Тема 1. Методологические основания социологии образования


Теоретический материал

  

  

Презентация

Тема, с которой мне предстоит начать наши беседы, связана с определением социологии образования как теории среднего уровня и выделением основных этапов в ее становлении и развитии.

Как особая дисциплина социология образования начинает формироваться на рубеже XIX–XX вв., в 1920-е гг. XX столетия она оформляется как отдельная отрасль социологического знания.

В качестве предпосылок развития социологии образования называют социально-экономические и научные причины. Если обратиться к первой группе, то следует отметить следующее.

Процессы интенсивной индустриализации, урбанизации и, как следствие этого, – усложнение социальной структуры общества, приводили к возникновению острой социальной потребности в новой системе образования, которая была бы способна эффективно осуществлять подготовку квалифицированных кадров для модернизирующегося промышленного производства, а также кадров для управления этим производством. Начавшиеся процессы совершенствования системы образования повлекли за собой необходимость их научно-теоретического анализа, и сформировали социальный запрос на эмпирические исследования этой области. И, действительно, рост исследовательского интереса к образованию был обусловлен, прежде всего, изменением его роли и места в жизни общества.

Помимо социально-экономических процессов, происходивших в этот период, так называемый классический этап в развитии социологии как науки ознаменовался появлением большого количества различных течений и научных школ. Большую роль в развитии социологии образования сыграли позитивистские идеи. Кроме этого, со временем начинается отраслевая дифференциация внутри самой социологии.

Основы социологии образования были заложены в работах Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, в которых они раскрывали свои представления о функциях образования. Важное значение имели труды Макса Вебера, который предложил собственный подход к изучению образования как особой организации. Позднее Толкотт Парсонс внесет свой вклад, разработав методологию анализа образования как института социализации, а учебных заведений – как неких социальных систем.

Таким образом, социологи различными способами обращали внимание научного сообщества на необходимость специального исследования роли, назначения, функций образования в обществе, а также механизмов его развития и модернизации.

Таким образом, мы можем определить социологию образования как область научного знания, изучающую образование как социальный институт (с его функциями и взаимосвязью с другими социальными институтами), его учреждения как социальные организации, а также социальную политику в области образования.

Чтобы определить место данной дисциплины в социологии как науке, следует напомнить, что в структуре социологического знания мы традиционно выделяем три уровня.

1 уровень – уровень общесоциологических знаний и теорий, которые стремятся объяснить развитие общества в целом.

2 уровень объединяет отраслевые и специальные социологические теории, которые формируются на стыке социологии с другими науками. Именно они изучают отдельные элементы общества или его отрасли (к которым мы и отнесем культуру, образование, право, экономику и др.) и именно на этом уровне находит свое место обсуждаемая нами дисциплина.

На третьем уровне осуществляются конкретные социологические исследования, реализуются прикладные научно-исследовательские проекты.

Как известно, кроме социологии на сегодняшний день образование изучают также в рамках целого ряда наук: педагогики, психологии, философии, истории, экономики.

Однако разные науки изучают образование под разным углом зрения – в специфической методологии.

Педагогика понимает под образованием процесс и результат овладения учащимися некой системой научных знаний, познавательных умений и навыков, определенных социальных компетенций, а также формирование на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

Педагогика ставит в центр внимания личность обучающегося и сосредотачивается на микроуровне его взаимодействия в образовательной организации. Эта наука претендует на формулировку общих принципов воспитания, анализирует и разрабатывает технологическую сторону образовательного процесса. Она концентрируется на определении адекватных методов и эффективных приемов обучения.

В философии понятие «образование» употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса – его духовного облика. Образование исследуется как культурно-историческое явление, как средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества.

Связь социологии образования и философии мы наблюдаем через анализ мирового образовательного пространства; через изучение образования как глобальной ценности, а также через рассмотрение так называемого образовательного кризиса.

Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Она рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования была соотнесена с человеческой природой, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, чтобы образование, в конечном итоге, могло способствовать самоактуализации и саморазвитию человека.

Экономика как наука также находит в образовании специфические предметные области для собственных исследований.

Она ставит такие вопросы, как:

1) каким образом экономическое развитие общества влияет на образование (и как это сказывается на формировании и механизмах оплаты педагогического труда, например);

2) какова экономическая эффективность образования;

3) как образование, в целом, влияет на развитие современного производства.

Кроме этого, сегодня наблюдаются и другие направления ее научного интереса.

Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, как занимает определенные позиции в социальной структуре общества, как осваивает и выполняет разнообразные социальные роли в этом обществе.

Надо сказать, что по поводу определения предмета социологии образования долгое время велась научная дискуссия. Предлагались макро- и микросоциологические подходы в его определении, осуществлялся интра- и экстраспективный анализ специфики предмета.

В результате дискуссии в качестве своего предмета социология образования сегодня называет следующие социальные факты: структура и закономерности развития образования, его взаимодействие с другими социальными институтами, его взаимовлияние на развитие общества в целом и различных социальных групп в частности, а также особая система взаимоотношений субъектов образовательного процесса между собой.

Таким образом, образование изучается, прежде всего, как социальный институт, когда исследователи выделяют его социальные функции. И, во вторую очередь, образование изучается как социальная система, когда социологи рассматривают его структуру и анализируют отношения внутри этой системы.

В итоге, на сегодняшний день сформировались и доминируют два основных подхода в рамках социологии образования:

1. Институциональный подход, представленный работами Ф. Р. Филиппова, А. М. Осипова, Г. Е. Зборовского. Согласно данному подходу образование необходимо изучать как социальный институт, т. е. необходимо рассмотреть взаимодействие образования с другими сферами жизни общества и его влияние на социальную структуру общества.

2. Системный подход, представленный, например, в работах В. Я. Нечаева, который предполагает, что социология образования, в первую очередь, должна изучать состояние и динамику социокультурных процессов, происходящих в сфере образования, рассматривать обучение как особый вид социокультурной деятельности. Кроме того предметом анализа становится взаимодействие основных образовательных субъектов как различных социальных групп в этом широком образовательном пространстве.

На этом я завершаю методологический раздел первого модуля дисциплины Социология образования и продолжу его в следующий раз, обращаясь более подробно к теме истории ее становления и развития через эволюцию научных представлений социологов о выделенной нами сегодня предметной области.