Тема 2.2. Гражданско-патриотическое воспитание
Теоретический материал
На актуальность гражданско-патриотического воспитания в современной отечественной системе образования указывают такие факторы, как:
– значимость формирования личности гражданина и патриота;
– нормативно-правовое обоснование (закон «Об образовании в РФ», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», Проект закона о патриотическом воспитании, ФГОС и т. п.).
Цели гражданско-патриотического воспитания:
– привитие обучающимся любви к Родине, приобщение их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности;
– формирование у обучающихся современного патриотического сознания, чувства верности культуре своей Родины.
Рассмотрим основные понятия, характеризующие гражданско-патриотическое воспитание.
Патриотизм – это:
– любовь к Родине;
– преданность ей;
– ответственность и гордость за нее;
– желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства.
Патриотизм проявляется через:
– духовно-нравственную сферу;
– социально-гуманитарную сферу;
– политическую сущность;
– национальную сущность.
Гражданственность – это:
– понимание собственных прав и свобод, способность использовать их на практике, уважая права и свободы других граждан;
– личная ответственность за свой выбор и поведение, осознание правовых и моральных обязательств перед обществом и государством;
– активное и критическое отношение к социальной реальности на основе свободного выбора, моральных убеждений, идеалов равноправия и суверенитета народа по отношению к власти;
– готовность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями;
– осознание своей гражданской идентичности – принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству.
Структуру гражданственности составляют такие компоненты, как:
– Гражданская позиция (гражданская ответственность, гражданская активность);
– Гражданская идентичность, Гражданская обязанность, Гражданский долг;
– Гражданский патриотизм, Гражданская солидарность, Нравственная культура;
– Гражданское самосознание, Гражданское правосознание, Правовая культура.
Гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения:
– к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду на благо Отечества;
– к участию в управлении социально ценными делами;
– к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях позитивной самореализации.
Структурно гражданско-патриотическое воспитание включает:
– формирование чувства любви и уважения к своей Родине;
– формирование гордости за достижения народа, страны;
– формирование уважения к Конституции и законам;
– формирование, осознание гражданской позиции, ответственности за развитие и рост благосостояния государства;
– формирование стремления приумножать авторитет страны;
– формирование стремления сохранять свое здоровье и здоровье других людей;
– формирование стремления оберегать природу и ресурсы страны.
Среди форм гражданско-патриотического воспитания можно выделить беседы, устные журналы, общественные и народные праздники, заочные путешествия, трудовые дела, шефство над ветеранами и другие.
Одной из наиболее продуктивных современных форм гражданско-патриотического воспитания является экскурсия. Наиболее распространенными являются:
– обзорные по городу;
– посещение музея;
– интерактивные;
– виртуальные.
Методы гражданско-патриотического воспитания чрезвычайно многочисленны и многообразны. В частности, их классифицируют на:
– методы формирования сознания личности;
– методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения;
– методы стимулирования деятельности и поведения.
Содержание гражданско-патриотического воспитания включает в себя:
– знания о культуре народа, его прошлом и настоящем (усвоение данных знаний способствует формированию у обучающихся картины мира, мировоззрения);
– умения и навыки (приобретенный опыт осуществления известных обществу способов деятельности);
– опыт творческой деятельности (направлен на обеспечение готовности к поиску решения различных проблем, к творческому преобразованию действительности);
– опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу (вместе со знаниями и умениями являются условиями формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духовной сферы личности).