Тема 3.4. Правовой статус обучающихся и их родителей (законных представителей)
Теоретический материал
Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет множество гарантий реализации права на образование, которые не только полностью соответствуют гарантиям, установленным международными договорами, участниками которых является Россия, но и во многом превосходят эти гарантии.
Вместе с тем в ряде случаев установленные законодательством права, гарантии, свободы и обязанности в сфере образования не совсем точно соотносятся друг с другом вплоть до ситуации конфликта различных принципов и гарантий. Пожалуй, наиболее известным примером такого несоответствия является дихотомия отношения к образованию как к праву и как к обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Вместе с тем в соответствии с ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования, хотя ч. 4 ст. 43 Конституции РФ устанавливает лишь требование о том, что основное общее образование обязательно.
Круг участников образовательных отношений исключительно широк – от индивидов до учреждений и организаций, от государственных органов до общественных объединений. Все они занимают свое вполне определенное место в образовательной системе, играют в ней свою столь же определенную роль, что и обусловливает своеобразие их статуса как элемента этой системы. Особое место среди них занимают обучающиеся – от учащихся общеобразовательных школ до слушателей и студентов высших учебных заведений.
Обучающимся в дальнейшем будем считать физическое лицо, являющееся обладателем и носителем конституционного права на образование, соответствующих законных интересов, обладающее универсальной и/или специальной образовательной правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), выступающий субъектом образовательной деятельности, цели, содержание, формы, процесс которой опосредованы управленческими, организационными, правовыми, педагогическими и иными нормами, принципами, средствами и способами. Как можно видеть, данным понятием охватывается практически весь круг лиц, которые обучаются в установленной законодательством организационной форме и порядке.
В соответствии с видами и типами образовательных учреждений, уровнями образования можно выделить следующие категории обучающихся с разным правовым статусом:
– обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений;
– школьники, лицеисты, гимназисты (обучающиеся общеобразовательных учреждений);
– обучающиеся вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений;
– воспитанники общеобразовательных школ-интернатов;
– кадеты (обучающиеся, воспитанники кадетских школ и кадетских школ-интернатов);
– воспитанники образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– воспитанники специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением;
– обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
– обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
– обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
– обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений дополнительного образования детей;
– обучающиеся, лицеисты образовательных учреждений начального профессионального образования;
– студенты, курсанты, слушатели образовательных учреждений среднего профессионального образования;
– слушатели образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов);
– студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования;
– обучающиеся в системе послевузовского профессионального образования (магистранты, аспиранты, докторанты, соискатели).
В соответствии с формами обучения можно выделить такие категории обучающихся, как:
– обучающиеся по очной форме обучения;
– обучающиеся по заочной форме обучения;
– обучающиеся по вечерней форме образования;
– экстерны;
– обучающиеся в семье.
В зависимости от способа финансирования образовательных услуг обучающихся можно разделить на следующие категории:
1) обучающиеся, обучение которых финансируется из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов;
2) обучающиеся, обучение которых финансируется за счет средств физических и юридических лиц. К этой же категории могут быть отнесены обучающиеся, заключившие договоры с юридическими лицами, которые оплачивают их обучение в образовательных учреждениях. Образование данной категории обучающихся регламентируется, кроме нормативно-правовых актов Российской Федерации, договорами, заключенными между обучающимся и образовательным учреждением.
Применительно к трактовке содержания и структуры правового статуса субъекта образовательных правоотношений, в том числе обучающегося, выделяют две составляющие этого статуса – общую и факультативную. Общую часть образуют общие права, обязанности и ответственность обучающегося, обусловленные его пребыванием в образовательном учреждении и зафиксированные в уставе образовательного учреждения. Факультативная часть формируется в зависимости от ряда текущих обстоятельств: образовательного уровня обучающегося, реализуемых образовательных программ, содержания договора на оказание образовательных услуг и т. д.
Важно подчеркнуть, что вхождение индивидуума в число обучающихся не влечет за собой никаких ограничений в его общеправовом статусе гражданина, так как он получает дополнительные социальные и административно-правовые гарантии от государства для реализации своего конституционного права на образование.
Правовой статус обучающихся определяется в Законе РФ «Об образовании» (ст. 50), в типовых положениях о соответствующих образовательных учреждениях и в локальных актах образовательного учреждения и, прежде всего, в его уставе.
Понятие правового статуса обучающегося как управомоченного лица неразрывно связано с реализацией его субъективного права на:
– возможность определенного дозволенного поведения;
– возможность требовать от обязанного лица (образовательного учреждения, педагогического работника) определенного поведения, которое вытекает из его обязанности.
– возможность обратиться к государственным органам за защитой своих нарушенных прав.
Применительно к обучающемуся это означает, что государство устанавливает для него определенную меру дозволенного поведения в образовательной сфере и должно обеспечить ему возможность пользоваться своим правом. Помимо этого обучающийся получает от государства право требования от соответствующих государственных органов управления образованием и других участников образовательного процесса определенного поведения, которое предписывает им закон. Также обучающийся (либо его родители, законные представители) как управомоченное лицо получает возможность обращения к государственным органам за защитой своих прав. Это могут быть как органы исполнительной власти в области образования, так и судебные инстанции.
Законом РФ «Об образовании» (ст. 50) установлены основные права обучающихся, к числу наиболее существенных из которых относятся:
1. Совершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.
2. Право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения.
3. Право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек.
4. Право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.
5. Право на участие в управлении образовательным учреждением.
6. Право на уважение своего человеческого достоинства.
7. Право на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
8. Право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.
9. Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
10. Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.
Неотъемлемой составляющей правового статуса обучающегося является юридическая обязанность как мера должного поведения, обеспеченная государством. Должное поведение включает в себя следующие составляющие:
1. Обязанность воздерживаться от определенных действий.
2. Совершение определенных действий в интересах управомоченного лица.
3. Обязанность перенесения неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение.
В обязанности обучающегося входит также совершение определенных действий, предписанных нормативно-правовыми актами, которые совершаются в отношении управомоченных лиц, указанных в законе. Это могут быть учителя, воспитатели, преподаватели, сотрудники высших учебных заведений, сотрудники общежитий, охранники в подразделениях высшего учебного заведения и другие лица, прямо указанные в нормативно-правовых актах.
За неисполнение возложенных на него обязанностей, превышение прав обучающийся может понести ответственность и претерпеть неблагоприятные последствия, указанные в нормативно-правовых актах. В отношении него могут быть применены санкции, установленные в них. К числу таких последствий относятся, в первую очередь, меры дисциплинарного воздействия (выговор, строгий выговор и др.) или отчисление обучающегося из образовательного учреждения, что можно назвать самым тяжелым для него последствием невыполнения обязанностей, установленных нормативно-правовыми актами. Права, обязанности и ответственность обучающихся устанавливаются, главным образом, в уставе образовательного учреждения, правилах его внутреннего распорядка, а также в договоре об образовании между обучающимся (его родителями или законными представителями) и образовательным учреждением.
Таким образом, в основе правового положения обучающегося лежат его права, обязанности и ответственность, закрепленные в законодательстве и иных нормативно-правовых актах. Кроме этого, специфику правового положения обучающегося обусловливают и такие факторы, как:
– статус образовательного учреждения – государственный или негосударственный (аккредитованный или нет);
– ведомственная принадлежность образовательного учреждения;
– источник финансирования обучения – средства бюджета, физические или юридические лица;
– наличие договора на образование, его содержание;
– индивидуальные способности обучающегося и предшествующий уровень его образования;
– право обучающегося на льготы.
Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного и общеобразовательного уровня определяется Законом РФ «Об образовании» (ст. 50), типовыми положениями о соответствующих типах образовательных учреждений, а также такими основными локальными актами всякого образовательного учреждения, как его Устав и Правила внутреннего распорядка.
Правовой статус обучающихся в ОУ дошкольного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. Статья 18 Закона РФ «Об образовании» целями дошкольных образовательных учреждений называет:
– воспитание детей;
– охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
– развитие индивидуальных способностей;
– необходимую коррекцию нарушений развития.
Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.
Согласно п. 28 Типового положения участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются воспитанники, родители (лица, их заменяющие), педагогические работники. Они же являются и участниками образовательных правоотношений. Педагогические работники, вступая в эти отношения, имеют право применять к воспитанникам и их родителям методы убеждения, поощрения и принуждения. Отношения воспитанника и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями. За неисполнение воспитанниками своих обязанностей педагогические работники имеют право осудить их поведение, сделав соответствующее замечание, убедить их в справедливости своих требований. Таким же образом устанавливаются ответственность ребенка и меры воздействия, которые могут применять к нему педагоги. Например, это такие меры как замечание, порицание, неодобрение и т. д. Крайними мерами наказания могут быть исключение ребенка из образовательного учреждения и прекращение договора на образование. При этом нужно помнить, что действующее законодательство (ст. 15 Закона РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка) запрещает любые нарушения прав ребенка, в том числе:
– оскорбление;
– злоупотребление правом воспитателя;
– отсутствие заботы о ребенке;
– небрежное обращение с ребенком;
– грубое обращение с ребенком;
– эксплуатация детей и другие.
Воспитанник дошкольного образовательного учреждения является субъектом образовательного процесса. Его содержание определяется программами дошкольного образования. Дошкольное учреждение самостоятельно выбирает их из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, вносит коррективы, а также разрабатывает собственные (авторские) программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
В соответствии со своими уставными целями и задачами дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные программы и оказывать платные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ.
Следует отметить, что обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений имеют довольно ограниченную дееспособность. Правовая ответственность во многом лежит на их родителях (законных представителях). Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода. Нарушения прав ребенка являются основанием для прекращения трудового договора (контракта) с педагогом.
Правовой статус обучающихся общеобразовательных учреждений. Права, обязанности и ответственность учащихся общеобразовательных учреждений определяются Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» (ст. 50), Типовым положением об общеобразовательном учреждении и конкретизируются в уставе, правилах внутреннего распорядка образовательного учреждения, в договоре на образование.
Основные права обучающихся:
1. Право на получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного)) в соответствии с государственными образовательными стандартами.
2. Право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.
3. Право на получение объективной оценки своих знаний.
4. Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения.
5. Право на свободное выражение собственных мнений, убеждений.
6. Право на участие в культурной и общественной жизни школы.
7. Право на бесплатное пользование информационными ресурсами библиотеки образовательного учреждения.
8. Право на уважение своего человеческого достоинства, на защиту от всех форм дискриминации, психического и физического насилия.
9. Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь и освобождение от учебных занятий в установленном порядке.
Обязанности обучающихся:
1. Соблюдать устав и правила внутреннего распорядка школы.
2. Добросовестно учиться, посещать уроки согласно расписанию, не опаздывать к началу занятий.
3. Проходить промежуточную и итоговую аттестации в соответствии с действующим законодательством РФ и уставом школы.
4. Бережно относиться к имуществу школы.
5. Уважать честь и достоинство других обучающихся, работников школы.
6. Соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии, гигиены и пожарной безопасности, предусмотренные соответствующими инструкциями.
7. Соблюдать культуру поведения, внешнего вида, не допускать курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств.
8. Не пропускать учебных занятий без уважительных причин.
Обучающийся несет в порядке, установленном законодательством РФ и уставом, ответственность за невыполнение в установленные сроки учебного плана, нарушение правил внутреннего распорядка и устава образовательного учреждения, вред, причиненный по его вине имуществу школы. За невыполнение обязанностей к учащимся могут быть применены меры дисциплинарного воздействия:
– объявление выговора;
– объявление строгого выговора;
– вызов на собеседование родителей (законных представителей);
– вызов учащегося и его родителей (законных представителей) на малый педагогический совет;
– отчисление учащегося из образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава ОУ при достижении обучающимся 14-летнего возраста (ст. 19 п. 7 Закона РФ «Об образовании»).
Закон РФ «Об образовании» устанавливает ответственность обучающихся за не освоение ими образовательных программ (ст. 17). Так, обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).
Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
Правовой статус обучающихся учреждений начального профессионального образования. Права, обязанности и ответственность обучающихся учреждений начального профессионального образования определяются Конституцией РФ, Законом Российской Федерации «Об образовании», уставом образовательного учреждения, Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, правилами внутреннего распорядка, договором об образовании и иными предусмотренными уставом локальными актами.
Обучающиеся имеют право:
– на получение профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, в том числе по индивидуальным учебным планам и по ускоренному курсу обучения;
– на получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг;
– на участие в управлении образовательным учреждением;
– на переход в другое образовательное учреждение, реализующее профессиональную образовательную программу соответствующего уровня, при согласии последнего.
– на обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам;
– на выбор формы обучения;
– на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности образовательного учреждения, в том числе через органы самоуправления и общественные организации;
– на бесплатное пользование библиотеками, информационными ресурсами, услугами учебных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений учебного заведения в порядке, установленном его уставом;
– на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
– на обеспечение необходимых условий для учебы, труда и отдыха;
– на уважение человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
Обучающиеся государственных и муниципальных учреждений начального профессионального образования обеспечиваются стипендиями, местами в общежитиях, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи учредителем в соответствии с его компетенцией и действующими нормативами.
Привлечение обучающихся учреждения начального профессионального образования без их согласия и согласия родителей или лиц, их заменяющих, к труду, не предусмотренному профессиональной образовательной подготовкой, запрещается.
Обязанности и ответственность обучающихся, порядок их перевода на следующий курс и отчисления из учреждения начального профессионального образования определяются его уставом.
Правовой статус обучающихся учреждений среднего профессионального образования. К обучающимся среднего специального учебного заведения относятся студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.
Студентом (курсантом) является лицо, зачисленное приказом директора в среднее специальное учебное заведение для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования.
Слушателем является лицо, зачисленное приказом директора в среднее специальное учебное заведение для обучения на подготовительных курсах или освоения дополнительной профессиональной образовательной программы (повышения квалификации). Правовое положение слушателя в части получения образовательных услуг соответствует статусу студента соответствующей формы обучения.
Студентам выдаются студенческий билет и зачетная книжка, которые, будучи юридическими документами, непосредственно отражают собой наличие у лица правового статуса обучающегося в образовательном учреждении соответствующего уровня образования (в данном случае – начального профессионального уровня).
Права и обязанности обучающихся в среднем специальном учебном заведении определяются законодательством Российской Федерации (Конституцией, Законом «Об образовании», Типовым положением об ОУ среднего профессионального образования), уставом среднего специального учебного заведения, правилами внутреннего распорядка, договором об образовании и иными предусмотренными уставом локальными актами.
Обучающиеся средних специальных учебных заведений имеют право:
– на выбор формы обучения;
– на образование в соответствии с государственными стандартами и приобретение знаний, адекватных современному уровню развития науки, техники и культуры;
– на обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам;
– на ускоренный курс обучения;
– на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
– на государственную (итоговую) аттестацию по завершении освоения образовательных программ среднего профессионального образования независимо от формы их освоения;
– на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности среднего специального учебного заведения, в том числе через органы самоуправления и общественные организации;
– на обжалование приказов и распоряжений администрации среднего специального учебного заведения в установленном законодательством РФ порядке;
– на бесплатное пользование библиотеками, информационными ресурсами, услугами учебных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений среднего специального учебного заведения в порядке, установленном его уставом;
– на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
– на обеспечение необходимых условий для учебы, труда и отдыха;
– на уважение человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств, в установленном порядке обеспечиваются стипендиями. Студенты вправе получать стипендии, выплачиваемые физическими или юридическими лицами, а также иные стипендии.
Учебное заведение в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывает и реализует меры социальной поддержки студентов, в том числе устанавливает в зависимости от их материального положения и академических успехов стипендии и иные социальные пособия и льготы.
За успехи в освоении образовательных программ, в экспериментально-конструкторской и другой работе для студентов устанавливаются различные формы морального и материального поощрения.
Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда среднего специального учебного заведения.
Студенты очной формы обучения имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм и пользоваться при этом льготами, установленными законодательством РФ о труде и об образовании.
По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным органом управления образованием.
Студент имеет право на переход в среднем специальном учебном заведении, где он обучается, с одной образовательной программы и (или) формы обучения на другую.
Также студент имеет право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении аттестации.
Порядок и условия восстановления на обучение лица, отчисленного из данного учебного заведения, а также приема для продолжения обучения лица, ранее обучавшегося в другом среднем специальном учебном заведении и отчисленного из него до окончания обучения, определяются уставом учебного заведения, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Перевод студентов из одного среднего специального учебного заведения в другое среднее специальное учебное заведение или из высшего учебного заведения в среднее специальное учебное заведение осуществляется в соответствии с порядком, установленным федеральным органом управления образованием.
За восстановление на обучение, прием для продолжения обучения после отчисления из другого среднего специального учебного заведения, перевод с одной образовательной программы и (или) формы обучения на другую и из одного среднего специального учебного заведения в другое плата не взымается, если лицо получает среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств.
Студенты средних специальных учебных заведений обязаны соблюдать устав образовательного учреждения, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, соблюдать правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.
За невыполнение учебного плана по специальности в установленные сроки по неуважительной причине, невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом учебного заведения, нарушение правил внутреннего распорядка к студентам могут быть применены дисциплинарные взыскания, вплоть до отчисления из среднего специального учебного заведения. Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.
Получение впервые среднего профессионального образования повышенного уровня лицом, имеющим среднее профессиональное образование базового уровня, не рассматривается как получение второго среднего профессионального образования. При этом за указанным лицом сохраняются все права, связанные с получением среднего профессионального образования впервые.
Правовой статус студентов высших учебных заведений. В соответствии с законодательством, студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное приказом ректора в высшее учебное заведение для обучения по образовательной программе высшего профессионального образования. Студент получает высшее профессиональное образование по избранному направлению подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом в процессе освоения соответствующей образовательной программы высшего профессионального образования.
Права и обязанности студентов высшего учебного заведения определяются Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» (ст. 50), Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования, уставом и правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения, договором об образовании и иными предусмотренными уставом локальными актами.
Рассмотрим основные права студентов высших учебных заведений.
Право на получение высшего образования является главным правом студента высшего учебного заведения. В Российской Федерации «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном, муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (Конституция РФ, ст. 43).
Государство в Федеральном Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает следующие основные гарантии гражданам России в области получения высшего образования: «Получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые», а также «гарантируется свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности)».
Также студенты высших учебных заведений имеют право получать знания, соответствующие современному развитию науки, техники и культуры, определять по согласованию с соответствующими учебными подразделениями высшего учебного заведения набор дисциплин обучения. Наряду с этим студент имеет право выбора специальности и специализации, наименование которой развивает наименование специальности, в рамках которой она открывается. Объем часов, отводимых на дисциплины специализации, может составлять от 500 до 2000 часов. Некоторые специальности могут не иметь специализаций.
При освоении программ высшего профессионального образования у студента есть право на обучение по сокращенной или ускоренной программе высшего профессионального образования, а также на обучение по индивидуальному плану. Решение о возможности обучения студента по сокращенной программе принимается ученым советом вуза или факультета и оформляется локальным актом. Решение о возможности обучения студента по ускоренной программе принимается ученым советом вуза или факультета с учетом итогов промежуточной аттестации и также оформляется локальным актом.
Студент, обучающийся по сокращенной или ускоренной программе, имеет право перевестись на обучение по соответствующей основной образовательной программе с полным сроком обучения (при ее наличии в вузе и наличии вакантных мест).
Студенты также имеют право на обучение по индивидуальному плану. Контингент студентов, обучающихся по индивидуальному плану, по предложениям советов факультетов первоначально формируется по итогам их работы в шестом семестре с учетом результатов в учебной, научной и общественной работе, показанных каждым студентом в 1-5 семестрах.
Индивидуальная подготовка предусматривает: обучение по индивидуальным графикам с предоставлением права досрочной и экстерном сдачи экзаменов и зачетов; обязательное выделение каждому студенту руководителя из числа профессоров и доцентов; обязательное составление для каждого студента индивидуального плана на текущий учебный год.
Индивидуальный план работы студента должен содержать: индивидуальный график учебной работы и план прохождения практики. График строится так, чтобы выполнялись все требования учебного плана по данной специальности. По решению деканата студенты освобождаются от обязательного посещения части аудиторных занятий. Этим студентам разрешается индивидуальный режим выполнения и сдачи учебных заданий.
Руководители должны контролировать выполнение студентом индивидуального плана работы, в том числе индивидуального обучения. При невыполнении какой-либо из составляющих учебного плана студент переводится на обычный режим обучения. Факт невыполнения индивидуального плана устанавливается в результате аттестации.
Студент может переводиться на обычный режим обучения также на основании личного заявления или по представлению руководителя, подаваемого на имя декана факультета.
Все студенты независимо от формы обучения имеют право на ограничение учебной нагрузки. Максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и не аудиторной работы. Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения должен ограничиваться государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и в среднем он составляет 27 часов в неделю. При очно-заочной форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю, при заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем не менее 160 часов в год.
Студенты, которые обучаются в высших учебных заведениях по программам высшего профессионального образования во время промежуточной аттестации, сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.
В некоторых государственных высших учебных заведениях, где существует военная кафедра, студенты имеют право обучаться на военной кафедре по программе подготовки офицеров запаса.
Студентам очной формы обучения, обучающимся в высших учебных заведениях, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на время обучения.
У всех студентов есть право на перевод в другое высшее учебное заведение. Студенту гарантируется свобода перевода в другое высшее учебное заведение при согласии этого высшего учебного заведения и успешном прохождении им аттестации. При переводе за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данной ступени высшего профессионального образования.
У студентов есть право на восстановление в высшем учебном заведении. Студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении, где он обучался, в течение 5 лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением основы обучения, в соответствии с которой он обучался до отчисления, при наличии в высшем учебном заведении вакантных мест. Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом высшего учебного заведения.
В процессе обучения студенты имеют право выбирать факультативные и элективные курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой. К факультативным курсам относятся необязательные для данного направления подготовки (специальности) учебные курсы, а к элективным – избираемые в обязательном порядке курсы.
Также студенты имеют право участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Это право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве.
Неотъемлемым правом студентов является право участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений.
Также студенты вправе участвовать в работе Ученых советов вуза и факультетов. Число студентов в составе совета определяется уставом вуза. Выдвигаются представители в состав совета на профсоюзных собраниях вуза, факультетов, курсов.
Представители студенческих организаций вправе присутствовать на экзаменах, зачетах, защитах курсовых работ, курсовых проектов, дипломных работ, дипломных проектов. Таким правом обладают представители выборного актива групп и студенческих общественных организаций, старосты групп.
Студенты вправе создавать студенческие советы в общежитии. Предусматривается обязательное согласование со студенческими советами общежития кандидатур персонала, принимаемого на работу, и отчеты на заседаниях студсовета штатных работников общежития о проделанной работе.
Студенты также имеют право бесплатно пользоваться в государственных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах; право представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения.
Студенты наделены правом обжалования приказов и распоряжений администрации высшего учебного заведения в порядке, установленном законодательством РФ. Закон предполагает два способа обжалования студентами приказов и распоряжений администрации вуза: административный и судебный.
Студенты высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств государственного бюджета, имеют право на обеспечение стипендиями в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, определяемом ученым советом высшего учебного заведения.
Студенты, нуждающиеся в жилой площади, имеют право на проживание в общежитии. Каждый студент, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен жильем, отвечающим санитарным нормам и правилам, – местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся за счет средств соответствующего бюджета не может превышать пяти процентов размера стипендии.
По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студент высшего учебного заведения имеет право на академический отпуск. Академический отпуск – это отпуск, предоставляемый студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования по медицинским показаниям и в других исключительных случаях (стихийные бедствия, семейные обстоятельства и в других). В случае предоставления академического отпуска его продолжительность, как правило, не может превышать 12 календарных месяцев.
Основные обязанности студентов закреплены в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовом положении «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», а также в уставах высших учебных заведений.
Студенты государственных высших учебных заведений обязаны овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития.
Также студенты должны повышать свой научно-технический и культурный уровень, посещать обязательные учебные занятия, соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития, бережно относиться к имуществу и библиотечным фондам.
За невыполнение учебного плана по направлению подготовки (специальности) в установленные сроки по неуважительным причинам, нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к студенту могут применяться меры дисциплинарного воздействия вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.
Ненадлежащее исполнение студентом обязанностей, предусмотренных уставом вуза и правилами внутреннего распорядка, влечет применение к нему дисциплинарных санкций. К дисциплинарным взысканиям для студентов относятся: замечание, выговор, строгий выговор, исключение из вуза (общежития, библиотеки).
Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента вуза после получения от него объяснений в письменной форме. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и нахождения его на каникулах. Дисциплинарное взыскание морального плана (замечание, выговор) считается снятым в тех случаях, когда истек годичный срок давности, и лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности. Взыскание налагается деканом факультета или ректором высшего учебного заведения. Приказ об отчислении подписывает ректор высшего учебного заведения.
Студент может быть отчислен из вуза: 1) за академическую неуспеваемость; 2) за нарушение учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка вуза, правил распорядка общежития; 3) по собственному желанию. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.
Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются справки установленного образца, а успешно прошедшим промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения) – диплом о неполном высшем профессиональном образовании.
Понятие правовой ответственности. В научной литературе существуют различные точки зрения на содержание понятия правовой ответственности. Одни ученые-правоведы делают вывод, что юридической ответственностью называется применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения, предусмотренных нарушенной нормой, в установленном для этого процессуальном порядке. Другие признают, что юридическая ответственность есть особое предусмотренное нормами права отношение между нарушителями требований права и государством в лице определенных его органов. Третьи полагают под юридической ответственностью собственно установленную государством меру принуждения за совершенное правонарушение.
Известный ученый С. С. Алексеев связывает сущность юридической ответственности с применением государственного принуждения. Практически ту же мысль высказывает и другой ученый-правовед Е. А. Суханов, определяя юридическую ответственность как одну из форм государственно-принудительного воздействия на нарушителей норм права, заключающуюся в применении к ним предусмотренных законом санкций – мер ответственности, влекущих для них неблагоприятные последствия.
В то же время иная точка зрения связывает установление правовой ответственности с санкцией правовой нормы, где под санкцией понимают ту ее часть, в которой указываются последствия невыполнения или выполнения самого правила поведения (диспозиция нормы). Санкции различаются в зависимости от характера правовой нормы.
Вопрос о любой ответственности возникает лишь тогда, когда соответствующие общеобязательные правила нарушаются. Юридическая ответственность рассматривается как реакция государства на совершенное правонарушение.
Основания ответственности. Правовая ответственность связывается с нарушением норм права, под которым понимают, в первую очередь, правила, закрепленные в нормативных правовых актах, в частности, в законах.
Правонарушение как противоправное, виновное, общественно вредное деяние представляет собой основание юридической ответственности.
Как правило, основным признаком правонарушения в теории права признается общественная вредность и опасность. Именно это отграничивает правомерное деяние от противоправного. Будучи объективным свойством правонарушения, противоправность отражает сущность правонарушения как посягательства на социальные блага, представляемые, защищаемые правом, другими словами, на субъективные права, свободы и охраняемые законом интересы личности. Таким образом, следует вывод, что правовая ответственность наступает за покушение на права, свободы, охраняемые законом интересы человека и гражданина.
Противоправное поведение нарушает нормы права или общеправовые принципы российского права, либо отдельных его институтов. Под нарушением норм или принципов права понимается несоблюдение лицом юридических обязанностей, независимо от того, вытекают ли эти обязанности из запретов или нет.
Существование ответственности в своем большинстве свидетельствует о наличии юридического запрета, выражаемого в санкции нормы. Действующее законодательство об образовании практически не содержит специальных норм, предусматривающих основания и меры юридической ответственности за правонарушения, возникающие в связи с осуществлением образовательной деятельности, образовательного процесса.
Вот несколько примеров:
1. Государственный вуз организовал объявленный публично набор студентов на платное обучение по одной из специальностей, установив определенную цену за проведение вступительных экзаменов и обучение. Однако значительный недобор вынудил вуз отказаться от организации обучения по этой специальности, а студентам (их уже приказом зачислили в число студентов) было предложено осуществить образование по родственной специальности, но с оплатой в два раза большей.
2. В ряде рекламных объявлений рекламодателем – государственным вузом – было обещано абитуриентам, что в итоге обучения им будет выдан диплом государственного образца Гознака. При этом упомянутый вуз не имел на тот момент свидетельства о государственной аккредитации. В других случаях абитуриентам предлагается обучение по весьма увлекательным направлениям, однако, не установленным ни одним нормативным правовым актом.
3. Одним из наиболее распространенных нарушений прав обучающегося в образовании является унижение педагогом его достоинства в форме обидного для школьника, студента, слушателя высказывания, клички и т. п. Определенные меры ответственности предусмотрены Уголовным кодексом, но только для тех случаев, когда признается особая тяжесть противоправного деяния.
4. Актуальной проблемой современного российского образования является обеспечение качества образования. Можно утверждать, что в соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право именно на качественное образование, т. е. на образование определенного качества, оформленного в форме нормативно установленных требований, в первую очередь, государственного образовательного стандарта. В связи с этим объективно встает вопрос об ответственности, в том числе правовой, лиц, не обеспечивающих надлежащее качество обучения, воспитания. В конечном итоге последствия некачественного образования сказываются не только на отдельной личности, но и на всем обществе, государстве в целом.
На сегодняшний день Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. называет в качестве специфических оснований наступления ответственности следующие правонарушения:
– совершение обучающимся противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения (п. 7 ст. 19);
– несоблюдение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий (п. 4 ст. 33);
– отрицательные результаты аттестации образовательного учреждения (п. 23 ст. 33);
– осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям (п. 4 ст. 34);
– нарушение образовательным учреждением законодательства РФ в области образования и (или) своего устава (п. 6 ст. 37);
– повторное предъявление государственной аттестационной службой образовательному учреждению рекламации на качество образования и (или) несоответствие образовательного стандарта (п. 4 ст. 38);
– однократное предъявление государственной аттестационной службой названной рекламации (является основанием для подачи иска образовательного учреждения в других организациях) (ст. 49);
– девиантное (общественно опасное) поведение подростков, достигших возраста 11-ти лет (п. 11 ст. 50);
– повторное, в течение года, грубое нарушение обучающимся устава образовательного учреждения (ч. 1 п. 3 ст. 56);
– применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (ч. 2 п. 3 ст. 56);
– появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (ч. 3 п. 3 ст. 56).
Дополнительно ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» установлены следующие основания юридической ответственности:
1. Лишение государственной аккредитации государственного, муниципального вуза (абз. 3 п. ст. 12). В этом случае ректор и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от своих должностей, прежний состав ученого совета распускается и утверждается новый.
2. Нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом вуза и правилами внутреннего распорядка (п. 9 ст. 16). Эта норма фактически конкретизирует положение п. 7 ст. 19 Закона об образовании.
Субъекты ответственности. Если говорить об ответственности образовательного учреждения, то образовательное учреждение в соответствии с положениями Закона РФ «Об образовании» несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения, а также за иные действия, предусмотренные законодательством РФ.
В ряде своих норм Закон об образовании говорит об ответственности органов местного самоуправления, образовательных учреждений за совершение определенных действий. Так, в соответствии с положением п. 1 ст. 31 закона названные органы отвечают за реализацию права граждан на получение обязательного основного общего образования; за ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.
На основании п. 5. ст. 52 родители (законные представители) обучающихся, воспитанников также несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.
Итак, состав субъектов может включать граждан – обучающихся, их родителей, иных законных представителей, педагогических работников; образовательное учреждение, его должностных лиц, а также государство, органы государственной власти, в частности, органы государственного управления образованием, их должностных лиц.
Меры ответственности. Вообще, многие меры правовой ответственности в педагогических правоотношениях установлены в отношении обучающегося, в то время как педагог и образовательная организация остаются как бы «в стороне». В действительности же обучающийся в образовательном процессе является, так сказать, «слабой стороной», подверженной проявлениям власти педагогических работников и образовательного учреждения, которое происходит из самой сути современного педагогического процесса, оформленной в нотариальной форме. Обучающийся и обращается за тем в образовательное учреждение, чтобы получить воспитание и обучение, и, если он нарушает определенные правила, установленные в этом учреждении, и к нему применяются меры воспитательного значения, то это, видимо, все-таки не правовая ответственность, а иная разновидность социальной.
Закон РФ «Об образовании» предусматривает для установленных им правонарушений такие санкции, как:
– исключение обучающегося из образовательной организации;
– приостановление действия лицензии на образовательную деятельность;
– аннулирование лицензии образовательной организации;
– ликвидация образовательного учреждения;
– лишение образовательного учреждения свидетельства о государственной аккредитации;
– возмещение дополнительных затрат на переподготовку выпускников образовательного учреждения в других организациях;
– направление подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших 11-ти лет, в специальные учебно-воспитательные учреждения;
– расторжение трудового договора с педагогическим работником, т. е. его увольнение.
Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дополнительно устанавливает такую меру, как увольнение руководителя вуза.
Названные санкции, за исключением приостановления и аннулирования действия лицензии, увольнения педагога, являются достаточно специфическими мерами ответственности и присущи лишь области образования. Они носят характер воспитательного, общественного воздействия, практически не связанного непосредственно с государственным принуждением.
Виды ответственности. Дисциплинарная ответственность. В Законе РФ «об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», типовых положениях об образовательных учреждениях, иных нормативно-правовых актах институт дисциплинарной ответственности в сфере образования не получил надлежащей нормативно-правовой регламентации. Нормы, образующие этот институт, характеризуются значительными пробелами, противоречащими, нечеткими и неточными нормативно-правовыми предписаниями, а также недостаточно полно согласуются с нормами международного права.
В Законе РФ «Об образовании» (ст. 19 и 56) называются лишь определенные виды дисциплинарных проступков, служащие основанием для прекращения образовательных отношений. Это, в частности: 1) противоправные действия; 2) грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения; 3) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 4) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося; 5) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает такие составы дисциплинарных проступков, как: 1) ненадлежащее управление государственным или муниципальным высшим учебным заведением, приведение его к лишению государственной аккредитации по итогам аттестации (ч. 3. ст. 12); 2) нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения; 3) нарушение студентом обязанностей, предусмотренных правилами внутреннего распорядка высшего образовательного учреждения (ч. 9 ст. 16).
Отдельные предписания по вопросам дисциплинарной ответственности содержатся в типовых положениях об образовательных учреждениях. Так, п. 47 Типового положения об образовательных учреждениях среднего специального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. № 160, устанавливает дисциплинарную ответственность студентов за невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего образовательного учреждения, нарушение правил внутреннего распорядка. Аналогичное предписание содержится в п. 71 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 г. № 264.
Таким образом, в законодательстве об образовании:
1) отсутствует легальное определение понятия «дисциплинарный проступок» в образовательной сфере, что означает значительные трудности в понимании того, какие противоправные деяния могут быть квалифицированы в качестве дисциплинарных проступков и по каким признакам следует отличать дисциплинарные проступки от административных и гражданско-правовых;
2) не имеется перечня санкций, которые могут применяться к нарушителям норм образовательного права;
3) неполно и бессистемно закреплены составы дисциплинарных проступков, что создает дополнительные условия для безнаказанности посягательств на действующий порядок в образовательной сфере.
В законодательстве отсутствует дисциплинарная ответственность за нарушение значительной части запретов, прямо предусмотренных Законом РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Например, не предусматривается каких-либо санкций за нарушение таких запретов, как привлечение обучающихся в гражданских образовательных учреждениях к труду, не предусмотренному образовательной программой; принуждение обучающихся к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения и партии; превышение максимально допустимых учебных нагрузок на педагогических работников и др.
Законодательство не содержит норм по вопросам привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений. Неясно, кто, в каком порядке, за какие деяния может привлечь руководителя образовательного учреждения к дисциплинарной ответственности и какие меры взыскания могут быть применены к нему за совершение дисциплинарных проступков.
Перечень деяний обучающихся, квалифицируемых как дисциплинарные проступки, фактически передан на усмотрение образовательного учреждения, которое самостоятельно подготавливает свой устав и правила внутреннего распорядка и по своему усмотрению формулирует перечень требований, нарушение которых обращающимися могут быть квалифицированы как дисциплинарные проступки. В результате имеет место значительный разнобой в понимании дисциплинарных проступков и применении мер дисциплинарного воздействия. Например, опоздание или неявка на лекционные занятия в одних вуза рассматриваются как дисциплинарный проступок, а в других – признаются правомерным поведением и т. д.
В совокупности нормативных предписаний по вопросам дисциплинарной ответственности в сфере образования имеются и отдельные коллизии. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ закрепляет состав дисциплинарного проступка – невыполнение учебного плана в установленные сроки по неуважительной причине, которого нет в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Закон РФ «Об образовании» запрещает назначать ректоров гражданских образовательных учреждений высшего профессионального образования, тогда как ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает такую процедуру для замещения вакантной должности, образовавшейся после отстранения от работы ректора государственного или муниципального высшего образовательного учреждения, лишенного государственной аккредитации.
В предписаниях по вопросам дисциплинарной ответственности участников образовательных отношений имеются неточные и неясные формулировки.
Неточной является ч. 9 ст. 16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которой дисциплинарные проступки студентов высших учебных заведений трактуются лишь как нарушения устава соответствующего образовательного учреждения и его правил внутреннего распорядка. В действительности дисциплинарные проступки студентов вузов, равно как и иных обучающихся, представляют собой посягательства на законодательство, нормы законов. Ибо устав и правила внутреннего распорядка вуза, будучи локальными актами, имеют юридическое значение в той мере, в какой они соответствуют положениям ФЗ-ов и иных вышестоящих нормативно-правовых актов. Обязанности, возлагаемые на студентов локальными нормативно-правовыми актами образовательного учреждения, но не предусмотренные действующим законодательством, не имеют юридического значения, и неисполнение их не может служить основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.
Как следует из смысла ст. 54 Конституции РФ, ответственность может устанавливаться только законом. Данная статья, посвященная вопросам применения юридической ответственности, называет один источник установления юридической ответственности – закон. Соответственно подзаконные нормативно-правовые акты, в том числе и локальные акты образовательных учреждений, не могут устанавливать новых составов правонарушений и юридической ответственности за них. Поэтому в нормативных предписаниях по вопросам дисциплинарной ответственности участников образовательных отношений необходимо четко и последовательно проводить тезис о том, что такая ответственность и основания ее применения устанавливаются прежде всего законом.
Таким образом, законодательство по вопросам дисциплинарной ответственности в образовательной сфере не обеспечивает в достаточной мере реализацию тех целей, с которыми связывается действие данного юридического института в механизмах правового регулирования и реализации законодательства в сфере образования. Существенные пробелы, которые имеются в нормативно-правовом регулировании данного правового института, создают значительные затруднения в правоприменительной практике образовательных учреждений и приводят к ослаблению дисциплины в образовательном учреждении.
Материальная ответственность. Вопросы материальной ответственности участников образовательного процесса в законодательстве РФ не получили надлежащего отражения. Наиболее полно, хотя и весьма дискуссионно, регламентирован порядок возмещения материального ущерба, причиненного обучающимся некачественным обучением: ст. 49 Закона РФ «Об образовании» предоставляет право компетентным государственным органам управления образованием в случае некачественной подготовки выпускников аккредитованными образовательными учреждениями предъявлять иски по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.
В то же время законодательство об образовании не содержит специальных норм по вопросам материальной ответственности руководителей и работников образовательных учреждений, поскольку этот институт обстоятельно регламентирован нормами трудового законодательства.
Однако законодательство не регулирует и отношений, связанных с материальной ответственностью обучающихся за вред, причиненный ими образовательному учреждению в процессе проведения практических и иных занятий или нахождения в образовательном учреждении в период занятий. Это приводит к тому, что обучающиеся независимо от формы вины привлекаются, как правило, к полной материальной ответственности, что ставит их в неравное положение с работниками образовательных учреждений, Которые чаще всего несут организационную материальную ответственность за причиненный учреждению ущерб.
Вообще, материальная ответственность педагогических работников, руководителей и иных должностных лиц образовательного учреждения должна применяться по правилам трудового законодательства.
Материальная ответственность обучающихся за ущерб, причиненный образовательному учреждению, может быть ограничена размером их месячной стипендии или двумя-тремя минимальными размерами оплаты труда.
Разработка и закрепление в федеральном законе комплексного института «Дисциплинарная и материальная ответственность участников образовательных отношений» может дать позитивные результаты при наличии процессуальных норм, устанавливающих порядок применения такой ответственности и позволяющих надежно охранять законные права и свободы обучающихся, работников образовательных учреждений и иных лиц.
Иные виды ответственности. При определенных условиях, в случае покушения на права, свободы, охраняемые законом интересы обучающихся, может наступить уголовная, административная, гражданско-правовая ответственность, включающая применение соответствующих санкций.
Так, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, в частности образовательной, без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от 10-20 МРОТ, на юридическое лицо – от 100 до 200 МРОТ, а осуществление деятельности с нарушением лицензионных требований – наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от 5-10 МРОТ. Если родители, иные законные представители обучающихся не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, то к ним может быть применена такая мера административного наказания, как предупреждение или наложение штрафа в размере от 1-5 МРОТ.
Если в образовательном процессе педагог унижает достоинство личности обучающегося, то такой гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности. Однако меры ответственности, предусмотренные в этом случае законом: штраф в доход государства, либо арест на определенный срок – не направлены собственно на защиту нарушенных прав обучающегося, в частности права на жизнь, здоровье, достоинство, образование и т. п., другими словами, на их восстановление и возмещение причиненного вреда здоровью, жизни, в том числе духовному. Лишь гражданско-правовые меры ответственности в полной мере исполняют функции защиты прав, охраняемых законом интересов граждан и организаций.
Именно в гражданско-правовом регулировании общественных отношений меры защиты и санкции соотносятся, как показано в одном из источников, как целое и его часть, так как гражданско-правовые санкции, как и меры ответственности, являются мерами защиты, но меры защиты не всегда исполняют роль гражданско-правовых санкций.
В случае нарушения прав обучающегося в образовании он или его родители вправе потребовать в первую очередь применения предусмотренных законом мер защиты нарушенного права путем устранения препятствий для его реализации, восстановлении права, компенсации причиненного ущерба и т. п. В этом случае лицо, нарушившее право обучающегося, должно будет исполнить обусловленную тем же законом обязанность обеспечить в тех или иных форме, виде те права и интересы, которые подверглись покушению. И только в том случае, если это установлено законом, пострадавшее лицо вправе потребовать применения мер ответственности к нарушителю.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (ст. 64 СК РФ). Согласно законодательству об образовании родители являются участниками образовательных отношений. Согласно ст. 63 СК РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
В случае отсутствия родителей законными представителями ребенка могут быть усыновители, опекуны (для малолетних детей в возрасте до 14 лет) и попечители (для детей от 14 до 18 лет).
Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся определяются ст. 44 Закона об образовании.
Основным правом родителей (законных представителей) в сфере образования является преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Однако право родителей (законных представителей) на выбор формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, языка, языков образования, факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, ограничено получением ребенком основного общего образования. После получения основного общего образования соответствующие правомочия реализуются обучающимся самостоятельно на основании п. 1 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании.
Кроме того, родители (законные представители) обучающихся как участники образовательных отношений имеют следующие права:
1. Право дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации. Следует отметить, что данное право родителей в части получения среднего общего образования не может нарушать права обучающегося на выбор формы получения образования. Таким образом, представляется, что получение среднего общего образования в семье возможно только при согласии на это несовершеннолетнего обучающегося.
2. Право на ознакомление с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности. Порядок такого ознакомления определяется локальными нормативными актами организации, причем он должен предусматривать не только возможность ознакомиться с документами на сайте организации в сети Интернет, но и возможность ознакомиться с ними в здании образовательной организации. Иное дискриминировало бы родителей, не имеющих доступа в сеть либо не пользующихся ресурсами сети Интернет.
3. Право на ознакомление с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.
4. Право па защиту прав и законных интересов обучающихся. Способами защиты являются как универсальные способы (обращение в суд, прокуратуру и т. д.), так и специальные способы защиты, предусмотренные законодательством об образовании.
5. Право на получение информации обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся. Родители вправе как давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, так и отказаться от их проведения или участия в них, а кроме того, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся при даче своего согласия.
6. Право на участие в управлении образовательной организацией в форме, определяемой уставом этой организации. Родители могут быть включены с состав тех или иных органов управления образовательной организации (например, в состав управляющего совета) либо принимать участие в управлении в рамках деятельности совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, с учетом мнения которого принимаются локальные нормативные акты, затрагивающие права и обязанности обучающихся, а также ряд других управленческих решений.
7. Право на присутствие при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования. Родители имеют право высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии утверждено приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082.
Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ» при нарушении прав ребенка родители имеют право:
– направлять в органы управления организацией обращения о применении к работникам дисциплинарных взысканий;
– обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
– использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
Основной обязанностью родителей (законных представителей) в сфере образования является обязанность воспитания своих детей, которая раскрывается через обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).
Согласно Закону об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют следующие обязанности:
1. Обеспечить получение детьми общего образования. Данная обязанность фактически означает создание всех необходимых условий для получения обязательного начального общего, основного общего и среднего общего образования для своих детей.
2. Соблюдать правила внутреннего распорядка образовательной организации, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений. Родители несовершеннолетних обучающихся, являясь участниками образовательных отношений, должны соблюдать общие нормы, установленные в соответствии с законодательством об образовании локальными нормативными актами образовательной организации.
3. Уважать честь и достоинство обучающихся и работников профессиональных образовательных организаций.
Говоря о перечне обязанностей родителей (законных представителей) встает вопрос о том, какая ответственность может последовать за их неисполнение. Закон об образовании не предусматривает специальных мер ответственности родителей (законных представителей) обучающихся за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Виды ответственности родителей (законных представителей) предусмотрены нормами гражданского, семейного, административного и уголовного законодательства РФ. В частности, ст. 56 СК РФ предусматривается право ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд. При этом должностные лица образовательных организаций, которым станет известно о нарушении прав и законных интересов ребенка, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Санкцией за невыполнение родителями обязанностей по образованию ребенка является лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ).
Характеристика правового статуса родителей обучающихся была бы неполной без упоминания об ответственности, которую они несут за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Так, родители (один из них) могут быть лишены родительских прав в случае, если они уклоняются от выполнения своих обязанностей (в том числе, если это выражается в отсутствии заботы об обучении детей – п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 № 10)), злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми (ст. 69 Семейного кодекса). Судебная практика знает такие казусы, когда родители были лишены прав в отношении своих детей за то, что препятствовали получению ими образования. В связи с этим Конституционный Суд РФ, рассматривая статью 69 СК РФ на предмет ее соответствия конституционным нормам, определил, что ее положения находятся в системной взаимосвязи с российским законодательством и не противоречат Конституции РФ. Указанный вывод основан на том, что права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. А поскольку одной из приоритетных целей государственной политики в интересах детей является гарантирование осуществления их прав, закрепленных Конституцией (в том числе права на образование), то и «лишение родительских прав как крайняя мера может применяться судом только при совершении родителями виновного правонарушения в отношении детей и только в ситуации, когда защитить их права и интересы другим путем невозможно». В качестве ответственности родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязанностей можно рассматривать механизм ограничения родительских прав (ст. 73 СК РФ), а также возможность привлечения их к административной ответственности (ст. 5.35 КоАП РФ).
И. И. Саливон, рассуждая об эффективности управления образовательными организациями, пишет о том, что образовательно-правовой статус родителей на законодательном уровне сформирован не полностью и не отражает в полной мере его специфику, поскольку «права, а особенно обязанности определены в самом общем виде, ответственность и виды санкций за неисполнение обязанностей практически отсутствуют». С такой позицией трудно не согласиться. Однако нужно понимать, что право в силу самой специфики отношений между детьми и родителями не может урегулировать их более детально. Представляется, что родители самостоятельно выбирают средства и способы воспитания и обучения своих детей, а право может лишь установить пределы должного исполнения родителями своих обязанностей.
В природе человеческих отношений заложено, что именно родители должны обеспечивать права и защищать интересы своих детей. В том числе они обязаны обеспечить и защитить их право на образование, гарантированное ч. 1 ст. 43 Конституции РФ. Для этих целей родители и наделяются образовательно-правовым статусом, посредством чего они становятся участниками отношений, сопутствующих собственно образовательным правоотношениям.
Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания
1. Какой смысл содержится в понятии «правовой статус обучающегося» и в чем его отличие от понятия «правовое положение обучающегося»?
2. Обоснуйте необходимость института правовой ответственности в сфере образования.
3. Каковы психолого-педагогические основы существующего правового статуса обучающихся а) дошкольных образовательных учреждений; б) общеобразовательных учреждений; в) обучающихся образовательных учреждений профессионального образования?
4. В чем, на ваш взгляд, причины правонарушений в сфере общего образования? Какие меры профилактики и борьбы с ними вы бы предложили?
5. Какие меры вы бы предложили по совершенствованию образовательного законодательства с целью повышения ответственности субъектов образовательного процесса?