическое рисование |
Предпочтительней в индивидуальной форме. Предполагает снятие напряжения, сублимирование негативной стрессовой энергии. Возможно использование в ситуации острых кризисов как метод экстренной помощи. |
|
|
Когнитивные методы |
Метод анализа базовых идей как источника стресса |
Возможно использование как в групповой, так и в индивидуальной форме. Предполагает выявление неправильных мыслей, лежащих в основе напряжения и тревоги, и формирование рационального ответа на эти мысли. |
|
Формирование позитивного мышления |
Возможно использование как в индивидуальной, так и в групповой форме. Предполагает повышение самооценки, формирование способности рассматривать события жизни как дихотомические |
|
|
Экзистенциальные методы |
Майндфулнес (техники осознавания) |
Предпочтительное использование – индивидуальная форма. Предполагает тренировку в безоценочной концентрации сознания на текущем моменте. Способствует уменьшению персевераций, эффективно при невротических состояниях |
|
Работа со смыслами и идеальными установками |
Предпочтительней индивидуальная форма использования. Предполагает глубокую психодинамическую работу с целями и ожиданиями, идеальным установками и фрустрациями. Способствует личностному росту, формированию личностной и эмоциональной гибкости, самопринятию |