Тема 12. Практические задания

Уважаемые обучающиеся!


В рамках практических занятий Вам необходимо ответить на вопросы (до 3-х страниц текста, шрифт 12, одинарный интервал). Результат выполнения оформить в виде одного текстового файла (формат .doc или .docx) и прикрепить с помощью функции «Добавить ответ на задание».

Имя файла: Фамилия_Задание_Тема12

Несоответствие требованиям приведёт к снижению оценки.


Материалы практического занятия

Мы приступаем к работе над последним модулем онлайн курса «Социология образования». Он посвящен вопросам социологического изучения процессов управления в сфере образования.

Развитие теории социального управления началось на рубеже XIX–XX вв. Этому способствовали достижения науки и техники, которые привели к существенным изменениям в промышленном производстве и бизнес-процессах. Основоположниками теории научного управления являются всемирно известные теоретики и практики научного менеджмента Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Эмерсон, А. Файоль, Э. Мэйо и др. Так, Анри Файоль считал, что управлять – значит предвидеть, изучать будущее и устанавливать программу действий; организовывать – строить двойной организм предприятия (материальный и социальный); распоряжаться – приводить в действие персонал предприятия; согласовывать – связывать, объединять и сочетать действия и усилия; контролировать – наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и распоряжениям.

В 60-х гг. прошлого века произошло осмысление школоведения как важной отрасли педагогической науки, возобновился интерес к научной организации труда учителя, директора школы.

В последние десятилетия XX вв. произошло резкое возрастание роли общего и специального научного знания, профессиональных и личностных качеств человека в общественной и экономической жизни. Это обстоятельство выдвинуло сферу образования в число приоритетных областей человеческой деятельности и обусловило ее бурное развитие по всем направлениям. Произошла смена образовательной парадигмы, интенсивно разрабатывается новое содержание образования, технологии обучения и воспитания. Информационная революция дала начало развитию принципиально новым средствам, методам, формам управления. Наблюдается взрывообразное усиление роли общественных наук и человеческого фактора в управлении социальными системами, в том числе и образовательными. Существенным стимулирующим фактором развития теории управления школой в современном мире стало интенсивное внедрение рыночных отношений в систему образования.

Если до 80-х гг. прошлого века управление понималось как процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений, как деятельность руководителя, то в
80-е гг. управление характеризуется как целенаправленное и планомерное воздействие на всех участников управляемого процесса.

Таким образом, под управлением понимается целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели).

Зарубежный опыт показывает разнообразие подходов в управлении образованием и формирование различных подходов к разработке систем (моделей) управления. Так, в США, в середине ХХ в. использовались модели управления образованием, перенесенные из сферы военно-промышленного комплекса. Среди них: система планирования, программирования и бюджетирования; управление по целям; бюджетирование на нулевой основе; стратегическое планирование; измерение эффективности – бенчмаркинг; образование как товар; всеобщее управление качеством; реинжиниринг бизнес-процессов.

Управление педагогическими системами сегодня основывается на соблюдении ряда принципов:

– демократизация и гуманизация управления;

– системность и целостность в управлении педагогическими системами;

– рациональное сочетание централизации и децентрализации;

– оптимальное делегирование (распределение) полномочий при принятии управленческих решений;

– взаимосвязь единоначалия и коллегиальности;

– научная обоснованность (научность) управления;

– объективность, полнота и регулярность предоставления информации.

Существуют и другие классификации и трактовки принципов педагогического менеджмента. В. П. Симонов выделяет следующие принципы:

– целеполагание как основа планирования, организации и контроля всей деятельности менеджера любого уровня управления;

– целенаправленность управления (умение ставить цели с учетом реальности, социальной значимости и перспективности);

– кооперация и разделение управленческого труда, т. е. опора на коллективное творчество и разум;

– функциональный подход – постоянное обновление, уточнение и конкретизация функций исполнителей;

– комплексность не только определения цели и задач, но и организация выполнения принятых решений, педагогический контроль, коррекция деятельности;

– систематическое самосовершенствование педагогического менеджмента на всех уровнях управления.

Управление педагогическими системами осуществляется определенными методами (это способы достижения поставленных целей).

Они классифицируются по:

– объекту управления (федеральные, региональные);

– субъекту управления (административные, хозяйственные);

– целям (стратегические, тактические, оперативные);

– механизму влияния (социально-политические, организационно-распорядительные, организационно-педагогические);

– стилю (авторитарные, демократические, либеральные);

– времени управленческих действий (перспективные, долгосрочные, текущие).

В условиях реализации ФГОС можно выделить следующие методы управления образовательной организацией: социально-психологические, административные, экономические.

Социально-психологические методы ставят своей целью формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Они реализуются в следующих формах: метод научно-технических и исследовательских конференций; социальное исследование в виде анкетирования, опроса; интервьюирование и личное наблюдение; социальный эксперимент, тренинги общения; социальное стимулирование, различные виды эмоционально-словесного поощрения.

К административным методам управления относятся: организационное проектирование; регламентирование; нормирование. Их целью является установление правил, обязательных для выполнения, и определение содержания и порядка организационной деятельности (типовое положение, устав ОУ, локальные акты и пр.).

Данные методы предполагают использование следующих механизмов: административные – приказ, распоряжение, указание; нормативные – закон, положение, инструкция, муниципальное задание, спущенное сверху и обязательное для выполнения; экономические – процент выплачиваемой премии, стоимость оказываемых образовательной организацией платных услуг, зарплата; социально-психологические – выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития ОУ и мероприятий по его реализации.

Целью экономических методов являются: воздействие на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и взыскание, зарплата). Они достигаются с помощью методов материальной мотивации, реализующихся в виде материального вознаграждения (заработная плата, премия, гранты) в соответствии с количеством и качеством труда или материальных взысканий за недолжное его выполнение.

Формы управления могут иметь разную структуру и направления: инструктивно-методические и теоретические семинары, заседания ученического коллектива, педагогические советы, методические объединения, школьные конференции, педагогические чтения, родительский всеобуч.

Функции управления. В управлении профессиональным образовательным учреждением применяются присущие ему как педагогической системе специфические функции. Под функциями управления понимают деятельность субъектов, осуществляющих полный технологический процесс управленческого цикла с целенаправленным достижением фактических результатов. Участники управления реализуют системные функции: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную.

Тесные и последовательные взаимоотношения функций проявляются на разных уровнях организационной структуры системы управления. При этом функции сохраняют единство и целостность в общем процессе управления образовательным учреждением.

На сегодняшний день можно выделить несколько основных подходов в управлении образованием: процессный, системный и ситуационный.

Процессный подход рассматривает управление как комплекс взаимозависимых видов деятельности, при этом любая функция представляет процесс, состоящий из других взаимодополняющих операций. В системном подходе образовательное учреждение воспринимается как сложноустроенная социально-педагогическая система. Деятельность ее руководителя нацелена на достижение целостности модели управления образовательной организацией, с учетом многообразия факторов ее развития. Ситуационный подход рассматривается как возможность управления школой в зависимости от особенностей определенной ситуации.

Соответственно, в педагогическом смысле «система» определяется как совокупность регулярно взаимодействующих взаимозависимых элементов, созданная для достижения определенных целей.

Использование системного метода в управлении позволит руководителю образовательного учреждения выбрать наиболее подходящий арсенал управленческих стратегий и технологий и использовать их в процессе функционирования школы. В отличие от управления в сфере менеджмента, социальное управление связано с общественными отношениями и потребностями. Оно представляет собой сложноорганизованную систему, включающую отдельных людей и общественные подразделения, которые имеют определенные связи и отношения.

По мнению А. Лоутона, Э. Роуз, одним из главных принципов создания организационных структур учреждения считается принцип выделения компетенции. Его сущность заключается в том, чтобы наделить каждый управляемый субъект только ему присущими конкретными функциями. В этом случае для реализации данного принципа управленческий орган наделяется соответствующими необходимыми объемами ресурсов. В том случае если управленческая структура работает по принципу иерархии своих звеньев с их расширением «сверху вниз», ее называют пирамидальной. Она функционирует в соответствии с принципом единоначалия. В пирамидальной структуре присутствуют только формальные бюрократические отношения, что делает ее статичной и устойчивой к каким-либо изменениям и нововведениям.

Существует также другой вид организационной структуры – классическая, которая функционирует по принципу жесткого разделения функций работников коллектива. Однако в большинстве случаев в учреждениях используются комбинированные организационные структуры. Они применяют в своей работе следующие признаки разделения труда: по функциям и виду деятельности, по функциям и субъекту управления и др. Подобные структуры дают возможность образовательным учреждениям лучше адаптироваться к различным функциональным ситуациям.

Деятельность руководителя, реализующая управленческие функции, основывается на определенных принципах управления. Ведущими могут быть принципы социального управления, разработанные А. Файолем: оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении; единства единоначалия и коллегиальности в управлении; рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении.

Однако в практике общеобразовательных организаций существуют и специфические принципы. Так, например, принцип сочетания интересов детского и взрослого коллективов, который учитывает особенности формирования и развития детского коллектива, подчеркивает необходимость развития детской самостоятельности, инициативы. Принцип нормативности предполагает управление школой на нормативной базе, в соответствии с предписаниями, которые регламентируют разные стороны учебно-воспитательной работы.

Образовательная организация как сложная динамическая социальная система является объектом как внешнего, так и внутриорганизационного управления. Следовательно, можно сделать вывод о наличии управления образовательной организацией в целом и ее отдельными компонентами, которые являются подсистемами общей системы образовательной организации.

Подсистемами считаются образовательный и другие процессы, персонал образовательной организации, используемые ресурсы и инфраструктура, имущественный комплекс, взаимодействие с партнерами и др.

Особенность сегодняшнего времени – потребность управления инновациями в сфере образования. Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства, методы, формы, технологии, содержательные программы и т. п.

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в сфере образования являются:

– разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

– обновление содержания образования;

– изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;

– совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

– улучшение подготовки педагогических кадров и повышение их квалификации;

– проектирование новых моделей образовательного процесса;

– обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровьесберегающих технологий обучения;

– обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

– разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Литература

1. Борщева, Н. Попечительский совет – общественная форма управления образовательным учреждением / Н. Борщева. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2011. – № 10. – С. 7-9.

2. Заикина, А. Н. Педагогический совет в общеобразовательной школе (из опыта работы) / А. Н. Заикина. – Текст : непосредственный // Завуч. – 2006. – № 6. – С. 97.

3. Конаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2000. – 224 с. – Текст : непосредственный.

4. Лазарев, B. C. Системное развитие школы / В. С. Лазарев. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 304 с. – Текст : непосредственный.

5. Моисеев, А. М. Функции управления школой / А. М. Моисеев. – Текст : непосредственный // Практика административной работы в школе. – 2004. – № 5. – С. 24-26.

6. Омарова, В. К. Педагогический менеджмент и управление современной школой / В. К. Омарова, Н. П. Рачинская, О. Н. Баринова [и др.]. – Павлодар : ПГПИ, 2011. – 251 с. – Текст : непосредственный.

7. Орлов, А. А. Управление учебно-воспитательной работой в школе / А. А. Орлов. – М. : Просвещение, 1991. – 387 с. – Текст : непосредственный.

8. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П. И. Пидкасистый. – М. : Педагогическое общество России, 1998. – 640 с. – Текст : непосредственный.

9. Советова, Е. В. Справочник заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе / Е. В. Советова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 315 с. – Текст : непосредственный.

10. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянов. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – 576 с. – Текст : непосредственный.

11. Султанова, Т. А. К вопросу о прогностической направленности деятельности менеджеров образования / Т. А. Султанова. – Текст : непосредственный // Государственная политика реформирования социального и гуманитарного образования: сравнение опыта постсоциалистических государств. – Оренбург : Изд-во ОГУ, 2014. – С. 70–76.

12. Третьяков, П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. – М. : Новая школа, 1998. – 283 с. – Текст : непосредственный.

13. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. – М. : Изд-во «Владос», 2002. – 214 с. – Текст : непосредственный

14. Шамова, Т. И. Менеджмент в управлении школой / Т. И. Шамова. – М. : Изд-во «Владос», 1992. – 316 с. – Текст : непосредственный.

15. Управление качеством образования : практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 448 с. – Текст : непосредственный.

Контрольные вопросы к теме 12 «Управление в сфере образования»

1. Представьте схему структуры государственно-общественной системы управления образованием на основе анализа III раздела Закона РФ «Об образовании». Сравните компетенции каждого уровня управления (федерального, регионального, муниципального) в области образования.

2. Сравните принципы управления организацией начала и конца XX столетия.

3. Алгоритмизируйте анализ причин неудовлетворительного результата образования.

4. Подходы к проектированию целей общего среднего образования. Представьте структуру целей общего среднего образования.

5. Раскройте понятия основных управленческих функций «планирование», «организация», «контроль», «мотивация» и координация.

6. Докажите, что школа является открытой педагогической системой.

7. Раскройте внутреннее строение школы как объекта управления.

8. Назовите основные службы школы.

9. Назовите основные требования к профессиональной компетенции менеджеров. На ваш взгляд, какими деловыми качествами должен обладать руководитель школы?

10. Охарактеризуйте ближайшую социальную среду школы. Основные отношения школы с социальной средой.