Тема 3.1. Общая характеристика методов воспитания

Теоретический материал

 

 

Презентация

Актуальность рассмотрения методов воспитания определяется значимостью знания сущности, содержания, видов методов для реализации воспитательной работы; владения умениями использовать методы воспитания для достижения его результатов.

Задачи, стоящие перед современной отечественной системой воспитательной работы, можно классифицировать на:

1. Общие:

– усвоение знаний, умений и навыков;

– формирование научного мировоззрения и общей картины мира;

– развитие способностей;

– развитие познавательного интереса;

– развитие потребности к постоянному самообразованию.

2. Конкретные:

– духовно-нравственное развитие;

– физическое развитие;

– эстетическое развитие…

Субъектом воспитания является источник воспитательной активности, организатор деятельности по созданию благоприятных условий для личностного развития воспитанника. Это педагоги, семья, коллектив, личность и т. п.

Объект воспитания – на что (на кого) направлено воспитание (личность, коллектив и т. п.).

Воспитание осуществляется посредством педагогического взаимодействия между объектом и субъектом.

Согласно Педагогическому словарю, «…взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагог, родители) выступают в роли наставников».

По мнению отечественного педагога Ю. К. Бабанского, взаимная активность педагога и воспитуемого, которая включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в ответных непосредственных и опосредованных влияниях на педагога и самого себя (самовоспитание).

Педагогическое взаимодействие по направленности может быть:

– объект-объектным;

– объект-субъектным;

– субъект-объектным;

– субъект-субъектным.

В зависимости от результативности педагогическое взаимодействие характеризуют как:

– деструктивное (разрушающее);

– рестриктивное (ограничивающее);

– реструктивное (поддерживающее);

– конструктивное (развивающее).

Обратимся к понятиям «метод» и «средство воспитания».

Метод воспитания – это:

– способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленной на решение воспитательных задач;

– способ руководства развитием личности;

– способ побуждения к самовоспитанию.

В свою очередь, средства воспитания могут пониматься как предметы духовной или материальной культуры, педагогические условия, воспитательный потенциал социально-природной окружающей среды, который может быть использован для достижения поставленных целей.

В зависимости от того или иного критерия исследователи выделяют различные подходы к классификации методов воспитания. В частности, выделяются методы:

– формирования сознания (рассказ, беседа, убеждение, пример, дискуссия, внушение…);

– организации деятельности (требование, упражнение, приучение, инструктаж, демонстрация…);

– стимулирования и мотивации (поощрение, наказание, игра, соревнование, одобрение, осуждение);

– контроля и оценки (диагностика, опрос, тестирование, самопроверка, самоконтроль, самооценка).

Одним из результативных средств воспитания является педагогическая ситуация, которая представляет собой: во-первых, взаимодействие педагога с личностью или коллективом на основе противоположных интересов, ценностей и норм, которое сопровождается значительными проявлениями эмоций и направлено на изменение сложившихся ранее взаимоотношений; во-вторых – факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения.

Иногда в педагогике педагогическую ситуацию понимают как синоним педагогической задачи.

В свою очередь, педагогическая задача рассматривается как:

– результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике;

– знаковая модель педагогической ситуации, соответствующая логике целей педагогического процесса.

Фактически разрешение педагогической задачи (ситуации) представляет собой разрешение педагогического конфликта.

Конфликт – это:

– недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь);

– разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах);

– противодействие (действие, препятствующее другому действию);

– противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь);

– разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).

Разрешение педагогической ситуации (конфликта) рационально осуществлять по определенному алгоритму, включающему следующие этапы:

– Обнаружение факта педагогической ситуации.

– Анализ педагогической ситуации.

– Целеполагание и планирование.

– Конструирование и реализация педагогического процесса.

– Регулирование и коррегирование.

В разрешении педагогической ситуации фактически осуществляется технологический подход. Технология ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества. Часто ее рассматривают как синоним методики. Между тем, методика представляет собой механизм использования комплекса методов, средств и приемов обучения и воспитания.

По мнению Б. Т. Лихачева, педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Отличительными чертами педагогической технологии являются:

– универсальность, то есть независимость от контента (информационного наполнения или содержания учебного предмета);

– воспроизводимость, то есть независимость от квалификации и личности педагога, личностей детей, ресурсов;

– тиражируемость, то есть воспроизводимость результатов;

– управляемость образовательного процесса на основе алгоритмизированной системы педагогических процедур;

– системность в выборе компонентов.

Структурными компонентами педагогической технологии можно считать:

– организацию воспитательного процесса;

– методы и формы воспитания;

– деятельность педагога;

– диагностику воспитательного процесса.

Существуют разные подходы к классификации педагогических технологий. В частности, Г. К. Селевко классифицирует их:

– по уровню применения (общепедагогические, частнопедагогические, локальные);

– по характеру содержания и структуре (обучающие, воспитывающие (религиозные, профессионально-ориентированные, технократические, частнопредметные, комплексные));

– по способу ориентации на личностные структуры (операционные, информационные, эмоционально-художественные (эмоционально-нравственные), эвристические);

– по направленности педагогического процесса (авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные, трудовые, игровые, психологические).

Этапы реализации педагогических технологий:

– диагностика;

– целеполагание, планирование;

– реализация;

– оценка;

– коррекция.

В современном российском образовании наиболее актуальными являются личностно-ориентированные технологии (гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания).