Тема 2.4. Физическое воспитание и культура здоровья
Теоретический материал
Актуальность физического воспитания в современной отечественной системе образования определяется рядом факторов. Так, академик Н. А. Амосов говорил: «Народ здоров, если здорово общество».
Значимость физического развития неоспорима для гармоничного развития личности. На это также указывают нормативно-правовые основы интеллектуального воспитания:
– Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
– ФГОС;
– стратегические и концептуальные документы.
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирование двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развитие физических качеств. Среди указанных качеств можно выделить:
– оздоровительные (развитие физических навыков, закаливание, развитие эстетических качеств (красивая осанка, культура движений);
– образовательные (формирование двигательных качеств, получение новых знаний);
– воспитательные (развитие личностных качеств, таких как выносливость, дисциплинированность, чувство коллективизма; развитие психических способностей, например, памяти, внимания; воспитание гигиенических навыков, привычки самообслуживания).
Значимость физического воспитания определяется также направленностью на формирование совокупности полезных результатов:
– совершенствование основных жизнеобеспечивающих функций и систем организма;
– улучшение психоэмоционального состояния;
– достижение высокого уровня физической подготовленности;
– коррекция фигуры и массы тела;
– повышение умственной работоспособности.
Выделяют следующие формы физического воспитания:
Урочные:
– уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т. п.);
– спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.
Внеурочные:
– малые – используются для оперативного (текущего) управления физическим состоянием (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза);
– крупные – направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера (занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атлетической гимнастикой и др.);
– соревновательные – формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т. п. (система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки или соревнования и др.).
Основной целью физического воспитания является здоровье учащихся. Остановимся подробнее на сущности и содержательных характеристиках данного феномена. Здоровье – это:
– состояние организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой, и отсутствуют какие-либо болезненные изменения;
– состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения – ВОЗ).
Выделяют такие виды здоровья, как:
– физическое (естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем);
– психическое (зависит от состояния головного мозга, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств);
– нравственное (определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе).
Чрезвычайно важно сформировать у учащихся понимание значимости здорового образа жизни (ЗОЖ), т. е. совокупности принципов поведения, мероприятий и привычек, способствующих оздоровлению и укреплению организма, активизации иммунитета и улучшению самочувствия.
Воспитание здорового образа жизни представляет собой создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Компонентами ЗОЖ являются:
– режим труда и отдыха;
– закаливание;
– искоренение вредных привычек;
– двигательная активность;
– личная гигиена;
– рациональное питание.
Культура ЗОЖ – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Структура культуры ЗОЖ включает следующие компоненты:
– мотивационно-личностный (включает совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе социальных отношений);
– когнитивный (представляет собой целостную практико-ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития);
– деятельностный (обеспечивает достижение определенного уровня здоровья через личностно-значимый и индивидуально-ориентированный здоровый образ жизни).
Критериями сформированной культуры здоровья являются:
1. Наличие знаний:
– здоровье и ЗОЖ;
– об угрозах здоровью;
– о преимуществах ЗОЖ.
2. Жизнедеятельность:
– наличие мотивации к принятию культурных норм и правил;
– опыт самостоятельной деятельности по сохранению и укреплению здоровья.
Воспитание культуры здоровья осуществляется посредством здоровьесберегающих технологий.
Рассмотрим понятие и виды здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающая технология – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.
Среди видов здоровьесберегающих технологий выделяют:
– технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения;
– технологии обучения здоровому образу жизни;
– психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности;
– коррекционные технологии (арт-терапия; технология музыкального воздействия; сказкотерапия; психогимнастика и др.).
Так, например, целью психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий являются:
– обеспечение развития природных способностей ребенка (ума, нравственных и эстетических чувств), потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством;
– снятие эмоционального напряжения;
– создание благоприятного психологического климата на уроке;
– охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;
– комплексное использование личностно-ориентированных технологий.