Тема 3.2. Организационные формы воспитательной работы

Теоретический материал

 

 

Презентация

Необходимость изучения форм организации воспитательной работы определяется такими факторами, как значимость знания организационных форм для реализации воспитательной работы, владения умениями использовать формы воспитания для достижения его результатов.

Форма воспитания рассматривается в педагогике как:

– способ организации воспитательного процесса, способ целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся;

– внешнее выражение содержания воспитания, отраженное в актах, приемах (действиях), операциях, процедурах, средствах, ситуациях взаимодействия, связанных со временем, количеством участников и порядком организации.

Среди функций форм воспитания можно назвать:

– организационную;

– регулятивную;

– информативную.

В педагогике существуют разнообразные подходы к классификации форм воспитания. Назовем несколько.

1. По основным решаемым задачам (В. С. Селиванов):

– управление, самоуправление жизнью воспитанников;

– познавательные;

– развлекательные.

2. По количеству участников (Ю. К. Бабанский):

– индивидуальные;

– групповые;

– массовые.

3. По субъекту организации (М. И. Рожков, Л. В. Байбородова):

– педагоги, родители, другие взрослые;

– на основе сотрудничества;

– по инициативе обучающихся.

4. По главным средствам воспитания (В. В. Воронов):

– словесно-логические;

– образно-художественные;

– трудовые;

– игровые;

– психологические.

5. По логике возрастания воспитательных возможностей (Е. В. Титова):

– мероприятия;

– игры;

– дела.

Обратимся к понятию «воспитательное мероприятие». Это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемые педагогами или воспитанниками с целью непосредственного воспитательного влияния.

Среди видов воспитательных ситуаций можно выделить следующие:

– Творческая мастерская.

– Конференция.

– Выставки.

– Защита проектов.

– Массовые праздники.

– Соревнования.

– Экскурсии.

– Игровые программы.

– КВН.

– Музыкальная гостиная.

– Развлекательные программы.

Проведение воспитательного мероприятия требует от педагога знания его структуры и хронологических характеристик этапов.

В частности, среди его компонентов можно выделить:

1. Название.

2. Актуальность.

3. Цель.

4. Задачи.

5. Материалы, оборудование, оформление.

6. Форма проведения.

7. Методы и приемы.

8. Место проведения.

9. Возраст обучающихся.

10. План проведения.

11. Ход мероприятия.

Воспитательное мероприятие может длиться от 30 минут до 1,5 часов.

– Организационный момент (0,5-3 минуты).

– Вводная часть (2-3 минуты).

– Основная часть (1/3 времени).

– Заключительная часть (1/5 времени).

Одной из основных форм организации воспитания является игра – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Игры можно классифицировать на:

– творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные);

– игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы).

Структура игры предполагает выделение:

1. Мотивов.

2. Цели.

3. Действия.

4. Результата.

В организации игры выделяют следующие этапы:

– Подготовка.

– Разъяснение.

– Проведение.

– Анализ и обобщение.

Еще одной результативной формой воспитания является воспитательное (коллективное творческое) дело, общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Теоретиком коллективного творческого дела был И. П. Иванов, который рассматривал данную форму организации воспитания как совместную деятельность детского коллектива, направленную на создание нового творческого продукта, и выделял следующие виды КТД:

– трудовые;

– познавательные;

– художественные;

– спортивные;

– организаторские;

– общественно-политические.

В организации КТД можно выделить следующие этапы (стадии):

– Первая стадия – стартовая беседа.

– Вторая стадия – коллективное планирование.

– Третья стадия – коллективная подготовка.

– Четвертая стадия – проведение КТД.

– Пятая стадия – коллективное подведение итогов.

Одним из самых сложных компонентов в организации КТД является мотивация. Среди мотивов, в частности, можно использовать:

– потребность в коммуникации;

– возможность принимать участие в других делах;

– желание выиграть;

– интерес в реализации своих способностей;

– осознание развивающей роли КТД;

– осознание социальной роли КТД.

Чрезвычайно значимой и результативной формой организации воспитания являются воспитательные события – свершение, которое развивает эмоциональное отношение к происходящему. К ним относят:

– Сборы – интегративная форма воспитательного воздействия на детей и взрослых, позволяющая в короткий срок добиться высоких результатов в развитии коллектива и личности.

– Экспедиция – путешествие со специально определенной целью.

– Поход – передвижение организованной группы людей с определенной целью и в установленном порядке.

Одним из основных субъектов в реализации воспитания в школе является классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, направленной на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса.

Нормативную базу в его деятельности составляет система нормативных актов, включающая:

– Федеральные документы (Конституция РФ, Закон «Об образовании в РФ», Семейный кодекс РФ, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ФГОС и др.).

– Документы уровня учреждения (Устав ОУ, локальные акты ОУ, образовательная программа ОУ, отчет о воспитательной работе, план воспитательной работы и др.).

Задачами, стоящими перед классным руководителем, являются:

– формирование и развитие коллектива;

– создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности каждого обучающегося;

– формирование здорового образа жизни обучающихся;

– защита прав и интересов обучающихся;

– организация системной работы с обучающимися;

– гуманизация отношений между всеми участниками образовательного процесса;

– формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

– организация социально значимой, творческой деятельности;

– ведение документации.

Исходя из данных задач, можно выделить следующие функции в деятельности классного руководителя: аналитическая, прогностическая, организационно-координирующая, коммуникативная.

Деятельность классного руководителя основывается на принципах:

– коллегиальности;

– системности;

– целенаправленности;

– личностно-ориентированного подхода;

– системного контроля;

– единства общественного и государственного начал.

Одной из основных организационных функций классного руководителя является функция планирования. Структура плана воспитательной работы включает следующие компоненты:

– Анализ воспитательной деятельности за прошедший период.

– Воспитательные цели и задачи на предстоящий период работы.

– Характеристика класса.

– Описание жизнедеятельности класса.

– Работа с родителями обучающихся.

– Индивидуальная работа с обучающимися (портфолио…).

– Работа с обучающимися из «группы риска».

– Взаимодействие с педагогами-предметниками.

– Педагогические наблюдения.

– Источники и литература.