Тема 2.2. Гражданско-патриотическое воспитание

Теоретический материал

 

 

Презентация

На актуальность гражданско-патриотического воспитания в современной отечественной системе образования указывают такие факторы, как:

– значимость формирования личности гражданина и патриота;

– нормативно-правовое обоснование (закон «Об образовании в РФ», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», Проект закона о патриотическом воспитании, ФГОС и т. п.).

Цели гражданско-патриотического воспитания:

– привитие обучающимся любви к Родине, приобщение их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности;

– формирование у обучающихся современного патриотического сознания, чувства верности культуре своей Родины.

Рассмотрим основные понятия, характеризующие гражданско-патриотическое воспитание.

Патриотизм – это:

– любовь к Родине;

– преданность ей;

– ответственность и гордость за нее;

– желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства.

Патриотизм проявляется через:

– духовно-нравственную сферу;

– социально-гуманитарную сферу;

– политическую сущность;

– национальную сущность.

Гражданственность – это:

– понимание собственных прав и свобод, способность использовать их на практике, уважая права и свободы других граждан;

– личная ответственность за свой выбор и поведение, осознание правовых и моральных обязательств перед обществом и государством;

– активное и критическое отношение к социальной реальности на основе свободного выбора, моральных убеждений, идеалов равноправия и суверенитета народа по отношению к власти;

– готовность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями;

– осознание своей гражданской идентичности – принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству.

Структуру гражданственности составляют такие компоненты, как:

– Гражданская позиция (гражданская ответственность, гражданская активность);

– Гражданская идентичность, Гражданская обязанность, Гражданский долг;

– Гражданский патриотизм, Гражданская солидарность, Нравственная культура;

– Гражданское самосознание, Гражданское правосознание, Правовая культура.

Гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения:

– к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду на благо Отечества;

– к участию в управлении социально ценными делами;

– к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях позитивной самореализации.

Структурно гражданско-патриотическое воспитание включает:

– формирование чувства любви и уважения к своей Родине;

– формирование гордости за достижения народа, страны;

– формирование уважения к Конституции и законам;

– формирование, осознание гражданской позиции, ответственности за развитие и рост благосостояния государства;

– формирование стремления приумножать авторитет страны;

– формирование стремления сохранять свое здоровье и здоровье других людей;

– формирование стремления оберегать природу и ресурсы страны.

Среди форм гражданско-патриотического воспитания можно выделить беседы, устные журналы, общественные и народные праздники, заочные путешествия, трудовые дела, шефство над ветеранами и другие.

Одной из наиболее продуктивных современных форм гражданско-патриотического воспитания является экскурсия. Наиболее распространенными являются:

– обзорные по городу;

– посещение музея;

– интерактивные;

– виртуальные.

Методы гражданско-патриотического воспитания чрезвычайно многочисленны и многообразны. В частности, их классифицируют на:

– методы формирования сознания личности;

– методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения;

– методы стимулирования деятельности и поведения.

Содержание гражданско-патриотического воспитания включает в себя:

– знания о культуре народа, его прошлом и настоящем (усвоение данных знаний способствует формированию у обучающихся картины мира, мировоззрения);

– умения и навыки (приобретенный опыт осуществления известных обществу способов деятельности);

– опыт творческой деятельности (направлен на обеспечение готовности к поиску решения различных проблем, к творческому преобразованию действительности);

– опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу (вместе со знаниями и умениями являются условиями формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духовной сферы личности).