Тема 3.1. Общая характеристика методов воспитания
Теоретический материал
Актуальность рассмотрения методов воспитания определяется значимостью знания сущности, содержания, видов методов для реализации воспитательной работы; владения умениями использовать методы воспитания для достижения его результатов.
Задачи, стоящие перед современной отечественной системой воспитательной работы, можно классифицировать на:
1. Общие:
– усвоение знаний, умений и навыков;
– формирование научного мировоззрения и общей картины мира;
– развитие способностей;
– развитие познавательного интереса;
– развитие потребности к постоянному самообразованию.
2. Конкретные:
– духовно-нравственное развитие;
– физическое развитие;
– эстетическое развитие…
Субъектом воспитания является источник воспитательной активности, организатор деятельности по созданию благоприятных условий для личностного развития воспитанника. Это педагоги, семья, коллектив, личность и т. п.
Объект воспитания – на что (на кого) направлено воспитание (личность, коллектив и т. п.).
Воспитание осуществляется посредством педагогического взаимодействия между объектом и субъектом.
Согласно Педагогическому словарю, «…взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагог, родители) выступают в роли наставников».
По мнению отечественного педагога Ю. К. Бабанского, взаимная активность педагога и воспитуемого, которая включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в ответных непосредственных и опосредованных влияниях на педагога и самого себя (самовоспитание).
Педагогическое взаимодействие по направленности может быть:
– объект-объектным;
– объект-субъектным;
– субъект-объектным;
– субъект-субъектным.
В зависимости от результативности педагогическое взаимодействие характеризуют как:
– деструктивное (разрушающее);
– рестриктивное (ограничивающее);
– реструктивное (поддерживающее);
– конструктивное (развивающее).
Обратимся к понятиям «метод» и «средство воспитания».
Метод воспитания – это:
– способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленной на решение воспитательных задач;
– способ руководства развитием личности;
– способ побуждения к самовоспитанию.
В свою очередь, средства воспитания могут пониматься как предметы духовной или материальной культуры, педагогические условия, воспитательный потенциал социально-природной окружающей среды, который может быть использован для достижения поставленных целей.
В зависимости от того или иного критерия исследователи выделяют различные подходы к классификации методов воспитания. В частности, выделяются методы:
– формирования сознания (рассказ, беседа, убеждение, пример, дискуссия, внушение…);
– организации деятельности (требование, упражнение, приучение, инструктаж, демонстрация…);
– стимулирования и мотивации (поощрение, наказание, игра, соревнование, одобрение, осуждение);
– контроля и оценки (диагностика, опрос, тестирование, самопроверка, самоконтроль, самооценка).
Одним из результативных средств воспитания является педагогическая ситуация, которая представляет собой: во-первых, взаимодействие педагога с личностью или коллективом на основе противоположных интересов, ценностей и норм, которое сопровождается значительными проявлениями эмоций и направлено на изменение сложившихся ранее взаимоотношений; во-вторых – факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения.
Иногда в педагогике педагогическую ситуацию понимают как синоним педагогической задачи.
В свою очередь, педагогическая задача рассматривается как:
– результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике;
– знаковая модель педагогической ситуации, соответствующая логике целей педагогического процесса.
Фактически разрешение педагогической задачи (ситуации) представляет собой разрешение педагогического конфликта.
Конфликт – это:
– недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь);
– разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах);
– противодействие (действие, препятствующее другому действию);
– противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь);
– разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).
Разрешение педагогической ситуации (конфликта) рационально осуществлять по определенному алгоритму, включающему следующие этапы:
– Обнаружение факта педагогической ситуации.
– Анализ педагогической ситуации.
– Целеполагание и планирование.
– Конструирование и реализация педагогического процесса.
– Регулирование и коррегирование.
В разрешении педагогической ситуации фактически осуществляется технологический подход. Технология ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества. Часто ее рассматривают как синоним методики. Между тем, методика представляет собой механизм использования комплекса методов, средств и приемов обучения и воспитания.
По мнению Б. Т. Лихачева, педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Отличительными чертами педагогической технологии являются:
– универсальность, то есть независимость от контента (информационного наполнения или содержания учебного предмета);
– воспроизводимость, то есть независимость от квалификации и личности педагога, личностей детей, ресурсов;
– тиражируемость, то есть воспроизводимость результатов;
– управляемость образовательного процесса на основе алгоритмизированной системы педагогических процедур;
– системность в выборе компонентов.
Структурными компонентами педагогической технологии можно считать:
– организацию воспитательного процесса;
– методы и формы воспитания;
– деятельность педагога;
– диагностику воспитательного процесса.
Существуют разные подходы к классификации педагогических технологий. В частности, Г. К. Селевко классифицирует их:
– по уровню применения (общепедагогические, частнопедагогические, локальные);
– по характеру содержания и структуре (обучающие, воспитывающие (религиозные, профессионально-ориентированные, технократические, частнопредметные, комплексные));
– по способу ориентации на личностные структуры (операционные, информационные, эмоционально-художественные (эмоционально-нравственные), эвристические);
– по направленности педагогического процесса (авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные, трудовые, игровые, психологические).
Этапы реализации педагогических технологий:
– диагностика;
– целеполагание, планирование;
– реализация;
– оценка;
– коррекция.
В современном российском образовании наиболее актуальными являются личностно-ориентированные технологии (гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания).