Тема 6. Практические задания

Уважаемые обучающиеся!


В рамках практических занятий Вам необходимо ответить на вопросы (до 3-х страниц текста, шрифт 12, одинарный интервал). Результат выполнения оформить в виде одного текстового файла (формат .doc или .docx) и прикрепить с помощью функции «Добавить ответ на задание».

Имя файла: Фамилия_Задание_Тема6

Несоответствие требованиям приведёт к снижению оценки.


Задание 1. На сладе № 2 или в учебнике (Социология образования: учебник и практикум для вузов / под ред. А. М. Осипова. М.: Изд-во «Юрайт», 2020) представлены элементы системы.

Нарисуйте свою схему. Как можно было бы представить модель системы образования с учетом описанных элементов?

Задание 2. На слайде № 10 показаны характеристики социальной роли, которые использует Т. Парсонс. Какой портрет учителя получится, если составить его на основе предложенных характеристик? А преподавателя высшей школы?

Задание 3. «В нормативном плане мы можем разделить нормы и ценности. Ценности – в смысле образца – мы рассматриваем как главный связующий элемент социальной и культурной систем. Нормы, в отличие от ценностей, являются преимущественно элементами социальной системы. Они имеют регулятивное значение для социальных процессов и отношений, но не воплощают принципы, применимые за рамками социальной организации или, чаще, даже определенной социальной системы» (Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Издание Международного университета бизнеса и управления, 1996. С. 511).

Приведите примеры ценностей и норм, в наибольшей степени касающихся системы образования.

Задание 4. «Само-референция – буквально ссылка на самое себя: операции системы отсылают к другим операциям той же самой системы. Например, в экономике один платеж связан с другим платежом, в системе права – один законодательный акт опирается на другой законодательный акт, в науке – одна истина отсылает к прочим истинам и т. п. Ино-референция – отсылка к иному, чужому, но это чужое именно таково, каким его видит соответствующая система. Это значит, говорит Луман, что система копирует внутри самой себя различие между нею и окружающим миром. На первый взгляд, система видит независимую от нее реальность. При ближайшем рассмотрении оказывается, что видит она только себя, свои реакции на внешние возмущения и раздражения» (Луман Н. Реальность масс медиа: автореферат сделан А. Филипповым // Отечественные записки. 2004. № 3. URL: https://magazines.gorky.media/oz/2003/4/realnost-massmedia.html).

Выделите в рамках системы образования факты, явления, которые можно отнести к процессам самореференции и инореференции.

Задание 5. На слайде 18 представлена схема системы образования. С чем в этой схеме Вы не согласны? Или, наоборот, согласны? Приведите примеры, подтверждающие Ваше мнение.