Тема 2.1. Духовно-нравственное воспитание

Теоретический материал

 

 

Презентация

Основными факторами, актуализирующими необходимость реализации духовно-нравственного воспитания в системе современного российского образования, являются:

– воспитание духа молодого поколения как главного фактора развития личности;

– развитие духовности и нравственности как базовых характеристик личности;

– формирование у обучающихся представлений об общественной жизни;

– необходимость развития таких ценных качеств, как трудолюбие, забота об окружающих, любовь к природе и т. д.

Разнообразие педагогических взглядов на содержание воспитания подтверждается взглядами классиков отечественной педагогики и образования. Среди них:

– А. С. Макаренко, положивший в основу воспитательной системы воспитание в труде, воспитание в коллективе и через коллектив, гуманизм.

– В. А. Сухомлинский, согласно взглядам которого личностными ценностями гуманистической концепции являются Нравственный Идеал, Счастье, Свобода, Честь, Достоинство, Долг, Справедливость, Истина, Добро, Красота, Творчество.

– Е. В. Бондаревская, полагавшая, что воспитание – это процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

Представим общую характеристику ведущих направлений воспитания:

– нравственное воспитание – воспитание нравственных чувств и этического сознания;

– гражданское и патриотическое воспитание – воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

– трудовое воспитание – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

– экологическое воспитание – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

– физическое воспитание – воспитание ценностного отношения к своей жизни, здоровью;

– эстетическое воспитание – воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Рассмотрим основные понятия духовно-нравственного воспитания и их определения.

Мораль – совокупность норм, правил поведения людей в обществе.

Этика – учение о нравственности и морали, определяющее правильное и достойное поведение, духовные качества, необходимые человеку в обществе, самоконтроль.

Нравственность – реализация моральных норм в жизни, повседневном поведении людей и конкретного человека.

Нравственное воспитание включает в себя:

– формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;

– ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;

– превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;

– формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения к людям;

– формирование нравственных привычек.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.

Одним из основоположников теории духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогике является К. Д. Ушинский. В частности, он писал о нравственном воспитании следующее:

– воспитание – целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности;

– нравственное воспитание должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью;

– воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Актуальность нравственного воспитания подчеркивал также А. С. Макаренко, который полагал, что:

– универсальный характер системы воспитания (позволяет работать со всеми детьми, независимо от того, в какой социальной среде они находились и были воспитаны);

– воспитательная работа основывается на задачах сплочения детей в коллективе, трудовом воспитании, формировании нравственных, культурных ценностей, патриотизма, гуманности.

Актуальность педагогического опыта нравственного воспитания В. А. Сухомлинского заключается в том, что вопросы обучения и воспитания учащихся должны стать нравственными, сознательными, ответственными, активными и патриотичными гражданами своей страны.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, а также Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина РФ. Согласно данному документу, базовыми национальными ценностями являются:

– Патриотизм.

– Социальная солидарность.

– Гражданственность.

– Семья.

– Труд и творчество.

– Наука.

– Традиционные религии.

– Искусство и литература.

– Природа.

– Человечество.

Среди многочисленных принципов духовно-нравственного воспитания в системе отечественного образования особое значение имеют принципы:

– природосообразности;

– культуросообразности;

– индивидуальный подход.

Система духовно-нравственного воспитания обучающихся включает в себя такие формы, как:

– урочная деятельность;

– внеурочная деятельность;

– общественно-полезная деятельность;

– семейная деятельность.

Наиболее результативными методами духовно-нравственного воспитания можно считать использование разъяснения, бесед, приучения, упражнений, игр, педагогических ситуаций и др. в процессе реализации духовно-нравственного воспитания.