Тема 2.4. Физическое воспитание и культура здоровья

Теоретический материал

 

 

Презентация

Актуальность физического воспитания в современной отечественной системе образования определяется рядом факторов. Так, академик Н. А. Амосов говорил: «Народ здоров, если здорово общество».

Значимость физического развития неоспорима для гармоничного развития личности. На это также указывают нормативно-правовые основы интеллектуального воспитания:

– Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

– ФГОС;

– стратегические и концептуальные документы.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирование двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развитие физических качеств. Среди указанных качеств можно выделить:

– оздоровительные (развитие физических навыков, закаливание, развитие эстетических качеств (красивая осанка, культура движений);

– образовательные (формирование двигательных качеств, получение новых знаний);

– воспитательные (развитие личностных качеств, таких как выносливость, дисциплинированность, чувство коллективизма; развитие психических способностей, например, памяти, внимания; воспитание гигиенических навыков, привычки самообслуживания).

Значимость физического воспитания определяется также направленностью на формирование совокупности полезных результатов:

– совершенствование основных жизнеобеспечивающих функций и систем организма;

– улучшение психоэмоционального состояния;

– достижение высокого уровня физической подготовленности;

– коррекция фигуры и массы тела;

– повышение умственной работоспособности.

Выделяют следующие формы физического воспитания:

Урочные:

– уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т. п.);

– спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Внеурочные:

– малые – используются для оперативного (текущего) управления физическим состоя­нием (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза);

– крупные – направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера (занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атлетической гимнастикой и др.);

– соревновательные – формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая под­готовленность и т. п. (система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки или соревнования и др.).

Основной целью физического воспитания является здоровье учащихся. Остановимся подробнее на сущности и содержательных характеристиках данного феномена. Здоровье – это:

– состояние организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой, и отсутствуют какие-либо болезненные изменения;

– состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения – ВОЗ).

Выделяют такие виды здоровья, как:

– физическое (естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем);

– психическое (зависит от состояния головного мозга, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств);

– нравственное (определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе).

Чрезвычайно важно сформировать у учащихся понимание значимости здорового образа жизни (ЗОЖ), т. е. совокупности принципов поведения, мероприятий и привычек, способствующих оздоровлению и укреплению организма, активизации иммунитета и улучшению самочувствия.

Воспитание здорового образа жизни представляет собой создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

Компонентами ЗОЖ являются:

– режим труда и отдыха;

– закаливание;

– искоренение вредных привычек;

– двигательная активность;

– личная гигиена;

– рациональное питание.

Культура ЗОЖ – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Структура культуры ЗОЖ включает следующие компоненты:

– мотивационно-личностный (включает совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе социальных отношений);

– когнитивный (представляет собой целостную практико-ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития);

– деятельностный (обеспечивает достижение определенного уровня здоровья через личностно-значимый и индивидуально-ориентированный здоровый образ жизни).

Критериями сформированной культуры здоровья являются:

1. Наличие знаний:

– здоровье и ЗОЖ;

– об угрозах здоровью;

– о преимуществах ЗОЖ.

2. Жизнедеятельность:

– наличие мотивации к принятию культурных норм и правил;

– опыт самостоятельной деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

Воспитание культуры здоровья осуществляется посредством здоровьесберегающих технологий.

Рассмотрим понятие и виды здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающая технология – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Среди видов здоровьесберегающих технологий выделяют:

– технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения;

– технологии обучения здоровому образу жизни;

– психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности;

– коррекционные технологии (арт-терапия; технология музыкального воздействия; сказкотерапия; психогимнастика и др.).

Так, например, целью психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий являются:

– обеспечение развития природных способностей ребенка (ума, нравственных и эстетических чувств), потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством;

– снятие эмоционального напряжения;

– создание благоприятного психологического климата на уроке;

– охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;

– комплексное использование личностно-ориентированных технологий.